Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Влияние хорового пения на формирование личности школьника. Работа №309970

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Музыкальное воспитание детей имеет огромное значение в формировании ряда качеств личности ребенка, воздействуя на его психо - эмоциональную сферу. Хоровой пение имеет важное значение в системе музыкального воспитания и образования будущего поколения. Оно развивает художественный вкус детей, расширяет музыкальный кругозор, способствует повышению культурного уровня, а также является одним из доступных видов музыкальной деятельности детей, позволяющей приобщиться каждому юному музыканту к прекрасному миру ИСКУССТВА.

В современной культурной ситуации, в которой происходит усиление индивидуализма, возрастание разобщённости членов социума, дефицит личностного общения, всё громче раздаются призывы к возрождению хорового пения в школе, как способа объединения детей в творческом порыве.

Анализ исследований хоровой культуры, позволяет условно выделить три группы взаимосвязанных аспектов необходимости развития в новых социальных условиях отечественных хоровых традиций, и прежде всего школьного хорового пения - это социальные, психологические и медицинские аспекты. Огромное значение в стабилизации данных аспектов имеет работа именно в младшем хоровом коллективе, где закладывается своеобразная база для формирования как вокально-хоровых навыков, так и психо – эмоциональных, гуманистических, духовно – нравственных ценностей школьника.

Работа:
МБУДО Детская школа искусств им. Г.Кукуевицкого
Название образовательного продукта
Влияние хорового пения на формирование
личности младшего школьника в ДШИ
Работа выполнена в рамках профессиональной переподготовки по программе Педагогика в учреждениях дополнительного образования: музыкальное образование (исполнительство). Преподаватель сольного пения и вокально-хоровых дисциплин в ДМШ, ДШИ
Автор (Ф.И.О.):
Петрова Валентина Сергеевна
Должность: преподаватель
Место работы: МБУДО Детская школа искусств им. Г.Кукуевицкого
г. Сургут 2022 г.
Содержание
Введение стр. 3
Актуальность работы стр. 3
Цель и задачи работы стр. 4
Основная часть стр. 6
2.1. Историческая составляющая формирования хорового исполнительства стр. 6
2.2. Формировании музыканта и хориста в ДШИ стр. 9
2.3. Классификация вокально-хоровых навыков в музыкальной педагогике стр. 10
2.4. Особенности вокально-хоровой работы с младшими школьниками стр.13
2.5. Проблема гудошников стр. 18
2.6. Театрализация в работе с младшими школьниками стр. 20
2.7. Реализация практических аспектов воспитания младших школьников в ДШИ стр. 21
Заключение стр. 22
Список литературы и используемых ресурсов стр. 25
Приложение 1 стр. 27
Введение
Музыкальное воспитание детей имеет огромное значение в формировании ряда качеств личности ребенка, воздействуя на его психо - эмоциональную сферу. Хоровой пение имеет важное значение в системе музыкального воспитания и образования будущего поколения. Оно развивает художественный вкус детей, расширяет музыкальный кругозор, способствует повышению культурного уровня, а также является одним из доступных видов музыкальной деятельности детей, позволяющей приобщиться каждому юному музыканту к прекрасному миру ИСКУССТВА.
В современной культурной ситуации, в которой происходитусиление индивидуализма, возрастание разобщённости членов социума, дефицит личностного общения, всё громче раздаются призывы к возрождению хорового пения в школе, как способа объединения детей в творческом порыве.
Анализ исследований хоровой культуры, позволяет условно выделить три группы взаимосвязанных аспектов необходимости развития в новых социальных условиях отечественныххоровых традиций, и прежде всего школьного хорового пения - это социальные, психологические и медицинские аспекты. Огромное значение в стабилизации данных аспектов имеет работа именно в младшем хоровом коллективе, где закладывается своеобразная база для формирования как вокально-хоровых навыков, так и психо – эмоциональных, гуманистических, духовно – нравственных ценностей школьника.
Актуальность работы
В настоящее время в теории и практике музыкальной педагогики все острее встают вопросы форм и методов обучения детей младшего школьного возраста, в связи с раскрытием в детях музыкальных и нравственных качеств личности. И музыкальные занятия можно признать своеобразным индикатором эффективности применяемых педагогических методов для выявления этих качеств. В обучении музыкальному искусству в настоящее время условно можно выделить несколько видов деятельности: слушание музыки, хоровое пение, музыкальное исполнительство, сочинение и др. Хоровое пение занимает в данном списке не последнее место, а так же является привлекательной дисциплиной в программе дополнительного образования детей в ДШИ. Это обосновано тем, что хор стал играть большую роль даже в современной музыке, где хоровые партии часто используются в качестве бэк-вокала, не говоря уже о самоценности хоровой музыки, о красоте, непередаваемой гармоничности хорового пения. Но чтобы добиться необходимого высокого уровня вокального исполнения в хоре, необходима большая музыкальная педагогическая работа с певцами, начиная с раннего школьного возраста, где и будут заложены основные принципы, компетенции и духовные качества музыканта.
Проблема коллективного музицирования на протяжении многих лет остается актуальной. Она привлекает внимание большого круга музыкантов-педагогов, ученых разных специальностей и просто любителей музыки. Коллективная форма певческого исполнительства обладает огромными возможностями: развитие музыкальных способностей, формирование вокально-хоровых навыков, подготовка подлинных ценителей музыки и воспитание лучших человеческих качеств. Хоровое пение благотворно сказывается и на физическом состоянии учащихся. Е.И.Алмазов писал: Пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой, следовательно, он невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет своё здоровье.
Функции хорового пения разносторонни, полезны и привлекательны для каждого ребёнка. Важно также, что хоровое пение, являясь наиболее доступной формой исполнительства, активно вовлекает детей в творческий процесс, позволяет ребёнку чаще бывать на сцене, быстрее адаптироваться в коллективе, выстраивать коммуникативные связи, приобщаться к миру прекрасного и др.. Поэтому в дополнительном образовании детей хоровое пение рассматривается как действенное средство воспитания вкусов учащихся, повышения их общей музыкальной культуры, проникновения песни в быт российской семьи.
Современные средства массовой информации: телевидение, интернет, радио – через песенный жанр обрушивают на детей, в основном, примитивную, безнравственную и, порой, агрессивную музыку. Это ведёт к снижению уровня культуры детей и народа в целом. В этих условиях ДШИ с помощью уроков хора приобщает детей к подлинным нравственным ценностям отечественной и мировой музыкальной хоровой культуры. Хоровое пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным эмоциональным и нравственным воздействием на исполнителей и слушателей, остается испытанным средством музыкального воспитания и развития индивидуальных нравственных качеств личности учащегося.
