Развитие предметной деятельности у детей раннего возраста — важная составляющая их общего развития. Этот процесс включает в себя не только формирование навыков взаимодействия с предметами, но и развитие познавательных, социальных и эмоциональных компетенций. В рамках дошкольного образования предметная деятельность становится одним из ключевых направлений, способствующих гармоничному развитию ребенка.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Корнейчук Татьяна Петровна, воспитатель
МОУ "Гимназия № 56" ДО корпус 5, г. Люберцы д.п. Красково
Развитие предметной деятельности у детей раннего возраста — важная составляющая их общего развития. Этот процесс включает в себя не только формирование навыков взаимодействия с предметами, но и развитие познавательных, социальных и эмоциональных компетенций. В рамках дошкольного образования предметная деятельность становится одним из ключевых направлений, способствующих гармоничному развитию ребенка.
Предметная деятельность начинается с раннего возраста, когда ребенок впервые осознает предметный мир вокруг себя. На этом этапе важно создать такие условия, которые будут способствовать развитию интереса и любознательности у детей. Например, в группе детского сада можно организовать уголок с различными предметами, которые будут доступными для исследовательской деятельности. Это могут быть игрушки, природные материалы, бытовые предметы. Важно, чтобы эти объекты вызывали у детей желание экспериментировать, изучать и взаимодействовать с ними.
Научные исследования показывают, что предметная деятельность способствует развитию моторики, тактильных ощущений, а также координации движений. Например, когда дети строят конструкции из блоков, они не только развивают мелкую моторику, но и учатся мыслить логически. Можно предложить детям создать домик для игрушек. В процессе постройки они будут не только манипулировать предметами, но и взаимодействовать друг с другом, обсуждая, какой домик получится лучше.
Кроме того, предметная деятельность способствует формированию умения решать проблемы и принимать решения. Воспитатель может задавать детям вопросы, которые стимулируют их критическое мышление. Например, «Какой материал лучше использовать для строительства?» или «Почему мы должны сделать окно в нашем домике?». Эти вопросы побуждают детей к размышлениям и совместному поиску решений.
Важной частью развития предметной деятельности является игра. Игра является естественной формой обучения для детей. В процессе ролевых игр дети перенимают социальные роли и учатся взаимодействовать с окружающими. Например, игра в магазин, где дети могут «продавать» и «покупать» игрушки, помогает им освоить понятия обмена, ценообразования и социальной ответственности. Воспитатель может организовать такие игры, предложив детям различные сценарии, что позволит развивать их воображение и творческие способности.
Не менее важным аспектом является взаимодействие воспитателя с детьми в процессе предметной деятельности. Воспитатель не должен выступать только как наблюдатель; его задача — направлять и поддерживать детскую инициативу. Например, если дети увлечены рисованием, воспитатель может предложить им использовать различные техники и материалы, тем самым расширяя их представления о возможностях творчества.
Работа с предметами также способствует развитию речи у детей. Воспитатель может задавать вопросы, комментировать действия детей и побуждать их описывать свои действия. Например, «Что ты сейчас делаешь?», «Почему ты выбрал именно этот цвет?». Это не только помогает развивать речь, но и формирует навыки аргументации и общения.
Следует отметить, что организация предметной деятельности должна учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. У некоторых детей может быть выраженный интерес к конструированию, в то время как другие предпочитают художественное творчество. Воспитателю важно наблюдать за интересами детей и предлагать разнообразные виды деятельности, чтобы каждый ребенок мог проявить себя.
В заключение, развитие предметной деятельности у детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации — это многоаспектный процесс, который требует внимательного подхода со стороны воспитателя. Создание стимулирующей образовательной среды, организация игр и взаимодействие с детьми — все это способствует не только развитию предметных навыков, но и формированию основных жизненных компетенций. Важно помнить, что именно в процессе игры и исследовательской деятельности дети открывают для себя мир, развиваются и учатся взаимодействовать с окружающей действительностью.
Список литературы
1. Батюта, М.Б. Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения [Текст] / М.Б. Батюта, Е.В. Сидорина // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 53-9. – С. 261-268.
2. Литвинова О.Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности / О.Э. Литвинова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. – 256 с.
3. Седых О. Н. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через экспериментирование / О. Н. Седых. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 919-921.