Современная жизнь требует использования новых информационных и педагогических технологий. Сущность образования уже не сводится к усвоению знаний, умений и навыков. Современная жизнь требует от школы, от учителя новых взглядов на методы и приемы преподавания предметов в начальной школе.
Как же подготовить современный урок, продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учащихся - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.
Помощниками в реализации поставленной задачи важными и актуальными становятся современные образовательные технологии, которые позволяют продумать каждый этап урока:
· Технология развития критического мышления
· Технология проблемного обучения
· Проектная технология
· Здоровьесберегающие технологии
· Игровые технологии
· Технологии уровневой дифференциации
· Групповые технологии
· Современные информационные технологии
На данный момент меня заинтересовали две технологии: это технология проблемно – диалогического обучения и критического мышления.
Привлекательность данных технологий в возможности развивать критическое мышление через чтение и письмо, через развитие культуры работы с текстом, так как в наше время уделяется много внимания формированию информационной культуры учеников, но практика сегодня показывает, что слишком малый процент учащихся реально владеют информационной культурой, культурой работы с текстом.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа №25»
с. Чугуека Чугуевского района Приморского края
Технологий проблемно-диалогического обучения и
критического мышления в рамках современного урока
(начальные классы)
Маринец Татьяна Борисовна
учитель начальных классов
8951 001 90 71
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………. 3
Основная часть …………………………………………………………………..
4
Практическ
и
е результаты ………………………………………………………
.
12
Выводы ………………………………………………………………………….
.
14
Используемая литература ……………………………………………………...
.
16
Приложения ……………………………………………………………………
.
.
17
Введение
Современная жизнь требует использования новых информационных и педагогических технологий. Сущность образования уже не сводится к усвоению знаний, умений и навыков. Современная жизнь требует от школы, от учителя новых взглядов на методы и приемы преподавания предметов в начальной школе.
Как же подготовить современный урок, продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учащихся - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.
Помощниками в реализации поставленной задачи важными и актуальными становятся современные образовательные технологии, которые позволяют продумать каждый этап урока:
Технология развития критического мышления
Технология проблемного обучения
Проектная технология
Здоровьесберегающие
технологии
Игровые технологии
Технологии уровневой дифференциации
Групповые технологии
Современные информационные технологии
На данный момент меня заинтересовали две технологии: это технология проблемно – диалогического обучения и критического мышления.
Привлекательность данных технологий в возможности развивать критическое мышление через чтение и письмо, через развитие культуры работы с текстом, так как в наше время уделяется много внимания формированию информационной культуры учеников, но практика сегодня показывает, что слишком малый процент учащихся реально владеют информационной культурой, культурой работы с текстом.
Основными целями технологий развития критического мышления являются и проблемно-диалогического обучения является:
формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость,
рефлексивность
;
формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление,
коммуникативность
, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результат своей деятельности;
Основная часть
Технология проблемно-диалогического обучения
Я работаю в системе традиционного обучения по программе «Школа России». Это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний, умений и навыков. Признавая урок в качестве основной формы обучения, я постоянно ищу пути его дальнейшего совершенствования. Поэтому в обучении я применяю технологию проблемно-диалогического обучения, которая, по моему мнению, помогает растить именно такого творческого человека.
Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.
В словосочетании «проблемный диалог» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения.
Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания.
Слово «диалог» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. Различается два вида диалога: побуждающий и подводящий.
ПОБУЖДАЮЩИЙ ДИАЛОГ состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т.е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее.
Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала с помощью диалога помогает поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Затем учитель с помощью диалога организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками.
Методы постановки учебной проблемы
Побуждение к осознанию противоречия и к формулированию проблемы.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Данный метод постановки учебной проблемы я считаю наиболее сложным для учителя, поскольку он требует последовательного выполнения определенных педагогических действий:
• 1)создания проблемной ситуации;
• 2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;
• 3) побуждения к формулированию учебной проблемы;
• 4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы. Создать проблемную ситуацию, значит ввести противоречие, вызвать у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.
1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения. Что Вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо? Выбрать подходящее.
2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал. Вопрос (задание) был один? А сколько в классе мнений? Почему так получилось?
3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием "на ошибку".
Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью. Вы сначала как думали? А как на самом деле? Какой возникает вопрос?
4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?
5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим. Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? Какая будет тема урока?
6. Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущим.
Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено. Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Почему так получилось?
Подводящий к теме диалог.
Данный метод постановки учебной проблемы проще, чем предыдущий, т.к. не требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся. Однако, если это происходит, необходима тактичная реакция учителя («Так. Кто думает иначе?»).
Сообщение темы с мотивирующим приемом.
Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Не секрет, что в учебном процессе нередкими являются случаи сообщения темы урока в готовом виде, которые чаще всего не интересны детям, не мотивирует их к поиску решения. Можно ли увлечь школьников заранее сформулированной учебной проблемой? Оказывается, да, потому что для этого существуют специальные приемы, условно называемые "яркое пятно" и "актуальность".