Цель работы
Выявление и поиск средств, форм и методов развития вокально-хоровых навыков, изучение значимости вокально-хоровой музыки, как средства духовно-нравственного воспитания и развития личности у младших школьников.
Задачи работы
Анализ эффективных средств, форм, методов развития, сущности и содержания понятий вокально-хоровых навыков младших школьников, формирование певческих установок на начальном этапе обучения в ДШИ;
Определение психолого-педагогических возможностей развития вокально-хоровых навыков младших школьников;
Выявление эффективных методик развития интереса младших школьников к вокально - хоровому искусству, ознакомления их с лучшими образцами мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
Формирование и развитие художественного вкуса, расширение музыкального кругозора, посредством подбора высокохудожественного репертуара, пропаганда творчества российских и зарубежных композиторов;
Воспитание высоконравственного, творческого, компетентного маленького музыканта, а так же развитие творческой, вокально-хоровой деятельности детей для удовлетворения их образовательных и эстетических интересов и потребностей средствами вокально - хоровой музыки;
Пропаганда хорового искусства, повышение его роли в эстетическом воспитании детей, рассмотрение практических путей реализации творческого потенциала младших школьников и совершенствование методов хоровой работы.
Основная часть
В современном мире нет, пожалуй, человека, который не был бы причастен к искусству. Книга, кино, телевидение, театр, музыка, живопись… По своему влиянию на нравственное развитие личности огромное значение имеет литература – искусство слова. Не случайно Гельвеций утверждал: Без книг мы остались бы дикарями. Область внутренней жизни человека доступна только искусству слова. Поэтому Максим Горький назвал литературу человековедением.
Равнозначное влияние на воспитание ребенка играет музыка. Общеизвестно, что музыкальное искусство является могучим средством воспитания, инструментом, способствующим становлению личности, формированию человеческого в человеке. Чудодейственная сила музыки и ее влияние на человеческую душу известно с глубокой древности. …Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами - писал В.А.Сухомлинский в своей книге Сердце отдаю детям.
Историческая составляющая формирования хорового исполнительства
К идеям эстетического воспитания средствами музыки обращались философы, педагоги, музыканты всех времен. Задача, которую они ставили перед собой - как воспитать чувства человека, сделать благородными его помыслы и деяния.
В античные времена отношения к музыке было как к занятию, не уступающему по важности медицине. Ученик Аристотеля - Аристоксен говорил, что тело очищает врачевание, а душу - музыка, как искусство пения со словом. Участвовать в хоре в те времена считалось священным долгом. По словам Платона, хоровое пение есть божественное и небесное занятие, укрепляющее все хорошее и благородное в человеке, это один из элементов образования, и слово необразованный трактовали, как не умеющий петь в хоре. Аристотель отмечал влияние хоровой музыки на человеческую этику и психику и утверждал, что обучение пению следует начинать с молодого возраста.
Хоровое пение – искусство, где соединены литература и музыка, что являлось достаточно актуальным в эпоху Античности, было достаточно востребованным, в связи с развитием театра. Но искусство хорового пения не ограничилось рамками только одной эпохи. Вся история мировой культуры неразрывно связана с вокальным даром людей, с желанием самовыражаться посредством пения, объединяя чувства, мысли и волю, воспитывая душу и вкус.
В средние века все определялось догматами церкви. И церковь не отрицала чудодейственности воздействия хорового искусства. Иоанн Златоуст писал об …устремленности слуха к благозвучию, которое настолько велико, что, увлекшись мелодией, человек с радостью откажется от еды, питья и сна…. Склонялся перед искусством и Василий Кесарийский – церковный писатель и богослов, видевший удивительную силу сплачивать людей, объединяя через унисонное хоровое пение разобщенных, примиряя враждующих и соединяя их в союзе дружбы.
Музыкальная культура христианства в полной мере вобрала в себя певческие достоинства детской талантливости, неповторимости, искренности. На протяжении развития хорового искусства с особым трепетом и бережностью относились к детскому хоровому пению. Ангельское звучание детских голосов, которое поражает слух и душу и не может сравниться ни с одной музыкой на земле. За этим многовековым опытом стоит огромный, терпеливый труд выдающихся музыкантов-педагогов с детьми – от безвестных монахов до великих Жоскена де Пре, Палестрины, Лассо, Шютца, Монтеверди, Джезуальдо, Баха, Генделя, венских классиков, корифеев XIX и XX веков.
Хоровое пение – одна из главных составляющих цивилизационного наследия духовной жизни россиян, традиционная форма музыкального воспитания, формирующая способности, музыкальную одаренность, музыкальную интуицию, мировоззрение. Личный вклад выдающихся композиторов – Д.С.Бортнянского, М.С.Березовского, М.И.Глинки, М.А.Балакирева, П.И.Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова, С.В.Рахманинова, Г.В.Свиридова и других – это блистательные страницы русской культуры. Они всегда подчеркивали и отводили огромную роль в пении с младшего возраста для музыкального развития.
Если в XVIII–XIX вв. православное образование хоровое пение входило в число основных предметов, наряду с предметами Закон Божий, письмо счёт и др., и рассматривалось как основа религиозного просвещения, формирования нравственных основ поведения, то в XX веке, в послереволюционные годы, проявляется тенденция идеологизации музыкального воспитания в плане социального переустройства общества.
Хоровое пение, будучи основой музыкального воспитания, вводилось в школу не ради музыки, а для переустройства жизни, в помощь социалистическому строительству. Занятия по музыке и пению должны постепенно и последовательно давать предусматриваемые программой знания и навыки и способствовать направлению интересов и деятельности детей в соответствии с общими задачами коммунистического воспитания (1938г.), указывалось в программах по пению. В связи с этим в репертуаре программ большое место отводилось революционным песням, разучивание которых обеспечивало участие класса в революционных праздниках, движение в строю.
Крупнейший композитор и педагог хорового искусства А.Д.Кастальский сказал о том, что исполнять музыку детям легче всего своим собственным голосом, инструментом всем данным и потому на первом месте при исполнении музыки самими детьми должно быть поставлено хоровое пение.
Исключительное значение хоровой музыки в русской культуре обусловлено традициями музыкального фольклора и православного пения a cappella. Русский национальный характер, русская художественная натура, выражение русского духа, желание через пение выразить свои чувства и мысли – это ли не основа творческого развития личности человека в условиях современной России?
