Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 04.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Театральное искусство как способ организации досуга современного студента. Работа №338587

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассматривается вопросы организации досуговой деятельности современных студентов посредством театрального искусства. Ведь театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием подрастающего поколения. Потому особенно актуальным становится включение в досуговую деятельность обучающихся посещение театров и привлечение их к участию в студиях дополнительного образования, связанных со сценическим искусством.

Работа:

 

Театральное искусство как способ организации досуговой 

деятельности современного студента 

 

Аннотация. 

В статье рассматривается вопросы организации досуговой 

деятельности современных студентов посредством театрального искусства. 

Ведь  театр  –  один  из  самых  демократичных  и  доступных  видов  искусства, 

который  позволяет  решать  многие  проблемы  педагогики  и  психологии, 

связанные  с  художественным  и  нравственным  воспитанием  подрастающего 

поколения.  Потому  особенно  актуальным  становится  включение  в  досуговую 

деятельность обучающихся посещение театров и привлечение их к участию в 

студиях дополнительного образования, связанных со сценическим искусством. 

Ключевые слова:

 

студент, досуг, досуговая деятельность, театральное 

искусство, развитие личности, театральные кружки и студии.

 

Жизненный  ритм  современного  студента  характеризуется  большой 

насыщенностью,  однообразием  будничного  дня,  регулярным  повторением 

событий,  учебными  нагрузками  и  занятиями,  стрессом,  недосыпанием, 

переживаниями. На этом фоне досуг  становится способом, помогающим снять 

напряжение,  разнообразить  жизнь  старшеклассников.  Именно  в  рамках 

досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных 

сил,  поэтому  так  важно  взрослым  не  пускать  на  самотек  организацию 

свободного  от  дел  и  учебы  времени  детей,  то  есть  их  досуга.  Ведь  проблема 

воспитания  молодежи  –  одна  из  самых  важных  задач,  стоящих  перед 

педагогами на сегодняшний день. 

Для  молодёжи  досуг  должен  включать  в  себя  не  только  отдых  и 

развлечения,  но  и  решение  жизненно важных  проблем,  так  как  идёт  активный 

процесс  самореализации  и  самовыражения.  Молодёжь  —  поколение  людей, 

только  усваивающих  образовательные,  профессиональные,  культурные  и 

другие  социальные  ценности.  Их  досуговая  деятельность  должна  быть 

ориентирована  на  самопознание  и  на  изучение  мира  вокруг,  должна  служить 

целям воспитания и просвещения. 

 

Досуг  следует  организовывать  так,  чтобы  он  стал  центральным 

элементом  культуры,  имеющим  глубокие  и  сложные  связи  с  проблемами 

общества, семьи, политики. 

В  средних  профессиональных  учебных  заведениях  студенческий  досуг 

является  важнейшим  звеном  общей  воспитательной  работы  со  студентами.  В 

его  рамках  должны  быть  созданы  оптимальные  условия  для  формирования  у 

студентов  высоких  моральных  качеств,  развития  общей  культуры  и 

одаренности, реализации интеллектуального и творческого потенциала. 

Организация  досуговой  деятельности  детей  должна  быть  в  первую 

очередь  культурной.  И  это  одна  из  важнейших  задач  современного  общества. 

Сегодня  как  никогда  актуальна  проблема  овладения  детьми  способами 

организации  своего  свободного  времени,  умением  содержательно  и  интересно 

проводить 

свой 

досуг. 

В 

процессе 

коллективного 

досугового 

времяпрепровождения 

происходит 

упрочение 

чувства 

товарищества, 

возрастание  степени  консолидации,  стимулирование  трудовой  активности, 

выработка  жизненной  позиции,  обучение  нормам  поведения  в  обществе.  В 

сфере  досуга  дети  более  открыты  для  влияния  и  воздействия  на  них  самых 

различных  социальных  институтов,  что  позволяет  с  максимальной 

эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. 

