Современная образовательная система, в том числе в России, претерпевает существенные изменения, направленные на улучшение качества подготовки учащихся. Одним из ключевых элементов этих преобразований стало внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), которые ставят перед педагогом новые задачи и требования. Учитель сегодня должен не только передавать знания, но и формировать у детей умения и компетенции, необходимые для их успешной социализации и будущей профессиональной деятельности. В этой связи особое значение приобретает совершенствование профессиональной компетентности педагогов.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА
Захарова Татьяна Фёдоровна, учитель
МКОУ Бондаревская средняя общеобразовательная школа
Ключевые слова: профессиональная компетентность, ФГОС, педагогическое мастерство, квалификация, профессиональные стандарты, педагог, обучение.
Современная образовательная система, в том числе в России, претерпевает существенные изменения, направленные на улучшение качества подготовки учащихся. Одним из ключевых элементов этих преобразований стало внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), которые ставят перед педагогом новые задачи и требования. Учитель сегодня должен не только передавать знания, но и формировать у детей умения и компетенции, необходимые для их успешной социализации и будущей профессиональной деятельности. В этой связи особое значение приобретает совершенствование профессиональной компетентности педагогов.
Профессиональная компетентность педагога – это совокупность знаний, умений, навыков, ценностных установок и опыта, которые необходимы для эффективного выполнения его профессиональных обязанностей. Компетентность педагога включает в себя несколько компонентов:
Знание предмета. Глубокие знания дисциплины, которую учитель преподает.
Педагогические умения. Способность передавать знания, организовывать учебный процесс, находить подход к каждому ученику.
Методическая подготовка. Владение методами и приемами обучения, разработка образовательных программ и учебных планов.
Личностные качества. Эмпатия, умение слушать, ответственность, способность к
саморефлексии
.
Коммуникативные навыки. Умение налаживать взаимодействие с учащимися, родителями, коллегами.
ФГОС предъявляет новые требования к этим компетенциям, акцентируя внимание на развитии критического мышления у учащихся, формировании самостоятельности и активной жизненной позиции. Это требует от учителя постоянного профессионального развития и совершенствования своих навыков.
Внедрение ФГОС ставит перед педагогами задачу обновления образовательного процесса. Учителя должны соответствовать новым стандартам, которые включают в себя:
Личностно-ориентированный подход. Учитель должен учитывать индивидуальные особенности учащихся, их интересы и потребности.
Развитие метапредметных навыков. ФГОС подчеркивает важность формирования у учащихся универсальных учебных действий, таких как анализ, синтез, критическое мышление и проектная деятельность.
Воспитательная функция. Учитель несет ответственность не только за обучение, но и за воспитание учащихся, формирование у них нравственных ценностей.
Таким образом, учителю необходимо развивать новые подходы к обучению, включающие использование современных технологий, интерактивных методик и креативных форм работы с учащимися.
Для того чтобы соответствовать современным требованиям ФГОС, педагогу необходимо постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки. Рассмотрим основные направления повышения квалификации и профессионального мастерства педагога.
1. Повышение квалификации. Один из основных способов совершенствования профессиональной компетентности – это участие в программах повышения квалификации. В современных условиях это могут быть как традиционные очные курсы, так и дистанционные программы. Важными направлениями повышения квалификации являются:
- Новые образовательные технологии. Владение современными информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) и интерактивными методиками.
- Методика преподавания по ФГОС. Обучение новым подходам к организации уроков, включающим индивидуализацию и дифференциацию обучения.
- Работа с детьми с особыми образовательными потребностями. Программы инклюзивного образования и адаптация учебных программ для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).
2. Самообразование и саморефлексия. Самообразование – это ключевой элемент профессионального развития. Педагогу необходимо регулярно обновлять свои знания, изучать современные научные публикации, методические материалы, участвовать в вебинарах, конференциях, профессиональных сообществах. Также важно вести систематическую работу по саморефлексии – анализировать свои уроки, обдумывать, что можно улучшить, какие методы оказались эффективными, а какие нет.
Обмен опытом с коллегами, участие в методических объединениях, семинарах и профессиональных конференциях позволяет педагогам перенимать успешные практики и внедрять их в свою работу. Менторство, когда опытный учитель помогает менее опытному коллеге, также является эффективным методом совершенствования профессиональных компетенций.
В современных условиях важную роль играет использование цифровых технологий в обучении. Учителя должны осваивать различные образовательные платформы, программы для создания интерактивных заданий и онлайн-курсов. Это помогает сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным, а также позволяет расширить доступ учащихся к образовательным ресурсам.
Несмотря на важность профессионального развития, педагоги часто сталкиваются с определенными проблемами:
Недостаток времени. У учителей часто нет достаточно свободного времени для самообразования и прохождения курсов повышения квалификации из-за загруженности учебным процессом.
Нехватка финансовых ресурсов. Курсы повышения квалификации могут быть платными, и не всегда школа или региональные органы образования могут обеспечить педагогов средствами на их прохождение.
Недостаточная мотивация. Некоторые педагоги могут испытывать снижение мотивации к обучению, если не видят реальной пользы от нововведений или если изменения требуют значительных усилий.
В заключение следует отметить, что совершенствование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС является необходимым условием успешного обучения и воспитания учащихся. Учитель должен быть готов к постоянному обновлению своих знаний и навыков, владеть современными методами обучения и адаптировать образовательный процесс под индивидуальные особенности учащихся. Профессиональная компетентность педагога напрямую влияет на качество образования и успешность внедрения ФГОС.
Важным шагом на пути повышения компетентности являются программы повышения квалификации, самообразование, использование новых технологий и активное взаимодействие с коллегами. Решение возникающих проблем требует поддержки со стороны образовательных учреждений и государственных органов, а также личной мотивации учителя к развитию и самосовершенствованию.
Список литературы
Бондаревская
, Е. В. Профессиональная компетентность педагога в условиях образовательных стандартов — Москва: Просвещение, 2020.
Кузьмина, Н. В. Формирование педагогического мастерства в условиях реализации ФГОС — Санкт-Петербург: Питер, 2019.
Поляков, С. А. Современные образовательные технологии и профессиональное развитие учителя — Москва: Логос, 2018.