Массовое хоровое пение служит единению людей, формированию культуры общения, снижению уровня социальной напряжённости, развитию толерантности, является своеобразным тренингом организованности для огромного числа поющих и воспринимающих пение людей, формируя позитивный взгляд на мир, на отечественную культуру, на человека. Хор – это школа общения с другими людьми, взаимодействия с единомышленниками в творческом коллективе.
Современные исследования хоровой культуры, позволяют выделить своеобразные три группы взаимосвязанных критериев необходимости развития в новых современных социо-культурных условиях отечественныххоровых традиций, и прежде всего школьного хорового пения - это социальные, психологические и медицинские аспекты. Огромное значение имеет работа именно в младшем хоровом коллективе, где закладывается первоначальная база для формирования вокально-хоровых навыков, психологических установок, эмоциональных, гуманистических, духовно – нравственных ценностей школьника.
Хоровое пение занимает значительное место в художественном образовании детей. Занятия хоровым пением оказывают благотворное воздействие на широкий диапазон их социокультурного развития. Пение в хоре – это эффективный путь приобщения к активной музыкальной деятельности, накопления интонационно-слухового опыта, развития музыкального мышления в процессе освоения языка музыки как звукосмыслового единства. Сегодня всё более востребованной становится воспитательная функция хорового пения и, прежде всего, воспитания у подрастающего поколения гражданской идентичности, сопричастности своим национальным и региональным традициям.
Детское хоровое пение занимает достойное место в музыкальном искусстве. Общеизвестно, что музыка наиболее сильно воздействует на эмоциональную сферу восприятия человека, она активно участвует в формировании чувств и эмоций. При исполнении и разучивании хоровых произведений закладывается фундамент музыкальной культуры детей. Занятия в классе хора развивают внимание, память, делают его слух более восприимчивым, более тонким, обостряя способность к наблюдениям и обобщениям. Дети учатся понимать связь целого и частей, выразительное значение каждого из элементов музыкальной речи, воспитывается ощущение формы, красоты, гармонии…
Формировании музыканта и хориста
Детский хор – это особенный этап в формировании музыканта и хориста, это большая и увлекательная работа не только для детей, но и для хормейстера. Много трудностей придется преодолеть, многому предстоит научиться и самому педагогу, чтобы найти ответы на казалось бы такие простые вопросы:
-Как сделать детские голоса красивыми и послушными?
-Как научить маленьких певцов слушать и вслушиваться, понимать и осознавать, ценить и чувствовать
-Как открыть перед ними волшебный мир музыки, чтобы он стал любимым на всю жизнь?
Продвигаясь от простого к более сложному, необходимо стремиться к тому, чтобы исполнение музыкальных произведений являлось творческим результатом, отображением музыкального мышления учащихся, их эмоционального отношения к музыке и содержанию этих произведений. Чем младше ученики, тем меньше детализация учебных и исполнительских задач, и наоборот.
Дети в младшем школьном возрасте весьма эмоциональны, их легко увлечь, сделать участниками общего и очень важного дела, к которому они начинают относиться все с большей ответственностью. Целенаправленность хоровой работы приносит желаемые результаты, навыки оттачиваются.
Младший школьный возраст – это определенный этап в формировании личности. От того, какой фундамент будет заложен в этом возрасте будет зависеть все дальнейшее развитие ребенка, его музыкальных способностей и готовности к певческой деятельности.
Особого внимания требуют дети 6-7 лет – первоклассники. В этот период в жизни ребенка происходит важное событие: переход из дошкольного возраста в возраст ученика или, как это явление в психологии называется изменением ведущего типа деятельности ребенка. У дошкольников таким ведущим типом деятельности является игра, у школьников – учение. Именно к семи годам ребенок достигает такого развития, когда физиологически и психологически необходимо закладывать базу для развития психики в новых для него условиях в общеобразовательной школе, во внешкольных учебных заведениях, в частности в ДМШ, ДШИ или хоровых коллективах.
Дети, впервые придя в музыкальную школу, сталкиваются с новыми для себя видами деятельности. Начинается воспитание и развитие имеющихся музыкальных задатков и способностей.
Младшая группа хора формируется в сентябре. Более старшие дети (9-10 лет) переходят в следующую возрастную группу, а на смену им приходят новые, прошедшие музыкальное прослушивание. Проверка музыкального слуха, ритма, голоса ставит своей целью не столько конкурсный отбор хористов, сколько определение уровня их музыкального развития и выявления индивидуальных музыкальных возможностей. В последствии можно проследить изменения, происходящие в музыкальном развитии ребенка, и определить рост музыкальных способностей, переходящих в другую возрастную группу.
Младший хор, состоит из детей более или менее опытных и только что принятых учащихся. Малыши работают с простыми и доступными упражнениями и песенками. Впервые пришедшие на хоровые занятия дети обычно испытывают неуверенность и лучше чувствуют себя в обществе детей своего возраста. Основная причина разделения учащихся состоит в том, что прежде чем ввести новичков в хор, их надо обучить основам хорового пения, сформировать первые навыки, первый опыт.
Классификация вокально-хоровых навыков в музыкальной педагогике
Вокально-хоровая техника – это предпосылка достижения художественной выразительности исполнения в детском хоровом коллективе. И в работе над каждым конкретным произведением учитель, естественно, ставит специальные задачи в области хорового пения. Однако всякий раз он должен помнить, что выполнение этих задач является не самоцелью, а средством приобщения детей к музыке. Важно помочь детям выявить их собственное отношение к произведению, а затем добиваться воплощения его в исполнении.
Подготовка и исполнение любого вокально-хорового произведения – это многоэтапный процесс: непосредственное первое эмоциональное впечатление, анализ музыкального языка с целью создания исполнительского плана, работа по разучиванию и усвоению материала, накопление вокально-хоровых умений, неоднократные повторения произведения, ведущие к усовершенствованию исполнения. Заключительный этап — донесение музыкально-поэтического образа до слушательской аудитории.
Все это должно сопровождаться получением учениками определенного круга знаний и приобщением их к певческой культуре. Г.А.Струве говорил: выразительное художественное хоровое исполнение требует овладения каждым учащимся сложным комплексом вокальных навыков. Они являются той основой, без которой хоровое пение воспитательного значения иметь не может. Одновременно с индивидуальным певческим развитием происходит формирование хоровых навыков....