Театр  –  один  из  самых  демократичных  и  доступных  видов  искусства, 

который  позволяет  решать  эти  и  многие  другие  проблемы  педагогики  и 

психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием. Театр 

как  искусство  положительно  воздействует  на  развитие  личности  подростка, 

формируя его нравственные ценности, развивая воображение и фантазию. 

Театр  своими  средствами  способствует  раскрытию  творческих 

способностей  подростков.  При  этом  повышается  уровень  общей  культуры  и 

эрудиции подрастающего поколения. 

Практика  показывает,  что  приобщение  к  театру  является  самым  лучшим 

воспитательным  приёмом,  который  только  можно  себе  представить.  Именно  в 

стенах  театра  учащиеся  получают  полезную  для  жизни  информацию  в 

 

ненавязчивой, 

непоучительной 

форме. 

Воспитываясь 

на 

поведении 

сценических  персонажей,  они  вбирают  в  себя  правильные  жизненные 

принципы, моральные устои, здоровые нормы поведения. 

Как  показывают  психолого-педагогические  исследования,  старший 

школьный  возраст  –  период  жизненного  самоопределения  человека,  период 

интенсивного 

формирования 

личности. 

Это 

период 

формирования 

мировоззрения,  целостной  системы  научных,  нравственных  и  эстетических 

взглядов, с позиций которых студент воспринимает явления окружающего мира 

и определяет свое место в обществе. 

В связи с расширяющимся жизненным и художественным опытом у него 

возрастают  возможности  для  полноценного  художественного  восприятия 

театрального  искусства.  Студент  среднего  профессионального  учреждения 

вполне способен разобраться в художественной ткани спектакля: за конкретной 

жизненной  ситуацией,  за  действиями  и  поступками  героев  увидеть 

развивающуюся  мысль  режиссера,  воспринять  его  нравственно-эстетическую 

позицию,  его  взгляд  на  мир.  Он  уже  достаточно  отчетливо  представляет  себе 

роль  каждого  из  создателей  спектакля  и  в  процессе  анализа  способен 

дифференцировать  компоненты  сложного  сценического  образа,  то  есть 

отделять  при  восприятии  спектакля  пьесу  от  ее  трактовки  театром, 

драматургический образ от образа, создаваемого актером и т.д. 

В  старшем  возрасте  расширяется  возможность  оценки  спектакля  в  более 

широком 

контексте 

историческом, 

стилистическом, 

в 

связи 

с 

художественными направлениями эпохи и т.п. Особенно актуально проявление 

студентами  интереса  к  форме  художественного  произведения  (наряду  с 

существующим  интересом  к  событийной  стороне),  что  позволяет  говорить  о 

развитии  собственно  эстетических  интересов.  У  старшеклассника  как  бы 

понижается или ликвидируется вовсе тот внутренний барьер для полноценного 

эстетического  восприятия  театрального  искусства,  который  присущ  младшему 

возрасту  и  характеризуется  отверганием  «с  порога»  спектаклей,  по  своей 

тематике или форме далеких от интересов данного возраста. Старшеклассника 

 

может  заинтересовать  необычное  сценическое  решение  пьесы,  по  своей 

проблематике весьма далекой от привычного круга его интересов. 

Все  вышеперечисленное  является  общей  характеристикой  возможностей 

старшего  возраста  в  области  художественного  восприятия.  Однако  эти 

возможности  могут  и  не  реализоваться,  если  не  будет  созданы  определенные 

условия для художественного развития учащихся. Поэтому в старшем возрасте 

одной  из  важнейших  педагогических  задач  остается  задача  расширения  и 

обогащения  непосредственного  художественного  опыта  учащихся,  привития 

навыков его осмысления и анализа. 

