Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 04.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Современный детский сад-комфортное пространство для детей и взрослых. Работа №344943

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 Современный детский сад – какой он?

Современный детский сад – это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: появились стандарты, изменились программы, формы организации образовательной деятельности, существенно изменилась социокультурная среда, в которой растут современные дети.

 

Развитию детской инициативы как основного целевого ориентира ФГОС ДОО способствует развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обладать новизной, привлекательностью и, откликаясь на новые образовательные задачи, легко трансформироваться. Еще Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Он считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои способности и возможности.

Работа:

ТЕМА КОНФЕРЕНЦИИ:

СОВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ САД — КОМФОРТНОЕ ПРОСТРАНСТВОДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

 

Современный детский сад – какой он?

Современный детский сад – это место,

где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: появились стандарты, изменились програм-

мы, формы организации образовательной деятельности, существенно изменилась социокультурная среда, в которой растут современные дети.

Развитию детской инициативы как основного целевого ориентира ФГОС ДОО способствует развивающая предметно-пространственная среда, которая должна обладать новизной, привлекательностью и, откликаясь на новые образовательные задачи, легко трансформироваться. Еще Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Он считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои способности и возможности.

Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Вопрос организации развивающей

предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально, а, следовательно, педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ. Предметно-пространственная среда выступает двояко, с одной стороны, как набор стандартов, но с другой стороны, как действие с ними по усмотрению ребенка без давления со стороны взрослого, что открывает новые возможности, то есть позволяет детям идти по творческому пути.

Обозначился круг вопросов, над которыми стоит задуматься!

Современный детский сад, – каков он? Какова его архитектура? Какова площадь?

Есть ли где разгуляться фантазии дизайнера? Будет ли просторно детям? Комфортно педагогам? Чем будет наполнено содержание детского сада в материальном и духовном смыслах?

Какими будут дети завтрашнего дня, какими будут их родители? А какими будем мы, воспитатели завтра?

Дети – это будущее государства. Поэтому всё лучшее – детям. Над проектами зданий детских учреждений работают перспективные архитекторы. Они ясно представляют себе цель и конечный результат своей деятельности. Их работу будет принимать комиссия, в состав которой обязательно будут входить заведующие детских садов!

Разрабатываются интерьеры, дизайн предметно-развивающей среды, все помещения наполнены игровым, обучающим, развивающим, интересным по содержанию, доступным по

количеству, качественным по исполнению материалом. Это новые, современные игрушки, настольные, дидактические игры. Это разнообразные конструкторы всевозможных размеров.

Это светлые просторные групповые комнаты, уютные тёплые спальни для отдыха детей, дополнительные помещения для музыкального и физкультурного залов, оснащенные ярким

функциональным оборудование.

Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольников чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

Современный детский сад имеет прекрасно оборудованные детские площадки, позволяющие гулять в любую погоду, находить себе занятие на любой вкус.

В детском саду дети хотят научиться играть, дружить, знать и понимать окружающую их действительность.

А педагогический коллектив детского сада готов оказывать образовательные услуги детям и их родителям, играть с детьми, экспериментировать, заниматься познавательно-

исследовательской деятельностью, читать, считать, ориентироваться во времени и пространстве, рассуждать, доказывать, петь и танцевать, заниматься спортом утром, на прогулке, днём и вечером. И делать это с удовольствием, на высоком профессиональном уровне, так как 90% педагогов имеют высшее профессиональное образование.

Взаимодействие ДОУ и семьи

А каковы же родители будущего? Это люди с высшим и средним профессиональным образованием, имеют высокий уровень информационной культуры. Для них собственный

ребенок – абсолютная самоценность, именно поэтому проблема безопасности, физического и психического комфорта являются одним из самых важных приоритетов. Образование воспринимается ими как инвестиционное пространство.

Они возлагают большие надежды на успешное образование, воспитание и развитие своих детей в детском

саду. Лишь при взаимопонимании между родителями и воспитателями, взаимоуважении, тесном, плодотворном сотрудничестве возможно успешное, комфортное, радостное полноценное проживание детьми периода детства и надежда на успешное будущее.

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьей: просвещение

родителей должно касаться проблем существующих и интересующих родителей, оно должно

свободно вписываться в график родителей; родители должны занимать активную позицию и сами должны быть активными участниками обсуждений; использование тренингов, практи-

кумов, круглых столов; регулярное обновление материала на информационной доске для родителей и конечно же использование индивидуальной формы работы с родителями.

Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности получения такого опыта расширяются при условии

создания в ДОУ предметно – развивающей среды.

Хорошо продуманная и организованная предметно – развивающая среда стимулирует развитие социальных и коммуникативных

компетентностей, креативности, любознательности, исследовательского интереса, инициативности, ответственности, произвольности, интеллектуальной и познавательной сферы –

т.е. всех тех возрастных характеристик ребенка, которые должны сформироваться на этапе завершения дошкольного образования.

Происходящие изменения в обществе ставят перед дошкольной образовательной системой задачу обновления содержания, в первую очередь, в воспитании личности ребенка.

Главным направлением перестройки дошкольного воспитания становится гуманизация педагогического процесса, предполагающая ориентацию педагога на личность ребенка,

изменить характер общения с ним, творческую самостоятельность, и профессиональные рост людей, работающих с детьми.

Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития. Использование интеграции разных видов искусств и художественных

видов деятельности позволяет подводить детей к целостному осмысленному восприятию

конкретных явлении, событий, гаммы чувств.

Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребенок – прирожденный художник, музыкант и поэт. И творить он способен ярко и талантливо, если создать для этого

благоприятную среду.

Педагог не должен забывать, что ребенок – это субъект собственного развития, он самоцелен. Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога.

В детских садах и школах принята групповая форма организации учебных занятий.

Однако ребенок мыслит, переживает, трудится в соответствии со своими личными особенностями характера, темперамента, ума.

Индивидуальный подход

Индивидуальный подход повышает эффективность обучения, что давно замечено в

практической деятельности педагогов и воспитателей

Каждый ребенок помимо общих свойств, имеет индивидуальные качества, которые могут положительно или отрицательно влиять на ход учения. Индивидуализация обучения предполагает учет этих

Особенностей и соответствующую организацию учебно-

воспитательного процесса. Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания.

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности.

В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира.

Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию

он может расценивать как реальность.

Взрослый для ребенка – прежде всего соучастник предметной деятельности и игры.

Со стороны взрослого важны внимательность и доброжелательность партнера. Кроме того,

он выступает как образец для подражания, как человек, оценивающий знания и умения ребенка и эмоционально поддерживающий его, подкрепляющий успехи и достижения.

Важно отметить, что роль взрослого заключается не только и не столько в том, чтобы создать наиболее разнообразную среду и услышать «голос ребенка», сколько обеспечить

процесс реализации ребенком собственных идей, замыслов, переживаний.

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

Роль воспитателя – стимуляция действий, доводящих до конца начатого дела. Особенно ценно, если ребенок догадывается объединить свои усилия с кем-то из окружающих. В

нашем случае – воспитателем. Малыш откажется от помощи, как только почувствует, что может справиться сам.

Организация развивающей предметно-пространственной среды дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Развивающая предметно-пространственная среда является одним из элементов пространства детской реализации (ПДР). Главная задача педагога при организации развивающей

предметной среды состоит в создании детям возможности выбора занятий по своим интересам, проявления самостоятельности и инициативы, в обеспечении условий для самореализации через различные виды детских деятельностей (рисование, конструирование, проекты и пр.).

Для реализации требований Программы и ФГОС ДО пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»,

«мастерские» и пр.), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.).

Разделение пространства в помещении группы на центры активности способствует большей упорядоченности самостоятельных игр и занятий и позволяет детям заниматься конкретной деятельностью, используя конкретные материалы, без дополнительных пояснений и вмешательства со

стороны взрослого. Кроме того, наличие центров активности помогает детям лучше понимать, где и как работать с материалами.

При создании РППС ДОО необходимо обеспечить реализацию:

1 Образовательного потенциала пространства группы и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей, охраны и укрепления их здоровья, учета индивидуальных особенностей и коррекции развития детей.

2 Двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, возможности для уединения.

3 Различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, национально-культурных, климатических и других условий.

РППС выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции.

В процессе взросления ребенка все компоненты РППС необходимо менять, обновлять и пополнять. РППС должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

Должно быть, разделение на зоны с помощью различных элементов. Могут быть использованы некрупные передвижные ширмы, различное игровое оборудование, символы и знаки

для зонирования.

Учитывая требования ФГОС, развивающая предметно-пространственная среда делится на пять образовательных областей:

1 Социально-коммуникативная.

2 Познавательная.

3 Речевая.

4 Художественно-эстетическая.

5 Физическая.

В каждой области имеются свои центры.

Малыши должны хорошо понимать назначение места для отдыха. Если они забудут, как надо себя здесь вести, их следует мягко переместить в другой центр, более подходящий для активных игр.

Постоянно быть частью большой группы сверстников — большая нагрузка для дошкольника. Поэтому в помещении группы необходимо предусмотреть так называемые уголки уединения, которые помогут ребенку избежать стресса. У ребенка должна быть возможность побыть одному, если он в этом нуждается.

Гендерный подход

Также не стоит забывать и про гендерный подход в развитии дошкольника. Формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую

очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном

образовательном учреждении.

Задача педагога наблюдать за детьми, при необходимости, помогать (объяснить, как пользоваться новыми материалами, подсказать новый способ действия и пр.); помогать детям наладить взаимодействие друг с другом в совместных занятиях и играх в центрах активности; следить, чтобы каждый ребенок нашел себе интересное занятие.

Ожидаемый образовательный результат: развитие инициативы и самостоятельности, умения найти себе занятие и партнеров по совместной деятельности. Развитие умения договариваться, способности к сотрудничеству и совместным действиям.

Задача дошкольных педагогов заключается в том, чтобы:

ребенок почувствовал, что он сам способен творить и это ценится окружающими;

дать уверенность ребенку, что он сам может влиять на ход событий и его всегда

поддержат;

показать, что мир вокруг безопасный и интересный, и не нужно постоянно ждать

негатива в свой адрес.

Предметная среда должна быть обустроена так, чтобы вызывать любопытство и жела-

ние что-то пробовать, экспериментировать.

Педагог же должен встречать активность ребенка не с сопротивлением, а с поддержкой.

«Эмоциональная среда современного детского сада должна закладывать в детях прежде всего позитивное отношение к себе. Ребенок должен понимать и чувствовать, что он в

этом мире главный, важный и ему всегда рад».

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×