Владение вокально-хоровой техникой даёт возможность юным певцам лучше понять художественный образ и проникнуть в глубины музыки. К вокально-хоровой технике относится совокупность научно обоснованных правил и приёмов выполнения действий, сопровождающих процесс пения. Изучение и применение этих правил формирует умения, а многократное повторение позволяет овладеть навыками выполнения этих действий. Формирование певческих навыков и умений – это одно из условий школьного музыкального воспитания. Поэтому формирование различных певческих навыков входит в содержание обучения.
Навыки - это действия, отдельные компоненты которых в результате повторения стали автоматизированными.
К основным вокальным навыкам относятся:
- звукообразование;
- певческое дыхание;
- артикуляция;
- слуховые навыки;
- дикция;
- эмоциональная выразительность исполнения.
Звукообразование - целостный процесс, обусловленный в каждый данный момент способом взаимодействия дыхательных и артикуляционных органов с работой гортани. Звукообразование - это не только атака звука, то есть момент его возникновения, но и последующее за ним звучание.
С первых занятий следует добиваться естественного, ненапряженного, легкого и светлого звучания.
Умение правильно интонировать является составной частью навыка звукообразования и тесно связано с целенаправленным управлением регистровым звучанием. Одно из качеств вокальной техники это - подвижность голоса.
Певческое дыхание во многом отличается от обычного, физиологического. Выдох значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Дыхательный процесс из автоматического, не регулируемого сознанием, переходит в произвольно управляемый, волевой. Работа дыхательных мышц становится более интенсивной.
Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время пения.
В певческой практике различают четыре основных типа дыхания:
- ключичный или верхнегрудной, при котором активно работают мышцы плечевого пояса, в результате чего поднимаются плечи. Такое дыхание для пения неприемлемо;
- грудной - внешние дыхательные движения сводятся к активным движениям грудной клетки; диафрагма при вдохе поднимается, а живот втягивается;
- брюшной или диафрагмальный - дыхание осуществляется за счет активных сокращений диафрагмы и мышц живота;
- смешанный - грудобрюшное дыхание, осуществляемое при активной работе мышц как грудной, так и брюшной полости, а также нижнего отдела спины.
Артикуляция — работа органов речи: губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок.
Артикуляция — важнейшая часть всей вокально-хоровой работы. Она тесно связана с дыханием, звукообразованием, с интонированием и т. д. Е. Соколова в статье Формирование певческих навыков у детей младшего школьного возраста подчеркивает, чтотолько при хорошей артикуляции во время пения текст доходит до слушателя. Артикуляционный аппарат у детей, особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его активизации. Здесь все важно: умение открывать рот при пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное расположение языка во рту, — все это влияет на качество исполнения.
Певческая артикуляция значительно активнее речевой. В речевом произношении энергичнее и быстрее работают внешние органы артикуляционного аппарата (губы, нижняя челюсть), а в певческом – внутренние (язык, глотка, мягкое нёбо).
Согласные в пении формируются так же, как и в речи, но произносятся более активно и чётко; гласные округляются.
Навык артикуляции включает:
- отчетливое, фонетически определённое и грамотное произношение;
- умеренное округление гласных за счёт пения на скрытом зевке;
- нахождение высокой вокальной позиции;
- умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные звуки в любом ритме и темпе.
К слуховым навыкам в пении относятся:
- слуховое внимание и самоконтроль;
- дифференцирование качественных сторон певческого звучания, в том числе и эмоциональной выразительности;
- вокально-слуховые представления о певческом звуке и способах его образования.
Дикция (греч.) - произношение. Основная задача достижения хорошей дикции в хоре — это полноценное усвоение содержания исполняемого произведения аудиторией. Мелодия в песне неразрывно связана с текстом. Между тем, в хоровом исполнении очень часто невозможно разобрать слова. Такое пение нельзя считать художественным. Четкое произношение слов является непременным условием хорошего хорового пения.
Формирование хорошей дикции в хоре основывается на правильно организованной работе над произношением гласных и согласных.
Навык выразительности в пении выступает как исполнительский навык, отражающий музыкально-эстетическое содержание и воспитательный смысл певческой деятельности.
Д.Б.Кабалевский писал, что …выразительность исполнения выступает как условие эстетического воспитания детей. Средствами вокального искусства оно достигается за счет:
мимики, выражения глаз, жестов и движений;
богатства тембровых красок голоса;
динамических оттенков, отточенности фразировки;
чистоты интонации;
разборчивости и осмысленности дикции;
темпа, пауз и цезур, имеющих синтаксическое значение.
Выразительность исполнения формируется на основе осмысленности содержания и его эмоционального переживания детьми.
В последовательности введения компонентов певческого обучения видна определенная тенденция: формирование вокально-хоровых навыков как бы по спирали, то есть одновременное включение в работу почти всех элементов вокально-хоровой техники на первом этапе обучения и углубление их в последующие периоды. Последовательность и постепенность формирования вокальных и хоровых навыков выглядит так: вокальные навыки начинают формироваться с напевного звучания на основе элементарного овладения певческим дыханием.
Особенности вокально-хоровой работы с младшими школьниками
Младший школьный возраст является очень важным и ответственным в жизни ребенка в плане его становления как личности. У ребенка активно развивается мышление, воображение, память, речь. Все это способствует активному музыкальному развитию. Вэтом возрасте продолжается развитие основных (ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления) и специальных (способности к исполнительским видам деятельности- певческой, музыкально-ритмической, игре на инструментах, творческой) музыкальных способностей. Развиваются и совершенствуются музыкально-сенсорные способности.
Вокально-хоровая работа с младшими школьниками характеризуется ограниченным голосовым диапазоном (до первой октавы – ре-ми второй октавы; тембр голоса трудно определить на слух. Редко встречаются ярко выраженные сопрано, еще реже - альты. В связи с этим считается, что в начале занятий деление на хоровые партии нецелесообразно. Главная задача – добиться унисонного звучания хора.
Перед ребятами ставится задача: усвоить дирижерские жесты и выработать хорошую реакцию на них (внимание, дыхание, вступление, снятие, фермата, пиано, форте и т. д.).
М.С.Осеннева, Л.А. Безбородова в Методике музыкального воспитания младших школьников рекомендуют все занятия с младшими школьниками начинать с распевания, после этого идут занятия хорового сольфеджио. Все песни, которые разучивают дети, нужно разбирать ритмически и анализировать движение мелодии (трудные мелодические ходы и интонационные скачки). Разучивание песни может проходить с голоса (по слуху), особенно на первом этапе, потому что чрезмерное пользование нотами может отбить у детей желание продолжать занятие.
