В статье рассматривается вопросы организации досуговой деятельности современных студентов посредством театрального искусства. Ведь театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием подрастающего поколения. Потому особенно актуальным становится включение в досуговую деятельность обучающихся посещение театров и привлечение их к участию в студиях дополнительного образования, связанных со сценическим искусством.
1
Театральное искусство как способ организации досуговой
деятельности современного студента
Аннотация.
В статье рассматривается вопросы организации досуговой
деятельности современных студентов посредством театрального искусства.
Ведь театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства,
который позволяет решать многие проблемы педагогики и психологии,
связанные с художественным и нравственным воспитанием подрастающего
поколения. Потому особенно актуальным становится включение в досуговую
деятельность обучающихся посещение театров и привлечение их к участию в
студиях дополнительного образования, связанных со сценическим искусством.
Ключевые слова:
студент, досуг, досуговая деятельность, театральное
искусство, развитие личности, театральные кружки и студии.
Жизненный ритм современного студента характеризуется большой
насыщенностью, однообразием будничного дня, регулярным повторением
событий, учебными нагрузками и занятиями, стрессом, недосыпанием,
переживаниями. На этом фоне досуг становится способом, помогающим снять
напряжение, разнообразить жизнь старшеклассников. Именно в рамках
досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных
сил, поэтому так важно взрослым не пускать на самотек организацию
свободного от дел и учебы времени детей, то есть их досуга. Ведь проблема
воспитания молодежи – одна из самых важных задач, стоящих перед
педагогами на сегодняшний день.
Для молодёжи досуг должен включать в себя не только отдых и
развлечения, но и решение жизненно важных проблем, так как идёт активный
процесс самореализации и самовыражения. Молодёжь — поколение людей,
только усваивающих образовательные, профессиональные, культурные и
другие социальные ценности. Их досуговая деятельность должна быть
ориентирована на самопознание и на изучение мира вокруг, должна служить
целям воспитания и просвещения.
2
Досуг следует организовывать так, чтобы он стал центральным
элементом культуры, имеющим глубокие и сложные связи с проблемами
общества, семьи, политики.
В средних профессиональных учебных заведениях студенческий досуг
является важнейшим звеном общей воспитательной работы со студентами. В
его рамках должны быть созданы оптимальные условия для формирования у
студентов высоких моральных качеств, развития общей культуры и
одаренности, реализации интеллектуального и творческого потенциала.
Организация досуговой деятельности детей должна быть в первую
очередь культурной. И это одна из важнейших задач современного общества.
Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми способами
организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно
проводить
свой
досуг.
В
процессе
коллективного
досугового
времяпрепровождения
происходит
упрочение
чувства
товарищества,
возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности,
выработка жизненной позиции, обучение нормам поведения в обществе. В
сфере досуга дети более открыты для влияния и воздействия на них самых
различных социальных институтов, что позволяет с максимальной
эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства,
который позволяет решать эти и многие другие проблемы педагогики и
психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием. Театр
как искусство положительно воздействует на развитие личности подростка,
формируя его нравственные ценности, развивая воображение и фантазию.
Театр своими средствами способствует раскрытию творческих
способностей подростков. При этом повышается уровень общей культуры и
эрудиции подрастающего поколения.
Практика показывает, что приобщение к театру является самым лучшим
воспитательным приёмом, который только можно себе представить. Именно в
стенах театра учащиеся получают полезную для жизни информацию в
3
ненавязчивой,
непоучительной
форме.
Воспитываясь
на
поведении
сценических персонажей, они вбирают в себя правильные жизненные
принципы, моральные устои, здоровые нормы поведения.
Как показывают психолого-педагогические исследования, старший
школьный возраст – период жизненного самоопределения человека, период
интенсивного
формирования
личности.
Это
период
формирования
мировоззрения, целостной системы научных, нравственных и эстетических
взглядов, с позиций которых студент воспринимает явления окружающего мира
и определяет свое место в обществе.
В связи с расширяющимся жизненным и художественным опытом у него
возрастают возможности для полноценного художественного восприятия
театрального искусства. Студент среднего профессионального учреждения
вполне способен разобраться в художественной ткани спектакля: за конкретной
жизненной ситуацией, за действиями и поступками героев увидеть
развивающуюся мысль режиссера, воспринять его нравственно-эстетическую
позицию, его взгляд на мир. Он уже достаточно отчетливо представляет себе
роль каждого из создателей спектакля и в процессе анализа способен
дифференцировать компоненты сложного сценического образа, то есть
отделять при восприятии спектакля пьесу от ее трактовки театром,
драматургический образ от образа, создаваемого актером и т.д.
