В статье рассмотрены проблемы взаимодействия ДОО, семьи и библиотеки в вопрсах повышения читательского интереса. Определены основные формы и напрвыления в работе дошкольного образовательного учреждения с семьей и библиотекой, представлены результаты сотрудничества.
Ключевые слова: сотрудничество дошкольного учреждения и библиотеки, детская библиотека, развитие ребенка, читательский интерес, формы работы, экскурсии, занятия, выставки, акции, родительский клуб, книжные выставки.
Работа:
Галина Владимировна Коробкова
Воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ№59 Цыплята
г. Северодвинск
Сотрудничество ДОО с библиотекой семейного чтения Кругозор
В статье рассмотрена проблема взаимодействия ДОО, семьи и библиотеки в вопросах повышения читательского интереса. Определены основные формы и направления в работе дошкольного образовательного учреждения с семьей и библиотекой, представлены результаты сотрудничества.
Ключевые слова: сотрудничество дошкольного учреждения и библиотеки, детская библиотека, развитие ребенка, читательский интерес, формы работы, экскурсии, занятия, выставки, акции, родительский клуб, книжные выставки.
На сегодняшний день актуальной остается проблема литературного образования детей, приобщения их к чтению. Современные источники информации: телевидение, интернет, компьютерные игры все больше вытесняют книги, интерес к чтению снижается.
Проблемой детского чтения занимались отечественные педагоги и психологи В.А. Сухомлинский [5], А.В. Запорожец [4 ], Е.А.Флерина [6]. В своих исследованиях они отмечали, что приобщать ребенка к художественной литературе необходимо с раннего возраста, именно детская книга является одним из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников.
ФГОС ДО предполагает создание условий в ДО для социально коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития дошкольников [3 ].
Одним из условий и путей читательского развития детей дошкольного возраста является установление прочных связей ДОО с социумом. Детские библиотеки выступают, как главные центры приобщения и вхождения дошкольников в книжную культуру [1].
Особая роль библиотек раскрывается в создании среды развития ребенка через чтение, книгу, отвечающих его возрастным особенностям, предоставлении оптимальных условий для культурного развития, повышения читательского интереса, привлечении родителей к совместному чтению с детьми, организации досуга детей и их родителей.
Отношение к книге детей – зеркальное отражение отношения к книге взрослых, и прежде всего взрослые должны стать примером проявления
интереса к книге, понимания ее роли во всестороннем развитии ребенка.
Поэтому главная цель сотрудничества ДОО и библиотеки – укрепление связи детской библиотеки с ДОО, родителями дошкольников, привлечение родителей к активному участию в педагогическом процессе.
Исходя из цели, решается целый комплекс задач по установлению тесного сотрудничества между социальными партнерами - библиотекой, педагогами и родителями,- в вопросах воспитания у дошкольников интереса к книге и чтению:
Создать условия тесного взаимодействия библиотеки и семей ДОО для всестороннего развития детей.
Формировать нравственную и духовную культуру дошкольников: любовь, интерес и уважительное отношение к книгам, потребность общения с книгой.
Расширять кругозор, развивать познавательную активность дошкольников и родителей.
Развивать художественный вкус, творческие способности детей, родителей.
Организовывать семейный досуг.
Наше ДОО активно сотрудничает с детской библиотекой Кругозор на протяжении нескольких лет. Сотрудничество библиотеки и детского сада включает разнообразные формы работы.
Ежегодно, для дошкольников проводятся экскурсии в библиотеку с целью сформировать у детей интерес к библиотеке, познакомить с правилами поведения в библиотеке, познакомить с ее основными отделами читальный зал, абонентский отдел, игровая.
Через литературу и книги ввести детей в мир отношений с окружающим миром природы родного края и бережного отношения к ней способствуют занятия экологической направленности в рамках эколого – познавательных программ для детей средней и старшей групп Путешествие с Волшебницей природой, Войди в природу другом. Занятия проводятся по темам В гостях у Лесовичка, Кто в Белом море живет?, Жалобная книга природы. Такие встречи состоят из игр, бесед, чтения вслух сказок, рассказов и обсуждения прочитанного.
Так, например, в ходе познавательной беседы – игры Сосна – жемчужина русского леса, дети закрепляют знания о деревьях леса, их значении для человека и животных с помощью игр Покажи дерево, Найди картинку, Кто быстрее соберет шишки.
В рамках программы Сказочная безопасность проводятся мероприятия по обучению детей подготовительной группы правилам безопасности в окружающем мире через сказки и игровую деятельность. Данная программа реализуется через чтение сказок, мультпоказ, обыгрывание сказок, театрализованную деятельность, рисование по сказкам. В литературных играх на занятиях принимают участие не только дети, но и их родители. Такие игры дают радость семейного общения, наглядно прививают любовь к чтению у ребенка-дошкольника через демонстрацию читательского опыта его родных.