Обязательно нужно учитывать отмеченные ранее особенности возраста учеников. Так, в младших классах, ребята начинают быстро уставать, из-за этого их внимание ослабевает. Для его концентрации педагог должен чередовать различные виды деятельности, как можно больше использовать игровые технологии, весь урок строить по нарастающей линии.
Дифференциация качеств звучания голоса и элементов музыкальной выразительности, а также собственно вокальное исполнение, опирается на использование различных видов умственной деятельности учеников. Даже представление в уме звука до его воспроизведения голосом является сложнейшим психологическим процессом, требующим анализа и обобщения, внимания, мышечной памяти и т. п.
Для реализации такогоподхода к развитию детского голоса, педагогу следует знать голосовые возможности детей от рождения и до наступления мутационного возраста и понимать задачи вокально-хоровой работы на каждом этапе обучения.
Г.П.Стулова подчеркивает, что необходимым условием формирования вокально-хоровых навыков является правильный подбор репертуара и об этом учитель музыки должен позаботиться заранее, так как это очень важно: от того что будут петь дети, зависит то, как они будут петь. Для того чтобы правильно подобрать репертуар педагог обязан помнить о задачах, которые поставил перед хором, и должен направить выбранное музыкально произведение на отработку вокально-хоровых навыков.
Репертуар должен отвечать следующим требованиям:
носить воспитательный характер;
соответствовать возрасту и пониманию детей:
соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива;
быть разнообразным по характеру и содержанию;
каждое произведение должно двигать хор вперед для приобретения тех или иных навыков или закреплять их.
Не рекомендуется использовать большие произведения, так как для детей, которые потом будут петь, это может стать неразрешимой задачей и в последствии непременно повлияет на их продуктивность, повлечет за собой утомление и потерю интереса к делу, которым он увлечен, а, в некоторых случаях может привести к разочарованию в хоровом пении, на все влияют индивидуальные особенности ребенка. Но все-таки сложные произведения должны входить в репертуар, но их необходимо брать с осторожностью, учитывая всю последующую работу. В то же время большое количество легких произведений должно быть в репертуаре ограничено, потому что облегченная программа не подталкивает к профессиональному росту, который, должен интересовать учеников, это даже облегчает работу, потому что дети стремятся работать как можно лучше и прислушиваться к каждому слову преподавателя.
Приемы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-хоровых представлений:
- слуховое восприятие показа учителя с целью последующего анализа услышанного;
- сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;
- введение теоретических понятий о качестве певческого звука и элементах музыкальной выразительности только на основе личного опыта учащихся;
- пение по цепочке;
- моделирование высоты звука движениями руки;
- отражение направления мелодии при помощи рисунка схемы, графики, ручных знаков, нотной записи;
- настройка на тональность перед началом пения;
- устные диктанты;
- выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или вокализацией;
- в процессе разучивания произведения смена тональности с целью поиска наиболее удобной для детей, где их голоса звучат наилучшим образом.
Многие педагоги утверждают, что вокально-хоровую работу с учениками необходимопроводить в соответствии с психо - физиологическими особенностями детей разных возрастных групп, имеющих свои отличительные черты в механизме голосообразования. Воспитание вокально-хоровых навыков требует от детей постоянного внимания, а значит, интереса и трудолюбия.
Петь в младшем школьном возрастеполезно. Пение должно способствовать развитию голосовых связок, дыхательного иартикуляционного аппаратов. Г.П.Стулова, В.К. Тевлина, В.В. Федонюк и др. подчеркивают, чтов вокально-хоровой работе нужно полностью исключить форсированное пение. Петь следует без напряжения, максимально естественно. Если соблюдать эти условия, будут создаваться предпосылки к успешному развитию вокальных данных.
Также нежелательно петь очень высоко или очень низко, потому что голос может утрачивать свою силу и звонкость. На развитие голоса влияет регулярное пение в удобном диапазоне. Иногда получается так, что простуда не дает детям правильно исполнять мелодию, поэтому необходимо проводить с ребятами беседы о том, как надо беречь свой голос.
Проблемы охраны детских голосов приобрели первостепенное значение в современной музыкальной педагогике с привлечением создания единого метода обучения пению и вокальной музыки для детей. Это стало важнейшей исследовательской задачей созданного в 1921 г. Государственного института музыкальной науки и детской комиссии под председательством профессора В.А.Багадурова. В 1925 году была организована первая конференция по развитию голоса детей. В последующие годы к обсуждению проблемы охраны детского голоса подключились психологи, физиологи, фониатры, отоларингологи и др. На основе регулярных наблюдений за вокальным развитием детей начинается систематическая работа над усовершенствованием методов обучения пению. Данную проблему в работе с младшими школьниками обязательно следует учитывать, приучать детей бережно относиться к своему природному музыкальному инструменту - голосу.
Звук, образующийся в гортани, очень слаб, и его усиление, а также тембровая окраска происходит во время попадания звука в пространства (полости), называемые резонаторами. В младшем школьном возрасте у детей преобладает верхний резонатор. У более старших детей постепенно появляется грудной резонатор. Формирование грудного резонатора является ответственным периодом для юного певца. В целом в детских голосах наблюдается легкость, прозрачность, звонкость и нежность звука. Все они делятся на дисканты и альт.
Дискант – высокий детский голос, его диапазон до1 – соль 2, альт – низкий детский голос, его диапазон – соль – ми2.
Различают три этапа развития детского голоса, каждому из которых соответствует определенная возрастная группа.
1. 7-10 лет. Голоса мальчиков девочек, в общем, однородны ипочти все – дисканты. Звучанию голоса свойственно головное резонирование, легкий фальцет, при котором вибрируют только края голосовых связок (неполное смыкание голосовой щели).
2. 11-13 лет, предмутационный период. К 11 годам в голосах детей, особенно у мальчиков, появляются оттенки грудного звучания. В связи с развитием груднойклетки, болееуглубленным дыханием, голос начинает звучать более полно и насыщенно. Голосамальчиков явственно делятся на дисканты и альты. Легкие и звонкие дисканты имеют диапазон ре1 – фа2; альты звучат более плотно, с оттенком металла и имеют диапазон сим – до2. В этом возрасте в диапазоне детских голосов, как и у взрослых, различают три регистра: головной, смешанный (микстовый) и грудной. У девочек преобладает звучание головного регистра и явного различия в тембрах сопрано и альтов не наблюдается. Основную часть диапазона составляет центральный регистр, имеющий от природы смешанный тип звукообразования. Мальчики пользуются одним регистром, чаще грудным.