В старшем возрасте расширяется возможность оценки спектакля в более
широком
контексте
-
историческом,
стилистическом,
в
связи
с
художественными направлениями эпохи и т.п. Особенно актуально проявление
студентами интереса к форме художественного произведения (наряду с
существующим интересом к событийной стороне), что позволяет говорить о
развитии собственно эстетических интересов. У старшеклассника как бы
понижается или ликвидируется вовсе тот внутренний барьер для полноценного
эстетического восприятия театрального искусства, который присущ младшему
возрасту и характеризуется отверганием «с порога» спектаклей, по своей
тематике или форме далеких от интересов данного возраста. Старшеклассника
4
может заинтересовать необычное сценическое решение пьесы, по своей
проблематике весьма далекой от привычного круга его интересов.
Все вышеперечисленное является общей характеристикой возможностей
старшего возраста в области художественного восприятия. Однако эти
возможности могут и не реализоваться, если не будет созданы определенные
условия для художественного развития учащихся. Поэтому в старшем возрасте
одной из важнейших педагогических задач остается задача расширения и
обогащения непосредственного художественного опыта учащихся, привития
навыков его осмысления и анализа.
Старший школьник потенциально уже вполне способен воспринимать
самые сложные по проблематике и сценическому решению спектакли и в
принципе может посещать любые спектакли в театрах для взрослых. Это
является достаточной практической базой для развития зрительских качеств
старшеклассников и организации специальной педагогической деятельности
для их развития, каковыми являются занятия театрального факультатива и
отдельные уроки по мировой художественной культуре.
В связи со всем вышеперечисленным особенно актуальным становится
включение в досуговую деятельность обучающихся посещение театров и
привлечение их к участию в студиях дополнительного образования, связанных
со сценическим искусством.
Программа общеобразовательного цикла литературы – одна из самых
«драматургических» и «театральных» программ по литературе. В ней значатся
имена Островского, Тургенева, Толстого, Чехова, Шекспира. Это дает большие
возможности для знакомства студентов со спектаклями и постановками по
программным литературным произведениям. На занятиях литературы при
изучении того или иного произведения необходимо знакомить обучающихся со
спектаклями, поставленными по данному произведению, рассказывать о
новинках репертуара театров, организовывать совместные походы в театр.
С другой стороны, необходимо активно вовлекать самих творчески
одаренных ребят к участию в театральной студии, убеждать их в том, что
5
именно там они откроют новые грани своей личности, станут более
уверенными в себе, найдут применение своим способностям.
Всевозможные театральные кружки и студии способствуют развитию у
обучающихся творческого воображения, актерских навыков и формированию у
них умений вступать в различные социальные отношения, предписанные
ролью. К методам театрализации можно отнести перевоплощение и
подражание. Досуг студентов имеет бесконечное количество сюжетов и
социальных ролей. Метод театрализации реализуется через перевоплощение,
особый словарь общения, досуговые аксессуары. Театрализация знакомит
подростков с разнообразными сюжетами жизни.
Таким образом, одна из главных педагогических задач заключается в том,
чтобы ближе познакомить с театральным искусством и вовлечь в театральную
деятельность как можно большее число студентов.
Ведь главной целью является воспитание гармоничной личности,
способной творчески жить и мыслить, ориентированной на высокие
нравственные ценности, умеющей отличить добро от зла, всему этому и учит
великая русская литература, драматургия и театр.
Список использованной литературы
1.
Кудашкина О.С. Культурно-досуговая деятельность как средство
эстетического воспитания детей // Бизнес. Образование. Право. – 2017. – № 4. –
С. 356-361. – Электрон. копия доступна на сайте журн. URL:
https://vestnik.volbi.ru/upload/numbers/440/article-440-2008.pdf (дата обращения:
16.06.2024).
2.
Бабаева, Е.В. Организация досуга студенческой молодежи:
историка-культурологический опыт 1970-1980 гг. / Е.В. Бабаева, Г.В.
Ганьшина, Ж.В. Муравьева - Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-
технологический университет, 2017. - 167 с.
6
3.
Бережная, А.В. Культурно-досуговая деятельность как фактор
социализации детей и молодежи / А.В. Бережная // Научная палитра. - 2016. - №
4. - С. 20.
4.
Васильковская, М.И. Современные тенденции в организации
культурно-досуговой деятельности молодежи / М.И. Васильковская, В.С.
Лукьянчикова // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. -
№ 11-13. - С. 17-21.