В качестве "яркого пятна" могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, т.е. любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание, но при этом все-таки связанный с темой урока.
Таким образом, существуют три основных метода поиска решения учебной проблемы:
· побуждающий к гипотезам диалог;
· подводящий от проблемы диалог;
· подводящий без проблемы диалог.
Их сходство в том, что любой обеспечивает понимание нового знания учениками, ИБО НЕЛЬЗЯ НЕ ПОНИМАТЬ ТО, ДО ЧЕГО ДОДУМАЛСЯ ЛИЧНО.
Сделаю вывод, проблемное обучение
• вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности;
• способствует развитию познавательной активности;
• осознанности знаний;
• предупреждает появление бездумности;
• обеспечивает более прочное усвоение знаний;
• делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.
Данная технология на уроке чаще используется на этапе сообщения темы, постановки цели и планирования.
Таким образом, можно сделать вывод, что данная технология позволяет спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов.
Технология критического мышления на уроках в начальной школе
Я считаю, что технология проблемно-диалогического обучения тесно связана с технологией критического мышления.
Можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление — значит развивать умение думать. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.
Данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.
Я остановлюсь на тех приёмах, которые меня заинтересовали, которые использую на своих уроках. Напомню, базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – РКМЧП) возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления» .
Идеи технологии ЧПКМ звучат следующим образом:
Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.
Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.
Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.
Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.
Ответим на вопрос: «Что же такое критическое мышление?» Приведем цитату тех же авторов: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что, если?..» Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление»
Критическое мышление, таким образом, – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.
R. Paul (США) предложил разграничивать критическое мышление в «слабом» и «сильном» смысле. Так, использование анализа и аргументации с целью, прежде всего, развенчать чужую точку зрения служит примером критического мышления в «слабом» смысле. Напротив, человек, прибегающий к критическому мышлению в «сильном» смысле, не сосредоточен на собственной точке зрения. Он исходит из необходимости по собственной инициативе испытывать свои идеи и представления наиболее сильными из возможных возражений, какие только могут быть выдвинуты против них.
Процесс учения – это процесс увязывания нового с уже известным. Обучаемые строят новые представления на основании предыдущих знаний и представлений. Данное положение также является непременным условием использования технологии ЧПКМ.
Подробнее остановимся на самой технологии. Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему – подходы к ее решению – рефлексия результата». В рамках технологии ЧПКМ данные этапы получили несколько иные названия и функции. Итак:
Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции)которого:
актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
пробудить к ней интерес;
активизировать
обучаемого
, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
структурировать последующий процесс изучения материала.
Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:
получение новой информации;
ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.
Третий этап-РАЗМЫШЛЕНИЕ:(рефлексия)
выражение новых идей и информации собственными словами;
целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
анализ всего процесса изучения материала;
выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная
проблематизация
(новый «вызов»).
При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим ребенком. Постановка учащимися самостоятельно цели обучения, создает необходимый внутренний мотив к процессу учения. Тем самым (в идеале), у каждого учащегося создается целостное когнитивное поле, объединяющее все имеющиеся теоретические знания, практические сведения, навыки и умения.
Существование целостной структуры знания существенно повышает эффективность восприятия новой информации, уровень использования знаний, интерес к учению, навыки самостоятельного поиска и обработки информации. Ребенок получает, наконец, «инструмент», помогающий ему реализовать на практике принцип собственной активности как субъекта обучения. Педагог, в свою очередь, получает практическую возможность стать равным партнером ребенка в его образовании.
Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования техники имеет немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии ЧПКМ – научить детей применять эту технологи самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.
Некоторые приёмы стадии «Вызова»:
« Кластер», « Корзина идей», « Денотатный граф», « Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения» и другие. (приложение1 )
Некоторые приёмы стадии «Осмысление»:
«Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет», таблица « Плюс – минус - интересно», таблица «ЗХУ», «Таблица – синтез», «Сводная таблица», «Концептуальная таблица», таблица «Что? Где? Когда? Почему?» и другие приёмы. Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» универсальный, используется на всех стадиях. Так же таблицу «ЗХУ» начинают заполнять на стадии «Вызова», продолжают на стадии «Осмысление», заканчивают на стадии «Рефлексия». (приложения 2)
Приём «Инсерт».
При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт».
Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?». Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.
Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:
«V»
поставьте « V » (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;
«+»
поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;
« – »
поставьте « – » (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;
«?»
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
Некоторые приёмы стадии «Рефлексия»:
«Шесть шляп», «Ромашка вопросов», «Синквейн», «Диаманта» и другие. (приложение3)
И так, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.
Практические результаты
Работа с данными технологиями направлена не только на развитие универсальных учебных действий, но и на развитие адекватной самооценки учащихся начальной школы. По моему мнению, важным аспектом является формирование адекватной самооценки, а улучшение результатов по данному направлению приводит и к улучшению результатов по учебным предметам.
Для диагностики самооценки была использована диагностика Т.Н. Князевой.