Впредмутационный период у голоса появляется тембровая определенность и характерные индивидуальные черты. Из-за этого мальчики не хотятпеть, у них становится более низкий голос, поэтому он звучит неустойчивоинтонация затруднена. У дискантовисчезаетполётность, подвижность. Альты звучат массивнее. Крикливое пение может негативно сказаться на нежных, неокрепших связках. Перенапряженное звучание не может считаться целесообразнымни для развития детского голоса, ни быть приемлемым с эстетической точки зрения. Стремление к оптимальному звучанию голоса заключаются вработе над устранением недостатков в функционировании голосового аппаратаисполнителя.
Голос у человека появляется с момента рождения (врожденный, безусловный защитный рефлекс). На базе этого рефлекса путем образования цепных, условно-рефлекторных реакций, возникает разговорный и певческий голос. В этом ему помогают и слух, и зрение, и артикуляционный аппарат, очень богатый кинестетическими рецепторами (мышечное чувство). Гортань выполняет главную роль в пении (естественно, совместно в дыхании). Слух является главным регулятором и корректором певческого поведения гортани и всего голосового аппарата. Звуковые образы накапливаются в кладовых слуховой памяти еще до того, как их начинает использовать человек в речи или пении. Чем раньше это накопление происходит, тем лучше. Различие в устройстве голосового аппарата у мальчиков и девочек в этом возрасте отсутствует. Многие мышцы отличаются слабым развитием.
За школьный период голос учащегося проходит несколько стадий развития:
1) домутационный;
2) мутационный;
3) послемутационный.
У младших школьников (до 10-11 лет) голос имеет чисто детское звучание. Рост ребенка этого возраста идет плавно и в его голосе нет еще существенных изменений.
Звук голоса нежный, легкий, про него говорят: головное звучание, высокое звучание, или высокое резонирование. Эти определения очень образны, они характеризуют естественное возрастное звучание.
Голосовой аппарат детей младшего возраста очень хрупок. Его механизм еще прост по своей структуре; звук, зарождающийся в гортани, образуется при краевом колебании голосовых связок. Они смыкаются не полностью, между ними в момент образования звука остается небольшая щель во всю их длину - это закономерно, естественно. Нервно- мышечное развитие гортани позволяет пока осуществлять только такое смыкание. Голос 7-8 летнего ребенка нежный, очень небольшой по силе и высоко звучащий, потому что окрашивается в верхнем резонаторе. Чрезмерное его напряжение может привести к стойкой хрипоте, и неполное смыкание связок станет тогда уже ощущаться болезненно.
При нормальном воспитании голос развивается плавно как у мальчиков, так и у девочек. В их голосовом аппарате нет еще существенной разницы.
Если занятия пением в школе хорошо организованы и певческое воспитание учащихся с первого класса идет правильно, то к 9-10 годам голоса детей начинают звучать особенно хорошо. Этот период называют расцветом голоса. У мальчиков голос приобретает особую звонкость, серебристость; в голосах девочек уже может наблюдаться индивидуальная тембровая окраска.
Каждый возраст имеет свой возрастной рабочий диапазон. При обучении пению, подборе репертуара, а также при определении характера голоса необходимо это учитывать.
У младших школьников общий диапазон голоса может быть довольно широким. Они могут спеть звуки от ля малой октавы до ре (и даже выше). Однако звучащая зона их голоса значительно меньше: она расположена, в среднем, между ми и си (иногда до). Эта зона наиболее удобна и для их слухового восприятия и для воспроизведения; она-то и должна в основном использоваться при обучении пению. Называется эта зона рабочим диапазоном голоса.
Проблема гудошников
Значение слуха для пения особенно наглядно выявилось при изучении плохой интонации у первоклассников. Большинство плохо интонирующих страдало тем или другим дефектом органов слуха. Для музыканта и певца острота слуха совершенно необходима. Музыканты-педагоги очень часто встречаются в своей практике со случаями так называемого немузыкального слуха. Причины неточного интонирования могут быть и иные, нежели низкий уровень развития звуковысотного слуха. Качество вокального интонирования у большинства детей зависит не только от их способности точно выделить основную частоту тона. Если ребенок слышит, что он поет не ту мелодию или отдельные звуки, которые заданы учителем, а правильно спеть не может, то, следовательно, проблема неумения правильно интонировать заключается не столько в качестве звуковысотного слуха, сколько в способе звукообразования. В домутационном периоде было установлено, что качество звуковысотного интонирования тесно связано с использованием голосовых регистров:
1) в фальцетном регистре добиться чистоты интонирования легче, чем в каком-либо другом;
2) в натуральных регистрах интонация чище, чем при смешанном голосообразовании;
3) причины фальшивой интонации на отдельных верхних звуках у певцов связаны с регистровой перегрузкой этих звуков;
4) неумение правильно интонировать мелодию даже простой песенки происходит чаще всего из-за использования детьми исключительно грудного механизма голосообразования.
Имея часто неплохой музыкальный слух, они гудят в пределах 2-3-х звуков (гудошники). Причина в этом не сенсорная, а функциональная, это относится к детям, которые в процессе речи используют лишь грудную манеру голосообразования.
Речь их отличается монотонностью, интонационной неразвитостью, узким звуковым диапазоном.
Тоже самое происходит с голосом, когда такой ребенок естественно пытается петь, используя наработанный в речи грудной механизм фонации. Если учитель сумеет настроить голос такого гудошника на фальцетное звучание, то его звуковысотный диапазон резко раздвигается вширь, и ребенок сразу начинает правильно интонировать. Таким образом, одна из наиболее часто встречающихся причин среди явления гудошничества заключается вспособе звукообразования.
При работе над звукообразованием важно следить за свободным и непринуждённым состоянием гортани, дыхательных и лицевых мышц, приучать к максимальному использованию резонаторных систем, формировать правильную певческую установку, учить петь напевно, протяжно, легким и светлым звуком.
Так называемых гудошников в школьном коллективе лучше садить на первые ряды, для того чтобы они прислушивались к чисто интонирующим хористам, подтягивая свои голосовые, звуковысотные способности. Обычно к концу первого года обучения дети, при правильной установке учителя, выравнивают свою интонацию.
Развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом, в полной мере способствует общему развитию, здоровью ребенка, становлению полноценной творческой личности. Многие дети, повзрослев, так и не научившись петь, слышать и слушать музыку, сохраняют к ней неприязнь. Музыка не ввела их в мир эмоциональных переживаний, не дала радости, и это отражается на характере человека и его отношении к музыке вообще.
