Сегодня, нашему государству нужны люди с активной жизненной позицией, с развитым чувством ответственности, идущие в ногу со временем, умеющие быстро принимать правильные решения, здраво мыслить, способные к сотрудничеству.
Нам, учителям математики, как никому другому, под силу воспитать такого гражданина, научив его рассуждать, доказывать, находить пути решения, делать выводы. Но как же работать с учащимся нового поколения? Думаю, что прежде всего нужно менять стиль работы, а начинать нужно с изменения подходов к процессу обучения, отношение к ученику, осознания того, что в педагогическом процессе не учитель, а ученик выступает центральной фигурой.
На мой взгляд, самым важным изменением должно быть обеспечение психологического комфорта. Известно, чем выше тревожность, тем ниже интеллектуальный показатель и сам познавательный процесс.
Сегодня, нашему государству нужны люди с активной жизненной позицией, с развитым чувством ответственности, идущие в ногу со временем, умеющие быстро принимать правильные решения, здраво мыслить, способные к сотрудничеству.
Нам, учителям математики, как никому другому, под силу воспитать такого гражданина, научив его рассуждать, доказывать, находить пути решения, делать выводы. Но как же работать с учащимся нового поколения? Думаю, что прежде всего нужно менять стиль работы, а начинать нужно с изменения подходов к процессу обучения, отношение к ученику, осознания того, что в педагогическом процессе не учитель, а ученик выступает центральной фигурой.
На мой взгляд, самым важным изменением должно быть обеспечение психологического комфорта. Известно, чем выше тревожность, тем ниже интеллектуальный показатель и сам познавательный процесс.
Считаю, что каждый урок начинать с чего-то интересного и необычного, что поможет замотивировать ребёнка к обучению и достижению поставленных целей. А поскольку поставлена цель, будет и самоорганизация, что есть одним из ключевых понятий синергетики.
Использование синергетического подхода в образовании возможно по трем направлениям:
1. Синергетика для образования. В этой связи предлагаются интегративные курсы по завершению очередного цикла обучения.
2. Синергетика в образовании. Это направление характеризуется внедрением в частных дисциплинах материалов, иллюстрирующих принципы синергетики. В каждой учебной дисциплине имеются разделы, изучающие процессы становления, возникновения нового. Здесь уместно, наряду с традиционным, использовать язык синергетики, позволяющей в дальнейшем создать горизонтальное поле междисциплинарного диалога.
3. Синергетика образования. Данное направление предусматривает синергетичность самого процесса образования, становления личности и знания. Примеры педагогического мастерства и авторских методик есть лучшие образцы приложения целостных синергетических подходов. Однако сегодня проблема не в том, чтобы создать единую методику, а в том, чтобы научить педагога осознанно создавать свою, только ему присущую методику и стиль деятельности, оставаясь на позициях науки о человеке.
Современные ученые видят развитие образования в сотрудничестве с самим собой и другими. Подтверждение их мыслей мы встречаем на каждом шагу.
Во-первых, технология обучения в сотрудничестве имеет ряд преимуществ перед стандартным уроком, поскольку материал, проработанный всеми учениками путём обсуждения, усваивается и запоминается лучше, да и интереснее чем просто рассказ учителя. Таким образом, появляется мотивация работать на уроке.
Во-вторых, работа в сотрудничестве помогает сформировать необходимые интеллектуальные и коммуникативные умения, которые так необходимы в жизни.
Замечено, что для развития учащихся важно во время обучения использовать беседы, дискуссии, рассуждения, исследования, а не передачу уже готовых знаний.
Как показывает практика проще осудить кого-то, но при этом не видеть себя. А ведь при самоконтроле и самооценке человек осознает правильность или ошибочность своих действий. Поэтому очень важно научить ребят во время учебного процесса адекватно оценивать свои учебные достижения.
Подводя итог, хочется сказать, что поменяв стиль работы, а именно подходы к процессу обучения и ученику, можно успешно реализовать новые задачи образования. Обучая в сотрудничестве, мы увидим на выходе из школы гармоничные и творческие личности. Дети научатся быть коммуникативными, аргументировано отстаивать своё мнение и прислушиваться к мнению окружающих, а также уважать любого человека, вне зависимости от его личностных особенностей, будут ответственны за результаты своего труда.