Эстетическое воспитание нацелено на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, как эстетического средства формирования и развития личности ребенка.
Доклад: «Влияние классической музыки на нравственно – эстетическое воспитание дошкольника»
Подготовила: музыкальный руководитель Кудря Полина Сергеевна
Классическая музыка прекрасно развивает ребёнка во всех отношениях. Развивается эмоциональная сфера ребенка, его мироощущения. Ребенок становится более открытым в общении, проявляет музыкальные и творческие способности, формируется музыкальный вкус. «Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается», – так говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать ребенка красотой – всем прекрасным, чем сможем!
Задачи нравственно – эстетического воспитания дошкольника посредством классической музыки сводятся к следующему:
1. Пробуждать активный интерес и любовь к произведениям выдающихся классиков. Развивать правильное её восприятие, формировать чувства и представления детей, стимулировать их нравственно – эстетические переживания, способность к эмоциональной отзывчивости.
2. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению. Обогащать музыкальные впечатления, знакомя дошкольников с разнообразными произведениями и сведениями о них.
3. Пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включиться в творческую деятельность. Побуждать к самостоятельной деятельности, развивая свободную творческую личность.
Воспитывая любовь и уважение детей к классической музыке, руководствуюсь следующими принципами:
- эмоциональное восприятие произведений, важнее их заучивания;
- воспитывать культуру слушания;
- суметь так преподнести музыкальный материал, чтоб не навязать собственное мнение. Не заглушить творческий потенциал самого ребёнка, т. к. музыка – самый субъективный вид Искусства.
Приобретая на занятиях в детском саду, в семье определенные знания о музыке, умения и навыки дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиваться того, чтобы в процессе художественно-эстетическое воспитание получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания.
На процессе художественно-эстетическое воспитание огромное влияние оказывает мастерство педагога, его знание предмета, его любовь к нему и способность увлечь за собой детей. Важно чтобы преподаватель в процессе художественно-эстетическое воспитание уделял внимание развитию творческих способностей детей, поощрял их инициативу, направлял ребенка в поиске им своего места в искусстве.
Слушание - восприятие музыки детьми осуществляется в процессе музыкально-педагогической работы, в ходе участия во всех видах детской музыкальной деятельности, на досуговых мероприятиях и праздниках. Музыкальный руководитель традиционно посвящает слушанию музыки часть занятия, используя для его организации определенные методы и приемы.
Старший дошкольный возраст - благоприятный период в становлении музыкальности ребенка, формировании музыкальной культуры и эмоциональной отзывчивости на музыку. В настоящее время традиционные музыкальные программы включают в себя значительно небольшой репертуар классической музыки. В связи с этим актуальной темой моей работы является - приобщение детей к прекрасному миру классической музыки.
Исходя из этого, основной целью моей работы стало - художественно-эстетическое воспитание старших дошкольников через восприятие классической музыки.
Слушание музыки можно разделить на четыре этапа действий педагогов в процессе организации восприятия детьми музыки:
1. привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие;
2. повторное слушание с последующим музыкальным анализом, разбором впечатлений;
3. закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, желание послушать еще раз;
4. создание условий для выражения ребенком результатов музыкального восприятия в игровой, художественной, двигательной деятельности.
Музыкальные произведения, которые по программе предлагаются для прослушивания их дошкольниками, можно сопроводить изображениями и видео. Например, сюиту «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса оформить видеорядом, связанным с тем или иным животным. Также это касается таких пьес, как «Полет шмеля» Н. А. Римского-Корсакова, «Птичка» Г. С. Фрида и других. Малыши эмоционально воспринимают сцены из жизни животных, а слушание музыки проходит в фоновом режиме. Если педагог владеет приемами работы в программе видеомонтажа, он может прослушивание программного произведения снабдить подходящим полезным видеоматериалом. Этот прием увеличит эмоциональный отклик на музыку, способствует развитию кругозора дошкольника.
Некоторый видеоматериал для восприятия музыки дошкольниками уже накоплен отечественным и зарубежным кинематографом. Студией «Союзмультфильм» и другими известными компаниями созданы прекрасные мультфильмы для детей, где звучит музыка из сокровищницы мировой классики:
«Снегурочка» (Н. А. Римский-Корсаков), «Щелкунчик», «Зимняя сказка» (1945 г.), «Детский альбом», «Времена года» (мультфильмы на основе музыки Чайковского), «Петя и волк» (по одноименной симфонической сказке Сергея Прокофьева), «Картинки с выставки» (по пьесам М. П. Мусоргского), «Гномы и горный король» (фантазия на тему Эдварда Грига), «Танцы кукол» на музыку Дмитрия Шостаковича из детского сборника «Танцы кукол» и другие. Мультипликационные фильмы ненавязчиво знакомят детей с важнейшими музыкальными произведениями. Во многих отечественных и зарубежных детских мультфильмах и художественных фильмах классическая музыка используется фоном.
Среди произведений классической музыки есть множество композиций, которые могут с успехом применяться для отработки музыкально-ритмических движений и постановки танцев в детском саду. Вальсы, польки марши российских и зарубежных композиторов в исполнении музыкального руководителя или в записи являются прекрасным материалом для соответствующих танцев.
Приведу несколько примеров.
«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» можно использовать для постановки «Танца цветов» на весеннем утреннике;
«Танец с саблями» Арама Хачатуряна из билета «Гаянэ» использовать для танца «Битва комара и паука» при постановке сказки «Муха-Цокотуха» и для других сцен сражения;
«Лебедь» Сен-Санс (из сюиты «Карнавал животных») взять для танца лебедей или лебедя в различных сказках;
Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» Евгения Дога или «Прощальный вальс» Александра Гейнца, Евгения Данилова для постановки танца выпускников;
Знаменитую композицию «Полет шмеля» из оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова для танцев насекомых;
и многие другие композиции.