Природа одарила всех по-разному, правильное интонирование мелодии как способность есть у всех физически здоровых детей. Просто каждый требует к себе различного подхода. Кто-то усваивает все налету, для достижения успеха у других надо приложить немало усилий, третьи требуют длительной кропотливой работы без быстрых результатов. Но решать проблемы музыкального слуха и его координации с голосом необходимо еще в дошкольном возрасте.
Для педагога очень важно точно определить причины неумения петь, чтобы правильно направить работу над развитием слуха. И эта очень важная работа требует пристального внимания к каждому хористу, выяснения его индивидуальных особенностей, а иногда и отдельной работы с ним. При этом нужно обязательно заботиться о том, чтобы дети со слаборазвитым слухом поняли, что они постепенно научатся петь правильно. Следует стимулировать и поощрять их каждый успех.
Театрализация в работе с младшими школьниками
В современной культуре особая роль принадлежит визуализации. Современный человек тяготеет к зрелищному способу получения информации. Поэтому элементы театрализации проникают в различные жанровые сферы. Прослеживаются эти тенденции и в хоровом жанре, являясь достаточно естественными, поскольку и в эстетике хорового пения и в исторической эволюционной среде есть ряд факторов, предрасполагающих к театрализации (достаточно вспомнить театрализацию в Древней Греции и отечественные фольклорные традиции).
Но не смотря на исторические предпосылки театрализация в хоровой музыке – это явление достаточно современное, которое сегодня получает новый виток развития. Появляются отдельные коллективы, как детские, так и взрослые, которые реализуют свои творческие идеи именно в этом жанре. Он активно пропагандируется сегодня в образовательных учреждениях как дополнительный элемент образования.
В детских школах искусств и в музыкальных школах занятия хора проходят в традиционном формате: распевание, упражнения, направленные на развитие дыхания, звукообразования, дикции; разучивание новых произведений. Современным детям сневероятной гиперактивностьюпроцесс обучения может показаться достаточно утомительным и могут возникнуть проблемы дисциплинарного характера. Поэтому театрализация на уроках хора с младшими школьниками может оказаться весьма удачной формой работы над дисциплиной. На уроке происходит достаточно частая смена деятельности, которая сочетает в себе работу статичную (например, распевание, разучивание и т.д.), но и движенческую, динамичную. Во время использования театрализации каждый исполнитель является не только участником хора, но и становится своеобразным артистом. Если необходимо по задумке руководителя и раскрытия драматургии песни, учащийся обязан сыграть свою роль, как на репетиции, так и на концерте. Поэтому его внимание больше концентрируется на решении поставленной перед ним музыкально-сценической задачи. Эта работа организует и сплачивает весь коллектив, ибо все участники стремятся к одной цели – созданию единого, гармонически целостного художественного произведения
При использовании театрализации во время исполнения произведений у детей появляется больше возможностей для развития не только музыкальных и, в частности, вокально-хоровых, но и коммуникативных, хореографических, актёрских способностей, а также таких качеств, как общительность, чувство партнера, способность взаимодействия с ним.
Еще раз хочется отметить важность подбора качественного и соответствующего возрасту младших школьников музыкального материала. Выбор репертуара с использованием театрализации играет значительную роль. Если произведение вызвало симпатию, то дети с большой охотой принимают участие в создании образа того или иного произведения, вместе с хормейстером и концертмейстером находят новые движения и шумовые эффекты, тем самым раскрашивая произведение новыми красками, придавая ему неповторимость. Пример использования движений в хоровом произведении можно посмотреть в ПРИЛОЖЕНИИ 1.
В силу специфики жанра, результатом деятельности руководителя хорового коллектива должно быть не простое исполнение нескольких хоровых произведений, а театрализация этих произведений, в которой хор и каждый его участник становятся действующими лицами. Можно утверждать, что одна из важнейших художественно-воспитательных задач хорового коллектива, использующего в своей деятельности театрализацию или просто некоторые движения, в эстетическом воспитании подрастающего поколения состоит в том, чтобы не дать атрофироваться творческому потенциалу личности, питать его образами и переживаниями, содействовать его прорастанию вплоть до всего образа жизни, способствовать выражению чувств с помощью искусства. Именно поэтому, театрализация так востребована в наше время, как элемент всестороннего развития ребенка.
Реализация практических аспектов воспитания младших школьников в ДШИ
Итогом всей творческой хоровой работы коллектива является участие младших школьников в мероприятиях и конкурсах различных уровней. Исполнение вокально - хоровых произведений является одним из основных механизмов, влияющих на формирование общечеловеческих ценностей детей. Активное художественное освоение программы репертуара, а тем более его исполнение, несёт в себе эстетический заряд; музыка здесь выступает как побудитель совершенствования личности.
Таким образом, исполнение вокальных произведений западно- европейского и отечественного искусства является творческим результатом выступления младших школьников , следствием эмоционального отношения к вокально - хоровой музыки. Оно воспитывает у учащихся исполнительские навыки, эстетический вкус, артистизм, способствует формированию у младших школьников ключевых компетенций.
Заключение
Таким образом, воспитательное значение музыкального искусства сегодня как никогда актуально. Хоровое искусство - это могучая воспитательная сила, направленная на постижение закономерностей и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразием форм его проявлений и бытования в окружающем мире, специфику воздействия на духовный мир младших школьников на основе проникновения в интонационно - временную природу музыки, её жанрово - стилистические особенности. Через простые понятные образы младшие школьники учатся доброму отношению к окружающему миру.
Со времен самых древних цивилизаций людям известна целительная сила звуков произносимых собственным голосом. Современная медицина давно уже обратила внимание на то, что пение, особенно профессиональное занятие вокалом, оказывает благотворное влияние на здоровье человека. Пение – тот самый необходимый инструмент, позволяющий найти не только радость жизни, но и значительно улучшить свое здоровье.
Особенно важно пение для детей. Невозможно переоценить влияние пения на здоровье ребенка. работая с голосовым аппаратом ребенка, преподаватель действует на укрепление здоровья своего ученика. Не случайно в нашей стране так много детских хоровых коллективов. Практически в каждой школе стараются организовать хор, так как коллективное пение это не только польза для здоровья, но и формирование дружеских отношений. Дети, занимающиеся пением, отличаются от своих сверстников положительной эмоциональностью, самодостаточностью. Удовлетворение занимающимся делом – стимуляция хорошего настроения, и отсутствие желания поисков каких-либо других стимулирующих средств и поисков опасных удовольствий, в том числе и наркотиков.
