Современное общество предъявляет к образовательной системе новые требования, а задача формирования математической грамотности становится ключевой в процессе обучения математике. Математическая грамотность включает в себя не только способность решать задачи, но и умение использовать математические знания в повседневной жизни, оценивать и анализировать информацию, прогнозировать возможные результаты и принимать обоснованные решения. Эти навыки особенно важны в условиях цифровизации и глобализации, когда от уровня математической подготовки зависит успешность человека в любой профессиональной области.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Современное общество предъявляет к образовательной системе новые требования, а задача формирования математической грамотности становится ключевой в процессе обучения математике. Математическая грамотность включает в себя не только способность решать задачи, но и умение использовать математические знания в повседневной жизни, оценивать и анализировать информацию, прогнозировать возможные результаты и принимать обоснованные решения. Эти навыки особенно важны в условиях цифровизации и глобализации, когда от уровня математической подготовки зависит успешность человека в любой профессиональной области.
Одним из ведущих подходов в формировании математической грамотности является интеграция математики с другими дисциплинами. Такой подход позволяет обучающимся видеть практическое применение математики в науке и технике, а также в повседневной жизни. Например, при изучении информатики и математики можно объединять задачи по программированию и решению математических уравнений, что помогает развивать у обучающихся целостное восприятие знаний и умение находить связи между дисциплинами. Интеграция способствует развитию аналитического мышления и формированию целостной картины мира, что позволяет более глубоко понимать суть математических понятий и принципов.
Еще одним современным подходом к обучению является активное использование проектной и исследовательской деятельности. Этот метод позволяет учащимся применять математические знания для решения реальных задач. Например, можно предложить разработать и рассчитать проект небольшой архитектурной конструкции, где они будут использовать знания о геометрических формах, углах и пропорциях. Подобные проекты помогают обучающимся понимать, как математика применяется в инженерии, строительстве и других профессиях. Кроме того, исследовательская деятельность развивает критическое мышление, так как учащиеся сталкиваются с необходимостью поиска и анализа информации, выдвижения гипотез и проверки результатов. Такой подход мотивирует к изучению математики, делая её изучение осмысленным и интересным.
Большое значение для формирования математической грамотности имеет использование цифровых образовательных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Благодаря ИКТ обучение становится более наглядным, интерактивным и доступным. Программы для математического моделирования, электронные учебники и интерактивные задания делают процесс обучения интересным и позволяют индивидуализировать его под потребности каждого обучающегося. Например, в цифровых платформах обучающиеся могут решать задачи с разным уровнем сложности, получать мгновенную обратную связь о своих ошибках и изучать различные пути решения одной и той же задачи. Это способствует не только повышению интереса к предмету, но и развитию способности к самостоятельному анализу и обоснованию своих выводов. Цифровые инструменты дают возможность изучать математику в удобном темпе, что особенно важно для учащихся с разным уровнем подготовки.
Кроме того, цифровая среда способствует развитию у обучающихся навыков работы с данными, которые сегодня становятся ключевыми. Современные образовательные программы по математике всё чаще включают элементы статистики и теории вероятностей, а также задачи по анализу данных. Преподаватели могут использовать цифровые таблицы и программы для обработки данных, чтобы научить собирать, систематизировать и анализировать информацию, а также выдвигать обоснованные предположения на основе полученных данных. Например, можно предложить обучающимся провести мини-исследование на основе реальных данных, где они будут искать математические закономерности, строить графики и оценивать возможные тенденции. Это развивает умение логически мыслить, а также воспитывает культуру работы с информацией, которая необходима в условиях современного информационного общества.
Активное применение задач, моделирующих жизненные ситуации, также является важным элементом формирования математической грамотности. Такие задачи позволяют увидеть практическую пользу от применения математических знаний, формируя их мотивацию и интерес к предмету. Например, задачи на расчёт бюджета, планирование времени, составление маршрутов и другие прикладные вопросы помогают развивать навыки принятия решений и повышают осведомлённость учащихся о значении математики в повседневной жизни. Эти задачи направлены на решение реальных проблем и включают в себя элементы финансовой грамотности, экономики и даже экологии. Подобные задания помогают обучающимся понимать, что математика необходима не только для учёбы, но и для повседневного существования, так как она позволяет эффективно управлять своими ресурсами, принимать обоснованные решения и оценивать результаты своих действий.
Современные подходы к формированию математической грамотности также предполагают создание условий для взаимодействия и сотрудничества между обучающимися. В процессе групповых и коллективных проектов учащиеся имеют возможность обмениваться идеями, обсуждать сложные задачи и работать вместе над поиском решений. Это не только способствует лучшему усвоению математических понятий, но и развивает навыки коммуникации, умение выражать свои мысли и аргументировать свою позицию. Такие задачи помогают формировать критическое мышление и учат оценивать результаты работы, учитывая различные точки зрения.
Роль преподавателя в этом процессе также изменяется: он становится наставником, который направляет процесс познания, а не просто передаёт знания. Преподаватель помогает обучающимся формулировать вопросы, настраивать подходы к решению задач, а также побуждает к самостоятельному поиску ответов. Именно благодаря такой роли педагога у обучающихся формируется способность к самостоятельному обучению и саморазвитию, что является важной составляющей математической грамотности.
Таким образом, современные подходы к формированию математической грамотности включают интеграцию математики с другими дисциплинами, использование ИКТ и цифровых ресурсов, развитие навыков анализа данных, применение жизненных задач и создание условий для взаимодействия между обучающимися. Всё это направлено на развитие у учащихся способности использовать математические знания в реальных жизненных ситуациях, критически оценивать информацию и находить нестандартные подходы к решению задач. Математическая грамотность в таком формате становится не только академическим требованием, но и важным компонентом общей культуры личности, необходимым для успешной адаптации в современном обществе.
Список литературы
Бородулина Н.А.,
Вятчинова
К.Г. Формирование математической грамотности у обучающихся на уроках математики // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2023. №1 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-matematicheskoy-gramotnosti-u-obuchayuschihsya-na-urokah-matematiki (дата обращения: 29.10.2024).
Рослякова, Л. А. Подходы и задания, способствующие формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках математики / Л. А. Рослякова. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 16 (463). — С. 339-341. — URL: https://moluch.ru/archive/463/101795/ (дата обращения: 29.10.2024).
Формирование математической грамотности на уроках (из опыта работы творческой группы учителей Красноярского края): методические рекомендации. Красноярск, 2022 – 94 с.