Дошкольный возраст - период активного творческого развития ребенка в целом, когда развиваются и совершенствуются все психические процессы, становятся произвольными внимание, память, мышление, память, формируется связная речь. Наиболее эффективное средство для этого - сочинение сказок детьми, художественная литература, фольклорные произведения. Особое место в словотворческом процессе занимает один из любимых жанров детей- сказка.
Сказки служат прекрасным материалом для обучения детей пересказу. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, черты их характеров ярко выражены, мотивы поступков понятны.
ВЕЛИКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СКАЗКИ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дошкольный возраст - период активного творческого развития ребенка в целом, когда развиваются и совершенствуются все психические процессы, становятся произвольными внимание, память, мышление, память, формируется связная речь. Наиболее эффективное средство для этого - сочинение сказок детьми, художественная литература, фольклорные произведения. Особое место в словотворческом процессе занимает один из любимых жанров детей- сказка.
Сказки служат прекрасным материалом для обучения детей пересказу. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, черты их характеров ярко выражены, мотивы поступков понятны.
Пересказывание сказок оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников, которые учатся овладевать родным языком, приобщаются к подлинно художественной речи. В процессе овладения пересказом активизируется образное мышление детей, стимулируется творческое воображение. Дети учатся находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звукопроизношения. Происходит активное пополнение и расширение словаря. Если ребенок не только слушает сказки, но и воспроизводит их в собственной речи, то воздействие художественных произведений на его личность усиливается.
Способность к придумыванию сказок имеет важное значение для нравственного, умственного, эстетического развития ребенка. Характер, структура такого творчества иногда лишены логичности, четкости, системности. Но эти недостатки можно устранить при непосредственной организационной работе педагога и детей.
Основными задачами педагога для поддержания интереса детей к произведениям художественной литературы являются:
- обеспечить условия для расширения сферы общения детей с произведениями разных литературных жанров, закрепить интерес к литературному наследию своего и других народов;
- поощрять использование в речи образных выражений, пословиц, поговорок;
- отметить точность высказывания, выразительность и культуру речи; обогащать «читательский» опыт детей за счет произведений более сложных жанров фольклора, поэзии и т.д.;
- совершенствовать умение пересказывать сказки близко к тексту, придумывать загадки, сочинять сказки по аналогии со знакомыми текстами;
- воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать образность и выразительность языка сказок.
В своей работе мы используем следующие приемы работы со сказкой:
- проигрывание эпизодов сказки, драматизация
- постановка сказок с помощью кукол
- рисование по мотивам сказки
- рассказывание сказок от первого или третьего лица
- групповое рассказывание
- придумывание сказки.
Также стараемся использовать разные виды театра: пальчиковый, кукольный, настольный, теневой, маски, перчаточный, костюмированный, театр бибабо.
В процессе разыгрывания в лицах литературных произведений у дошкольников отрабатывается умение полно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста, композиционно и грамматически оформлять, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений, что способствует развитию связной речи дошкольников.
Элементы сказкотерапии, театрализованной деятельности реализуются нами в режимных моментах, на прогулке, во время совместной и индивидуальной деятельности, в непосредственно образовательной деятельности.
Таким образом, сочинение и пересказ сказок заметно влияют на всестороннее развитие дошкольников, которые учатся овладевать родным языком, его образным строением, приобщаются к подлинно художественной речи.