Уровень формирования адекватной самооценки 2 и 3 класс
Самооценка
2 класс 1 полугодие
2 класс 2 полугодие
3 класс 1 полугодие
Завышенная
16 уч.
72,7%
12 уч.
52,2%
6 уч.
36,8%
Заниженная
5 уч.
22,7 %
1 уч.
4,4 %
1 уч.
5,2%
Адекватная
2 уч.
9,1 %
10 уч.
43,6 %
12 уч.
63,1%
Использование данных технологий адекватно влияет не только на формирование самооценки, но и улучшает результаты учебной деятельности.
Результаты учебной деятельности по русскому языку
Результаты учебной деятельности по математике
Результаты учебной деятельности по окружающему миру
Результаты учебной деятельности по литературному чтению
Выводы
Применение на уроках данных технологий формирует универсальные учебные действия и повышает эффективность учебного процесса.
Технологии представляют собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развития навыков самоконтроля, повышает уровень самооценки, развивает навык верного оценивания своих знаний и возможностей.
Технологии открыты для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Технология развития критического мышления предлагает определенные методы, приемы и стратегии, объединяющие процесс обучения по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждой стадии занятия. Технология развитие критического мышления представляет собой структуру урока, состоящую из трёх этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
Технология проблемно-диалогического мышления развивает умственные способности учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации); самостоятельность (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения); креативное мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).
Данные технологии дают ученику:
- повышение эффективности восприятия информации; интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить; умение ответственно относиться к собственному образованию; умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Данные технологии дают учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность; стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.
В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. В этом нам помогают приемы технологии РКМЧП.
Применение данных приемов на уроках русского языка, чтения, окружающего мира, истории позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.
Данные технологии отвечают целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения самообразования.
Используемая литература
1. И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская «Учим детей мыслить критически» - СПб издательство «Речь» 2003г.
2. И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек «Критическое мышление – технология развития» - СПб издательство «Скифия» 2003г.
Интернет сайты, использованные по данной теме:
1. Роньшина Ольга Ивановна, Сайт «Первое сентября» http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/657887
2. Гилева Наталья Валентиновна, Социальная сеть работников
образования nsportal.ru, https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/02/05/ispolzovanie-tekhnologii-razvitiya
3. Ирина Силантьева, сообщество взаимопомощи учителей Pedsovet.su, http://pedsovet.su/kriticheskoe_myshlenie_v_nachalnyh_klassah
4. Меркулова Г. Н. Использование технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности младших школьников. http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-304
5. Анисимова Евгения Владимировна, Сайт «Первое сентября», http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/600959
6. Пильская М.А., сайт «Инфоурок», https://infourok.ru/material.html?mid=859
Приложение 1.
Пример фрагментов уроков на стадии «Вызов»:
Урок «Окружающий мир» 3класс, «Почва»
Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.
Вопросы:
… ветер может разрушить горы?
… опавшие осенью листья вредят почве?
… 1см почвы образуется за 300 лет?
… норы животных, живущих в почве, разрушают её?
… растения участвуют в образовании почвы?
… почва и камень родственники?
… почва – наша кормилица?
1
2
3
4
5
6
7
- Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.
- Мы говорим почва. А что же такое почва?
Приложение 2.
Пример фрагментов уроков на стадии «Осмысления»:
Окружающий мир. 4 класс, «Полезные ископаемые»
Прием «Сводная таблица»:
Какие полезные ископаемые вы знаете? Сейчас каждая группа получит полезные ископаемые и выполнит практическую работу.
1.Рассмотри образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определи их название.
2. Установи свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнай у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.
3. Подумай, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение.
Заполни Сводную таблицу.
Практическая работа в группах.
Название
Основные свойства
Использование
Известняк
Белого, серого или желтого цвета;
Строительство, мел, мрамор.
Гранит
Зернистый. Твердый и прочный
Строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятником, отделка станций метро.
Глина
Очень мельчайшие частички,скреплённые между собой.
Кирпич, посуда
Песок
В виде крупинок, сыпучий, жёлтый, серый.
Дороги, стекло
Железная руда
Черного цвета, плотное, притягивает металлические предметы.
Машины, железнодорожные рельсы, вагоны и др.
Заслушивание ответов каждой группы. Обсуждение, запись таблицы в тетрадь
Приложение3.
Пример фрагментов уроков на стадии «Рефлексии»:
Окружающий мир. 4 класс, «Полезные ископаемые»
Используется метод «Шесть шляп». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.
Белая шляпа. Факты. Полезные ископаемые бывают твердые, жидкие и газообразные.
Жёлтая. Позитивное мышление. Для жизни человека и производства необходима добыча полезных ископаемых.
Черная. Проблема. При добычи полезных ископаемых нарушается экологическое равновесие и происходит загрязнение окружающей среды.
Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось рассматривать полезные ископаемые и выделять их свойства.
Зеленая. Творчество. Местонахождение залежей многих ископаемых человеку еще не известно.
Синяя .Философия. Обобщают высказывания каждой группы.