После проведенных мероприятий предлагаются творческие домашние задания: нарисовать рисунки по теме беседы, сделать рукотворные поделки. В библиотеке прошли творческие выставки рисунков детей и родителей Уж кружит лист осенний, У самого Белого моря, Уже румянит осень клены, Приключение муравьишки, Зимняя сказка; выставки поделок Дары осени, Новогодняя игрушка, сделанные руками детей совместно с родителями. Каждая выставка – это не только возможность полюбоваться прекрасным, но и повод для общения между читателями, а также для совместной деятельности воспитателей, детей и родителей.
Проводятся творческие конкурсы стихов, рассказов и сказок Волшебное перышко, Копилка добрых дел, Сотвори радугу, в которых активно участвуют семьи ДОО, становятся победителями.
Наше сотрудничество с библиотекой предполагает и участие в разнообразных акциях и полезных благотворительных делах. Дошкольники принимают участие в экоакциях, помогающих воспитать у детей чувство ответственности за сохранение чистоты природы Помоги лесу и его обитателям, Лесу нужна помощь, Для скворца и для синички дом построим мы отличный.
Библиотека принимает активное участие в ежегодных акциях. На Международном дне чтения, проводимого издательством Розовый жираф, дети нашего ДОО через мультимедийную презентацию познакомились с книгой Людвига Бемельманса Мадлен в Лондоне, послушали отрывки из произведения. Принимали участие во Всероссийской акции Ночь искусств, где вместе с педагогами и родителями представили театрализованные постановки по сказкам С. Писахова, пели частушки, песни, читали стихи о Севере.
В библиотеке проходят Недели детской книги, посещая которые дети и родители знакомятся с творчеством разных писателей: И. Акимушкина, И. Токмаковой, И. Пивоваровой, Ю. Олеши и других.
Хорошо зарекомендовали себя занятия родительского клуба Ключик. Интересно прошли занятия: Зима мне тихо шепчет сказку, Книга добру научила меня, Читаем вместе с папой, Читаем вместе с мамой, которые проходили в форме игр, рекомендаций для совместного чтения, конкурса - презентации любимой книги семьи, рассказов о добрых делах семьи, зимних каникулах.
В библиотеке проходят праздники День точки, Мы за чаем не скучаем, литературно - игровые программы Путешествие с волшебным перышком, Нам хорошо вместе ...читать. Совместное проведение праздников объединяет и сплачивает взрослых и детей.
Пробудить у ребенка интерес к книге – одна из главных задач выставочной работы в детской библиотеке. Для этого сотрудники библиотеки проводят книжные выставки - рекомендации: Писали о природе, По страницам Красной книги, Северные писатели, Писатели для детей. Книги, представленные на книжно-иллюстративных выставках, активно берутся родителями для семейного чтения.
В библиотеке на абонементе каждая семья может выбрать детскую литературу, получить советы специалистов по интересующим их вопросам: что и как читать детям дошкольного возраста, какие книги выбрать для семейного чтения, приобрести в семейную библиотеку.
В ДОО ежегодно проводится анкетирование родителей с целью выявления читательского интереса детей и взрослых. Опрос родителей показал, что 60% родителей любят читать, имеют дома библиотеку. 40% - ходят с детьми в детскую библиотеку, ежедневно читают детям. На вопрос для чего читать детям большинство родителей ответило чтобы получать много полезной информации, был умным, начитанным, расширялся кругозор, увеличивался словарный запас.
Таким образом, в результате нашей работы укрепился имидж детской библиотеки, родители стали активнее, принимают участие в совместных мероприятиях ДОО и библиотеки, у большинства детей проявился устойчивый интерес к книге и бережному отношению к ней. Дети вместе с родителями с желанием идут в библиотеку и становятся постоянными читателями.
Литература.
Быкадорова Н. К. Детская библиотека и дошкольные образовательные учреждения: социальное партнерство в интересах детей: воспитание дошкольников // Новая библиотека. – 2007. - N 3. - С. 21-24
Балалиева О. В. Социальное партнерство как организационная инновация дошкольного образовательного учреждения // Научные исследования в образовании. - 2009. - № 5. - С. 16-19
Доронова Т. Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования / Т. Доронова, С. Доронов // Дошк. воспитание. – 2014. – № 1. – С. 49–55
Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком дошкольником литературного произведения (Алексеева М.М., Яшина В.И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие. -
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Киев: Рад. Школа, 1973 – 288с.
Флёрина Е.А. Художественное слово для детей дошкольного возраста (Алексеева М.М., Яшина В.И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие. - М.: изд.ц. Академия, 1999 г.)
