Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Влияние классической литературы на формирование личностных ценностей у школьников. Работа №363852

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Классическая литература обладает исключительным потенциалом воздействия на личностное развитие школьников, поскольку она не только обогащает их знания, но и формирует нравственные ориентиры и ценности, которые остаются с человеком на всю жизнь. В произведениях великих писателей прошлого затронуты важнейшие вопросы человеческого бытия, такие как выбор, долг, мораль, любовь, справедливость, честность и сострадание. Эти произведения могут стать ориентиром для формирования мировоззрения школьников, а также для развития у них нравственного чувства и способности различать добро и зло. Они могут помочь молодому человеку найти свое место в мире, понять, что такое личная ответственность, а также осознать важность моральных принципов.

Работа:
ВЛИЯНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ
Классическая литература обладает исключительным потенциалом воздействия на личностное развитие школьников, поскольку она не только обогащает их знания, но и формирует нравственные ориентиры и ценности, которые остаются с человеком на всю жизнь. В произведениях великих писателей прошлого затронуты важнейшие вопросы человеческого бытия, такие как выбор, долг, мораль, любовь, справедливость, честность и сострадание. Эти произведения могут стать ориентиром для формирования мировоззрения школьников, а также для развития у них нравственного чувства и способности различать добро и зло. Они могут помочь молодому человеку найти свое место в мире, понять, что такое личная ответственность, а также осознать важность моральных принципов.
В процессе изучения классической литературы учащиеся знакомятся с героями, чьи поступки и переживания становятся важными уроками в понимании человеческих ценностей. Например, в произведениях Льва Толстого, Федора Достоевского, Александра Пушкина, Антона Чехова, Виктора Гюго, они сталкиваются с ситуациями морального выбора, внутренними конфликтами персонажей, которые заставляют задуматься о том, как правильно поступать в той или иной ситуации. В литературных произведениях часто раскрывается внутренняя борьба героев между добром и злом, что помогает школьникам научиться понимать и оценивать свои собственные чувства и поступки. Кроме того, классическая литература побуждает детей к самостоятельному анализу произведений, что способствует развитию их способности к глубокому размышлению и критическому осмыслению жизни.
Возьмем, к примеру, романы Федора Достоевского, такие как "Преступление и наказание" или "Братья Карамазовы". Эти произведения погружают читателя в мир философских размышлений о добре и зле, о смысле жизни и свободе воли. Главные герои романов Достоевского — Раскольников, Иван Карамазов, Алеша Карамазов — являются носителями различных моральных ценностей, и каждый из них сталкивается с важным выбором. Раскольников, например, принимает решение совершить преступление ради великой цели, но его внутренний конфликт и страдания, которые он переживает после убийства, показывают, как глубоко моральные принципы пронизывают жизнь человека. Образ Раскольникова помогает школьникам задуматься о том, что такое истинная мораль, а также понять, что без совести и ответственности за свои поступки невозможно быть свободным человеком.
Другим примером может служить творчество Льва Толстого, особенно его романы "Анна Каренина" и "Война и мир". В этих произведениях Толстой затрагивает важнейшие вопросы человеческих отношений, а также поднимает темы моральной ответственности и поиска истинного смысла жизни. Например, Анна Каренина, несмотря на свою любовь и страсть, оказывается в ловушке моральных дилемм, что приводит к трагичному исходу ее жизни. Образ Анны помогает школьникам понять, что жизненные ценности, такие как семья, верность и долг, должны быть на первом месте, а личные страсти и амбиции не могут стать оправданием для нарушения моральных норм. Толстой акцентирует внимание на том, что каждый человек должен делать осознанный выбор, в котором важным моментом является ответственность за свои поступки перед другими людьми и обществом.
Кроме того, классическая литература учит школьников сопереживанию, умению ставить себя на место другого человека. Это особенно видно на примере произведений, где изображены сильные моральные персонажи, готовые действовать на благо других. Примером может служить образ Пьера Безухова из романа "Война и мир". Пьер — это человек, который, несмотря на свою неопытность и наивность, стремится к поиску истинных ценностей в жизни и, в конце концов, находит свое место в мире. Его личностная трансформация, стремление служить людям и искать счастье в служении, служат отличным примером для школьников. Они учат, что истина и счастье находятся не в личных удовольствиях и достижениях, а в заботе о других людях, в стремлении сделать мир лучше.
С другой стороны, произведения классической литературы, такие как "Преступление и наказание" или "Герой нашего времени" Михаила Лермонтова, помогают школьникам понять, что ошибки и неправильные поступки могут повлиять на всю дальнейшую жизнь человека. Это важно, поскольку помогает школьникам осознать, что каждое решение имеет последствия, а поступки могут быть как хорошими, так и плохими, и важно знать, как поступать в тех или иных ситуациях, основываясь на моральных принципах.
Отдельного внимания заслуживает влияние произведений, посвященных темам патриотизма, долгой и честной службе своему народу. К примеру, такие произведения, как "Севастопольские рассказы" Льва Толстого и "Тихий Дон" Михаила Шолохова, знакомят школьников с мужеством и самопожертвованием героев, что способствует формированию у учащихся чувства гордости за свою страну, любви к родине и готовности к самопожертвованию во имя великой цели. Изучая такие произведения, школьники не только узнают об историческом прошлом, но и получают важные уроки о значении долга и ответственности.
Такой подход помогает формировать у школьников не только моральные ценности, но и критическое отношение к своему окружению, а также способность к самостоятельному выбору в жизни. Литература становится своего рода учебником по жизни, предлагающим ответы на важнейшие вопросы, с которыми сталкивается человек, а изучение этих произведений становится неотъемлемой частью общего воспитания школьников.
Особое внимание стоит уделить тому, как классическая литература влияет на развитие школьников как личностей в социальном контексте. Прочитанные произведения формируют у учащихся умение понимать других людей, ценить доброту, сочувствие и уважение. Например, такие произведения, как "Герой нашего времени" Лермонтова или "Доктор Живаго" Бориса Пастернака, дают возможность школьникам понять сложность человеческой души, причины человеческих ошибок, слабостей и переживаний, что способствует развитию их эмпатии.
В заключение, классическая литература играет неоценимую роль в формировании личностных ценностей школьников. Она открывает перед ними мир моральных дилемм, заставляет задуматься о смысле жизни, ценности человеческих отношений и ответственности за свои поступки. Важно, чтобы учителя использовали эти произведения не только для развития знаний о литературе, но и для воспитания учащихся, формирования у них внутренней целостности, уважения к моральным ценностям, что является основой для становления ответственного и сознательного человека.
Список литературы
Ланге Н.А. Роль художественной литературы в духовно-нравственном воспитании современной молодёжи // Наука, образование и культура. 2019. №9 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-hudozhestvennoy-literatury-v-duhovno-nravstvennom-vospitanii-sovremennoy-molodyozhi
Любезнова Ю. В. Духовно-нравственное воспитание учащейся молодежи в контексте требований федеральных государственных образовательных стандартов // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-uchascheysya-molodezhi-v-kontekste-trebovaniy-federalnyh-gosudarstvennyh-obrazovatelnyh-standartov
Любезнова Ю.В. Влияние художественной литературы на духовно-нравственное воспитание обучающихся // Проблемы педагогики. 2017. №1 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-hudozhestvennoy-literatury-na-duhovno-nravstvennoe-vospitanie-obuchayuschihsya
Мамалова Х. Э., Абдулазимова Т. Х. Духовно-нравственное развитие молодого поколения // МНКО. 2019. №2 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-razvitie-molodogo-pokoleniya
Скачать работу
Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Пожалуйста, подождите.
x
×