Современная система дошкольного образования все больше внимания уделяет здоровьесбережению детей, рассматривая его как неотъемлемую часть образовательного процесса. В этом контексте утренняя гимнастика выступает не просто как зарядка, а как целенаправленная здоровьесберегающая технология, направленная на укрепление физического и психического здоровья детей, формирование у них положительной мотивации к физической активности и здоровому образу жизни. Она позволяет не только подготовить организм ребенка к предстоящей дневной деятельности, но и способствует развитию его двигательных навыков, координации, выносливости, гибкости и формированию правильной осанки.
Утренняя гимнастика как здоровьесберегающая технология в ДОУ
Современная система дошкольного образования все больше внимания уделяет здоровьесбережению детей, рассматривая его как неотъемлемую часть образовательного процесса. В этом контексте утренняя гимнастика выступает не просто как зарядка, а как целенаправленная здоровьесберегающая технология, направленная на укрепление физического и психического здоровья детей, формирование у них положительной мотивации к физической активности и здоровому образу жизни. Она позволяет не только подготовить организм ребенка к предстоящей дневной деятельности, но и способствует развитию его двигательных навыков, координации, выносливости, гибкости и формированию правильной осанки.
Утренняя гимнастика в ДОУ – это не просто набор механических движений, это продуманная и систематически организованная деятельность, которая должна учитывать возрастные особенности детей, их физическую подготовку, а также индивидуальные потребности каждого ребенка.Важным аспектом является создание положительной эмоциональной атмосферы, которая способствует формированию у детей радостного отношения к физической активности. Использование игровых приемов, музыкального сопровождения, разнообразного оборудования и пособий делает утреннюю гимнастику не только полезной, но и интересной для детей. Например, можно превратить утреннюю зарядку в «путешествие» в волшебный лес, где дети будут «превращаться» в разных животных, или в «спортивную эстафету», где они будут соревноваться в ловкости и быстроте.
Практические примеры организации утренней гимнастики могут включать в себя различные комплексы упражнений, которые можно варьировать в зависимости от возраста и потребностей детей. Для младшей группы (3-4 года) упражнения должны быть простыми, доступными для понимания, направленными на развитие крупных мышц, координации и равновесия. Например, это могут быть упражнения типа «потягушки», «маятник», «мячик», «птички», «лошадки». Для средней группы (4-5 лет) можно вводить более сложные упражнения, направленные на развитие ловкости, гибкости, силы. Это могут быть упражнения с использованием обручей, мячей, скакалок, а также упражнения на равновесие, такие как «ласточка», «цапля», «мостик». В старшей и подготовительной группах (5-7 лет) можно использовать более сложные комплексы упражнений, направленные на развитие выносливости, скорости, гибкости и координации движений, а также упражнения на осанку и дыхание. Важно также включать в утреннюю гимнастику элементы дыхательной гимнастики, самомассажа, а также упражнения на расслабление, которые помогут детям снять напряжение и настроиться на предстоящий день.
Музыкальное сопровождение утренней гимнастики играет важную роль в создании положительной эмоциональной атмосферы и повышении мотивации детей к физической активности. Музыка должна быть ритмичной, динамичной, но при этом не слишком громкой, соответствовать темпу движений и не вызывать у детей чрезмерного возбуждения. Можно использовать как специально подобранную музыку для гимнастики, так и любимые детские песенки или мелодии. Важно также использовать разнообразное оборудование и пособия, такие как мячи, обручи, скакалки, ленты, флажки, коврики, которые сделают утреннюю гимнастику более интересной и разнообразной. Использование таких элементов, как «мешочки с песком» для упражнений, направленных на укрепление мышц рук, или «гимнастические палки» для упражнений на осанку, может существенно повысить вовлеченность детей в процесс .
Одним из важных принципов организации утренней гимнастики является ее интеграция с другими видами деятельности в ДОУ. Утреннюю гимнастику можно связать с темой недели, с изучаемым литературным произведением, с сезонными изменениями в природе, а также с другими видами деятельности. Например, если на неделе изучается тема «Овощи», можно включить в утреннюю гимнастику упражнения, имитирующие движения при сборе урожая, или упражнения с использованием «муляжей» овощей. Если на неделе изучается сказка «Теремок», можно предложить детям «превратиться» в разных зверей, живущих в теремке, и выполнить соответствующие движения. Такой подход способствует формированию у детей целостного представления об окружающем мире, а также делает утреннюю гимнастику более осмысленной и интересной.
Важно также отметить, что утренняя гимнастика в ДОУ должна проводиться в соответствии с требованиями ФГОС ДО, который ориентирует на формирование у детей не только физического, но и психического здоровья, а также на развитие их познавательной активности, коммуникативных навыков и творческих способностей. Утренняя гимнастика должна способствовать развитию у детей самостоятельности, инициативы, умения сотрудничать с другими, а также формированию у них положительного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни. Необходим дифференцированный подход, учитывающий уровень физической подготовленности каждого ребенка, а также его индивидуальные особенности и предпочтения.
Проблемы, с которыми могут столкнуться воспитатели при организации утренней гимнастики, включают в себя, в первую очередь, недостаточную методическую подготовку, нехватку оборудования и пособий, а также отсутствие мотивации у некоторых детей. Решение этих проблем требует от воспитателя постоянного самосовершенствования, поиска новых методических приемов и подходов, а также активного взаимодействия с родителями и коллегами. Обобщение передового опыта, участие в методических семинарах и мастер-классах, использование современных информационных технологий и пособий помогут педагогам найти эффективные решения для организации утренней гимнастики, которая будет не только полезной, но и любимой детьми.
В заключение стоит отметить, что утренняя гимнастика является важной составляющей здоровьесберегающих технологий в ДОУ, которая способствует физическому и психическому развитию детей, формированию у них положительной мотивации к физической активности и здоровому образу жизни. Правильная организация и проведение утренней гимнастики, с использованием разнообразных методов и приемов, а также интеграция ее с другими видами деятельности, позволяет воспитателям ДОУ создать условия для гармоничного развития каждого ребенка, что, в свою очередь, соответствует требованиям ФГОС ДО и современным тенденциям в дошкольном образовании.
Список литературы
Бадичко
Н. И., Долгова О. Н., Селиверстова Л. С. [и др.
].Использование
современных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста / — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 17 (255). — С. 206-208. — URL:
https://moluch.ru/archive/255/58405/
(дата обращения 27.01.2025)
Втюрина
В.
И. Использование современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ // Вестник науки.
2021. №11 (44).
URL
:
https
://
cyberleninka
.
ru
/
article
/
n
/
ispolzovanie
-
sovremennyh
-
zdoroviesberegayuschih
-
tehnologiy
-
v
-
dou
(дата обращения 27.01.2025)
Глазырина
Л. Д.
Физическая культура - дошкольникам. Программа и программные
требования :
Пособие для педагогов
дошк
. учреждений / Л. Д. Глазырина. -
Москва :
ВЛАДОС, 1999.
—
С.
142
Каргинова
Д. Х. Здоровьесберегающие технологии в детском саду // Педагогический вестник. 2023. №30. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschie-tehnologii-v-detskom-sadu
(дата обращения 27.01.2025)
Макарова Л. П. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС ДО / Л. П. Макарова, М. В.
Пазыркина
. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11.2 (145.2). — С. 77-80. — URL:
https://moluch.ru/archive/145/40618/
(дата обращения 27.01.2025)
Никишина И. В. Мастер-класс для руководителей и педагогов ДОУ
.
Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии. — М.: Планета, 201
3.
—
С. 408