Чикова И. Б., Аникеева В. В., Осипова С. А. Расширение образовательного пространства ДОУ в рамках взаимодействия с библиотекой // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №1. — С. 25-27.
Скачать работу
Воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ№59 Цыплята
г. Северодвинск
Сотрудничество ДОО с библиотекой семейного чтения Кругозор
В статье рассмотрена проблема взаимодействия ДОО, семьи и библиотеки в вопросах повышения читательского интереса. Определены основные формы и направления в работе дошкольного образовательного учреждения с семьей и библиотекой, представлены результаты сотрудничества.
Ключевые слова: сотрудничество дошкольного учреждения и библиотеки, детская библиотека, развитие ребенка, читательский интерес, формы работы, экскурсии, занятия, выставки, акции, родительский клуб, книжные выставки.
На сегодняшний день актуальной остается проблема литературного образования детей, приобщения их к чтению. Современные источники информации: телевидение, интернет, компьютерные игры все больше вытесняют книги, интерес к чтению снижается.
Проблемой детского чтения занимались отечественные педагоги и психологи В.А. Сухомлинский [5], А.В. Запорожец [4 ], Е.А.Флерина [6]. В своих исследованиях они отмечали, что приобщать ребенка к художественной литературе необходимо с раннего возраста, именно детская книга является одним из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников.
ФГОС ДО предполагает создание условий в ДО для социально коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития дошкольников [3 ].
Одним из условий и путей читательского развития детей дошкольного возраста является установление прочных связей ДОО с социумом. Детские библиотеки выступают, как главные центры приобщения и вхождения дошкольников в книжную культуру [1].
Особая роль библиотек раскрывается в создании среды развития ребенка через чтение, книгу, отвечающих его возрастным особенностям, предоставлении оптимальных условий для культурного развития, повышения читательского интереса, привлечении родителей к совместному чтению с детьми, организации досуга детей и их родителей.
Отношение к книге детей – зеркальное отражение отношения к книге взрослых, и прежде всего взрослые должны стать примером проявления
интереса к книге, понимания ее роли во всестороннем развитии ребенка.
Поэтому главная цель сотрудничества ДОО и библиотеки – укрепление связи детской библиотеки с ДОО, родителями дошкольников, привлечение родителей к активному участию в педагогическом процессе.
Исходя из цели, решается целый комплекс задач по установлению тесного сотрудничества между социальными партнерами - библиотекой, педагогами и родителями,- в вопросах воспитания у дошкольников интереса к книге и чтению:
Создать условия тесного взаимодействия библиотеки и семей ДОО для всестороннего развития детей.
Формировать нравственную и духовную культуру дошкольников: любовь, интерес и уважительное отношение к книгам, потребность общения с книгой.
Расширять кругозор, развивать познавательную активность дошкольников и родителей.
Развивать художественный вкус, творческие способности детей, родителей.
Организовывать семейный досуг.
Наше ДОО активно сотрудничает с детской библиотекой Кругозор на протяжении нескольких лет. Сотрудничество библиотеки и детского сада включает разнообразные формы работы.
Ежегодно, для дошкольников проводятся экскурсии в библиотеку с целью сформировать у детей интерес к библиотеке, познакомить с правилами поведения в библиотеке, познакомить с ее основными отделами читальный зал, абонентский отдел, игровая.
Через литературу и книги ввести детей в мир отношений с окружающим миром природы родного края и бережного отношения к ней способствуют занятия экологической направленности в рамках эколого – познавательных программ для детей средней и старшей групп Путешествие с Волшебницей природой, Войди в природу другом. Занятия проводятся по темам В гостях у Лесовичка, Кто в Белом море живет?, Жалобная книга природы. Такие встречи состоят из игр, бесед, чтения вслух сказок, рассказов и обсуждения прочитанного.
Так, например, в ходе познавательной беседы – игры Сосна – жемчужина русского леса, дети закрепляют знания о деревьях леса, их значении для человека и животных с помощью игр Покажи дерево, Найди картинку, Кто быстрее соберет шишки.
В рамках программы Сказочная безопасность проводятся мероприятия по обучению детей подготовительной группы правилам безопасности в окружающем мире через сказки и игровую деятельность. Данная программа реализуется через чтение сказок, мультпоказ, обыгрывание сказок, театрализованную деятельность, рисование по сказкам. В литературных играх на занятиях принимают участие не только дети, но и их родители. Такие игры дают радость семейного общения, наглядно прививают любовь к чтению у ребенка-дошкольника через демонстрацию читательского опыта его родных.
