ФГОС ДОУ задаёт ориентиры для формирования условий развития детей, обеспечивая их права на качественное дошкольное образование. Познавательное и речевое развитие, как ключевые направления, интегрируют в себя обучение, развитие и воспитание ребёнка. Эти аспекты играют важнейшую роль в создании основы для успешного обучения в школе и дальнейшей социальной адаптации.
Для детей младшей группы характерны быстрые темпы развития восприятия, мышления и речи. В этот период важно создать условия, которые поддерживают естественный интерес ребёнка к изучению окружающего мира и стимулируют речевую активность.
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОУ
ФГОС ДОУ задаёт ориентиры для формирования условий развития детей, обеспечивая их права на качественное дошкольное образование. Познавательное и речевое развитие, как ключевые направления, интегрируют в себя обучение, развитие и воспитание ребёнка. Эти аспекты играют важнейшую роль в создании основы для успешного обучения в школе и дальнейшей социальной адаптации.
Для детей младшей группы характерны быстрые темпы развития восприятия, мышления и речи. В этот период важно создать условия, которые поддерживают естественный интерес ребёнка к изучению окружающего мира и стимулируют речевую активность.
Содержание познавательного и речевого развития
В соответствии с ФГОС ДОУ познавательное развитие включает:
Формирование целостной картины мира: дети осваивают понятия о природе, обществе, предметах и явлениях, их свойствах и функциях.
Развитие познавательной активности: формируются интерес к изучению нового, способности к исследованию.
Обучение базовым навыкам логического мышления: сравнение, классификация, установление причинно-следственных связей.
Речевое развитие подразумевает:
Обогащение словарного запаса: включение новых слов, их значений и употребления в контексте.
Развитие грамматического строя речи: формирование простых предложений, использование правильных форм слов.
Формирование коммуникативных навыков: умение задавать вопросы, отвечать, высказывать своё мнение.
Обе области должны развиваться в тесной связи: через познание ребёнок получает новый материал для речевой деятельности, а речь становится инструментом познания.
Организация образовательной деятельности
Для реализации задач ФГОС ДОУ важно грамотно организовать образовательный процесс. Это включает следующие аспекты:
1. Принципы организации деятельности
Игровой подход: игра остаётся ведущим видом деятельности ребёнка. Через неё можно интегрировать познавательные и речевые задачи.
Учет возрастных особенностей: задания должны быть доступными, соответствовать уровню развития детей.
Наглядность и сенсорное обогащение среды: использование предметов, картинок, игрушек стимулирует познавательную и речевую активность.
2. Методы и формы работы
Игры и упражнения: например, игры «Что это?» (развитие речи) и «Найди пару» (развитие мышления).
Чтение и обсуждение книг: стимулирует восприятие, обогащает речь и развивает интерес к литературе.
Наблюдения и эксперименты: позволяют детям изучать свойства предметов и явлений (например, «Почему тает лёд?»).
Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация помогают развивать мелкую моторику, тесно связанную с речевым развитием.
3. Роль развивающей среды
Развивающая среда должна быть насыщенной и безопасной. В младшей группе целесообразно включать:
уголки для сенсорного развития с материалами для сортировки, изучения цветов, форм, размеров;
речевые уголки с книгами, настольными играми, карточками.
Практические рекомендации для воспитателей
Стимулируйте вопросы и самостоятельные ответы детей. Это развивает как познавательный интерес, так и речь.
Чередуйте виды деятельности. Например, после подвижной игры предложите детям рассмотреть картинки или послушать короткую сказку.
Вовлекайте детей в диалог. Используйте вопросы, побуждающие к размышлению: «Как ты думаешь, почему...?».
Проводите тематические недели. Например, тема «Осень» объединяет рассказы, стихи, наблюдения, игры и творчество.
Поддерживайте родителей. Рассказывайте о том, как можно развивать речь и мышление детей дома, например, через совместное чтение.
Познавательное и речевое развитие в младшей группе — это основа для формирования гармоничной личности ребёнка. Воспитатель, используя требования ФГОС ДОУ, должен учитывать индивидуальные особенности детей, строить работу в игровом формате, создавать комфортную развивающую среду. Системный подход и внимание к потребностям ребёнка позволяют не только обеспечить выполнение образовательных стандартов, но и способствуют всестороннему развитию детей.
Список литературы
Жданова Наталья Евгеньевна, Яшкина Анна Александровна Изменения требований к программе дошкольного образования в условиях модернизации образования // Педагогическое образование в России.
2015. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izmeneniya-trebovaniy-k-programme-doshkolnogo-obrazovaniya-v-usloviyah-modernizatsii-obrazovaniya
Мальгинова
Любовь Алексеевна,
Жерневская
Татьяна Васильевна, Грибанова Марина Владиславовна Использование моделей, проектной деятельности и тематического планирования в организации образовательного процесса дошкольной организации на этапе реализации требований
ФГОС
до // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего
возраста».
2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-modeley-proektnoy-deyatelnosti-i-tematicheskogo-planirovaniya-v-organizatsii-obrazovatelnogo-protsessa-doshkolnoy
Насибуллина
М. К. Познавательное развитие дошкольников в контексте
ФГОС
// Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста».
2015. №.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnoe-razvitie-doshkolnikov-v-kontekste-fgos