Старший  школьник  потенциально  уже  вполне  способен  воспринимать 

самые  сложные  по  проблематике  и  сценическому  решению  спектакли  и  в 

принципе  может  посещать  любые  спектакли  в  театрах  для  взрослых.  Это 

является  достаточной  практической  базой  для  развития  зрительских  качеств 

старшеклассников  и  организации  специальной  педагогической  деятельности 

для  их  развития,  каковыми  являются  занятия  театрального  факультатива  и 

отдельные уроки по мировой художественной культуре. 

В  связи  со  всем  вышеперечисленным  особенно  актуальным  становится 

включение  в  досуговую  деятельность  обучающихся  посещение  театров  и 

привлечение их к участию в студиях дополнительного образования, связанных 

со сценическим искусством. 

Программа  общеобразовательного  цикла  литературы  –  одна  из  самых 

«драматургических» и  «театральных» программ по литературе. В ней значатся 

имена Островского, Тургенева, Толстого, Чехова, Шекспира. Это дает большие 

возможности  для  знакомства  студентов  со  спектаклями  и  постановками  по 

программным  литературным  произведениям.  На  занятиях  литературы  при 

изучении того или иного произведения необходимо знакомить обучающихся со 

спектаклями,  поставленными  по  данному  произведению,  рассказывать  о 

новинках репертуара театров, организовывать совместные походы в театр. 

С  другой  стороны,  необходимо  активно  вовлекать  самих  творчески 

одаренных  ребят  к  участию  в  театральной  студии,  убеждать  их  в  том,  что 

 

именно  там  они  откроют  новые  грани  своей  личности,  станут  более 

уверенными в себе, найдут применение своим способностям.  

Всевозможные  театральные  кружки  и  студии  способствуют  развитию  у 

обучающихся творческого воображения, актерских навыков и формированию у 

них  умений  вступать  в  различные  социальные  отношения,  предписанные 

ролью.  К  методам  театрализации  можно  отнести  перевоплощение  и 

подражание.  Досуг  студентов  имеет  бесконечное  количество  сюжетов  и 

социальных  ролей.  Метод  театрализации  реализуется  через  перевоплощение, 

особый  словарь  общения,  досуговые  аксессуары.  Театрализация  знакомит 

подростков с разнообразными сюжетами жизни.  

Таким образом, одна из главных педагогических задач заключается в том, 

чтобы ближе познакомить с театральным искусством  и вовлечь в театральную 

деятельность как можно большее число студентов. 

Ведь  главной  целью  является  воспитание  гармоничной  личности, 

способной  творчески  жить  и  мыслить,  ориентированной  на  высокие 

нравственные  ценности,  умеющей  отличить  добро  от  зла,  всему  этому  и  учит 

великая русская литература, драматургия и театр. 

 

Список использованной литературы 

 

1.

 

Кудашкина  О.С.  Культурно-досуговая  деятельность  как  средство 

эстетического воспитания детей // Бизнес. Образование. Право. – 2017. – № 4. – 

С.  356-361.  –  Электрон.  копия  доступна  на  сайте  журн.  URL: 

https://vestnik.volbi.ru/upload/numbers/440/article-440-2008.pdf  (дата  обращения: 

16.06.2024). 

2.

 

Бабаева,  Е.В.  Организация  досуга  студенческой  молодежи: 

историка-культурологический  опыт  1970-1980  гг.  /  Е.В.  Бабаева,  Г.В. 

Ганьшина,  Ж.В.  Муравьева  -  Орехово-Зуево:  Государственный  гуманитарно-

технологический университет, 2017. - 167 с. 

 

3.

 

Бережная,  А.В.  Культурно-досуговая  деятельность  как  фактор 

социализации детей и молодежи / А.В. Бережная // Научная палитра. - 2016. - № 

4. - С. 20. 

4.

 

Васильковская,  М.И.  Современные  тенденции  в  организации 

культурно-досуговой  деятельности  молодежи  /  М.И.  Васильковская,  В.С. 

Лукьянчикова // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - 

№ 11-13. - С. 17-21. 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×