Приобретая определённые компетенции о музыке в целом и хоровом искусстве в частности, дети приобщаются к музыкальному искусству. Необходимо добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих компетенций не явилось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т.е. элементов музыкально-эстетического сознания.
Развивая эмоции, интересы, вкусы ребёнка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основы. Но помимо нравственного аспекта музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств.
В условиях, где потоки информации зачастую содержат в себе жестокость и насилие, особо ценным является создание этического и эстетического фундамента, на основе которого будет строиться дальнейшая жизнь и социальные отношения младших школьников. В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, хоровое искусство решает задачи гуманизации образования младших школьников. Поэтому в современной школе духовно - нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности.
Формирование эстетического вкуса младших школьников представляет одну из наиболее актуальных проблем современного мира. Хоровая музыка, как яркий пример воздействия на духовный мир человека, способна играть не только развивающую, но и в первую очередь, воспитывающую роль.
Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развития личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребёнок познаёт эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие и исполнение произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.
Коллективное пение помогает неуверенным и замкнутым детям почувствовать свою значимость, первые успехи в певческой деятельности формируют и укрепляют положительную самооценку ребёнка. Постепенно появляется желание быть лучше, солировать. в результате формируются и лидерские качества: целеустремлённость, настойчивость, уверенность.
На хоровых занятиях у детей формируется и сценическая культура: умение держаться на сцене во время исполнения одного или нескольких произведений, умение выйти на сцену, встать на своё место, уйти со сцены после выступления, а также уважительное поведение по отношению к зрителям и выступающим на концерте или на конкурсе. Помогает развивать внутренний музыкальный слух, музыкальную память, способствует развитию координации между слухом и голосом, улучшает звуковысотную интонацию.
В области музыкальной психологии пение рассматривают как одну из форм музыкотерапии, воздействующей на возникновение различных эмоциональных состояний. Пение способно улучшать настроение, умиротворять, успокаивать. У поющих детей вырабатывается стрессоустойчивость, формируется уравновешенный характер.
Благодаря пению, у детей улучшается произношение, увеличивается словарный запас, развивается приятный тембр голоса.Занятия хоровым пением позволяют создать среду для проявления и развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста: музыкального слуха, памяти, чувства ритма, интонации.
Пение способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством, хоровое пение выполняет важнейшую социальную функцию.
Посредством хорового пения дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе хоровой деятельности у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор, дети становятся чуткими к красоте в искусстве и в жизни.
Младший школьный возраст важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально - эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития, духовного становления.Таким образом занятия хоровым пением способствуют гармоничному физиологическому и психическому развитию ребёнка младшего школьного возраста.
Список литературы и используемых ресурсов
Алмазов Е.И. О возрастных особенностях певческого голоса у дошкольников, школьников и молодежи.//Развитие детского голоса.- М., 1963.
Антипова И.Г. и др. под Ред. Е.И.Рогова. Психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям. – М., 2005.
Апраксина О.А.Музыка в школьном учебно-воспитательном процессе.//Музыкальное воспитание в школе. 1982. №15.
Буланов В.Г. Как пение способствует развитию различных и весьма полезных качеств личности Екатеринбург. 2003г.
Данилюк А.Я. Духовно - нравственное воспитание и развитие младших школьников Методические рекомендации часть 1 - М., Просвящение 201.
Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М., 2009.
Дерина, Г.А. Урок литературы: Помогать человеку понимать себя самого. Влияние искусства слова на духовно-нравственное развитие личности / Г.А. Дерина // Народная асвета. – 2008. – № 7.
Димова И.Г.Искусство в школе: быть или не быть?/ Учительская газета №20 (10309) от 18 мая 2010г.
Драбенок, И.Б. Духовно-нравственное воспитание в хоре / И.Б. Драбенок // Социально-педагогическая работа. – 2008. – № 9. – С. 15–17.
Живов, В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика. / Л.В. Живов. М., Изд. Владос, 2003.- 272с.
Колтунова, И.А. Формирование духовности средствами музыки / И.А. Колтунова // Начальная школа. – 2002. – № 4. – С. 60–62.
Медушевский В. В. Музыковедение: проблемы духовного - М. 1988.
Милъштейи И. Я. История и современность - М. Музыка - 1991.
Накишова, Е.Ю. Хоровой театр детей и подростков как художественно-педагогическое явление [Электронный ресурс] / Е.Ю.Накишова// Образование и наука, 2011. -№3 (82) – Режим доступа:https://cyberleninka.ru– (Дата обращения: 17.12.2017).
Наша новая школа - национальная образовательная программа. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http,7/www.samara.edu.ru/proiects/nasha novava shkola.php
Неменский Б. М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания -2-е изд., - М. Музыка -1991.
Певзнер Б. Камерный хор — структура, организация, принципы работы // Советская музыка № 7, 1979. С. 40-41.
Попов В., Тихеева Л. Школа хорового пения - выпуск 1. - М. Музыка - 1986.
Струве Г.А. Школьный хор Москва, Просвещение,1981г.
Супруненко, Г. В.Хоровой театр как жанр взаимодействующей музыки и его воплощение в творчестве композиторов на рубеже XX - XXI вв.: автореферат диссертации кандидата искусствоведения: 17.00.02 / Г.В. Супруненко, Нижний Новгород.,2012 – 26с.
СухомлинскийВ.А.Сердце отдаю детям. Киев. 1972.
Турбовской, Я.С. Духовность как объект методологического рассмотрения / Я.С. Турбовской // Педагогика. – 2009. – № 9. – С. 3–13.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основное общее образование. (Электронный ресурс)- Режим доступа: http ://standart.edu.ru/cataloo. aspx?Cataloald=2588
Харитонов, В.В. Взаимосвязь искусств: монография / В.В. Харитонов – Екатеринбург,Изд-во Урал.ун-та, 1992 – 148с.
http://studio.ugresha.org/item/190-znachenie-khorovogo-peniya-v-razvitii-dukhovnykh-i-esteticheskikh-kachestv-cheloveka.html
http://www.art-education.ru/electronic-journal/zanyatiya-horovym-peniem-v-obshcheobrazovatelnoy-organizacii-socialnye
https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2018/09/24/metodicheskie-rekomendatsii-formirovanie-vokalno-horovyh-navykov-u
https://cyberleninka.ru/article/n/horovoy-teatr-kak-yavlenie-otechestvennoy-muzykalnoy-kultury
http://cscb.su/n/030401/030401002.htm
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Муз. О.Хромушина Сл. О.Сердобольского
2
Скачать работу
Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Пожалуйста, подождите.
x
×