После проведенных мероприятий предлагаются творческие домашние задания: нарисовать рисунки по теме беседы, сделать рукотворные поделки. В библиотеке прошли творческие выставки рисунков детей и родителей Уж кружит лист осенний, У самого Белого моря, Уже румянит осень клены, Приключение муравьишки, Зимняя сказка; выставки поделок Дары осени, Новогодняя игрушка, сделанные руками детей совместно с родителями. Каждая выставка – это не только возможность полюбоваться прекрасным, но и повод для общения между читателями, а также для совместной деятельности воспитателей, детей и родителей.
Проводятся творческие конкурсы стихов, рассказов и сказок Волшебное перышко, Копилка добрых дел, Сотвори радугу, в которых активно участвуют семьи ДОО, становятся победителями.
Наше сотрудничество с библиотекой предполагает и участие в разнообразных акциях и полезных благотворительных делах. Дошкольники принимают участие в экоакциях, помогающих воспитать у детей чувство ответственности за сохранение чистоты природы Помоги лесу и его обитателям, Лесу нужна помощь, Для скворца и для синички дом построим мы отличный.
Библиотека принимает активное участие в ежегодных акциях. На Международном дне чтения, проводимого издательством Розовый жираф, дети нашего ДОО через мультимедийную презентацию познакомились с книгой Людвига Бемельманса Мадлен в Лондоне, послушали отрывки из произведения. Принимали участие во Всероссийской акции Ночь искусств, где вместе с педагогами и родителями представили театрализованные постановки по сказкам С. Писахова, пели частушки, песни, читали стихи о Севере.
В библиотеке проходят Недели детской книги, посещая которые дети и родители знакомятся с творчеством разных писателей: И. Акимушкина, И. Токмаковой, И. Пивоваровой, Ю. Олеши и других.
Хорошо зарекомендовали себя занятия родительского клуба Ключик. Интересно прошли занятия: Зима мне тихо шепчет сказку, Книга добру научила меня, Читаем вместе с папой, Читаем вместе с мамой, которые проходили в форме игр, рекомендаций для совместного чтения, конкурса - презентации любимой книги семьи, рассказов о добрых делах семьи, зимних каникулах.
В библиотеке проходят праздники День точки, Мы за чаем не скучаем, литературно - игровые программы Путешествие с волшебным перышком, Нам хорошо вместе ...читать. Совместное проведение праздников объединяет и сплачивает взрослых и детей.
Пробудить у ребенка интерес к книге – одна из главных задач выставочной работы в детской библиотеке. Для этого сотрудники библиотеки проводят книжные выставки - рекомендации: Писали о природе, По страницам Красной книги, Северные писатели, Писатели для детей. Книги, представленные на книжно-иллюстративных выставках, активно берутся родителями для семейного чтения.
В библиотеке на абонементе каждая семья может выбрать детскую литературу, получить советы специалистов по интересующим их вопросам: что и как читать детям дошкольного возраста, какие книги выбрать для семейного чтения, приобрести в семейную библиотеку.
В ДОО ежегодно проводится анкетирование родителей с целью выявления читательского интереса детей и взрослых. Опрос родителей показал, что 60% родителей любят читать, имеют дома библиотеку. 40% - ходят с детьми в детскую библиотеку, ежедневно читают детям. На вопрос для чего читать детям большинство родителей ответило чтобы получать много полезной информации, был умным, начитанным, расширялся кругозор, увеличивался словарный запас.
Таким образом, в результате нашей работы укрепился имидж детской библиотеки, родители стали активнее, принимают участие в совместных мероприятиях ДОО и библиотеки, у большинства детей проявился устойчивый интерес к книге и бережному отношению к ней. Дети вместе с родителями с желанием идут в библиотеку и становятся постоянными читателями.
Литература.
Быкадорова Н. К. Детская библиотека и дошкольные образовательные учреждения: социальное партнерство в интересах детей: воспитание дошкольников // Новая библиотека. – 2007. - N 3. - С. 21-24
Балалиева О. В. Социальное партнерство как организационная инновация дошкольного образовательного учреждения // Научные исследования в образовании. - 2009. - № 5. - С. 16-19
Доронова Т. Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования / Т. Доронова, С. Доронов // Дошк. воспитание. – 2014. – № 1. – С. 49–55
Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком дошкольником литературного произведения (Алексеева М.М., Яшина В.И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие. -
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Киев: Рад. Школа, 1973 – 288с.
Флёрина Е.А. Художественное слово для детей дошкольного возраста (Алексеева М.М., Яшина В.И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие. - М.: изд.ц. Академия, 1999 г.)
Чикова И. Б., Аникеева В. В., Осипова С. А. Расширение образовательного пространства ДОУ в рамках взаимодействия с библиотекой // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №1. — С. 25-27.