Консультация для малоопытных педагогов. Тема: "Влияние музыки на психику ребенка"
Музыка – это особый мир, обладающий яркими красками, волшебными мелодиями и приятными тонами. Музыка способна не только благотворно влиять на психику здорового ребенка, но ее также нередко используют в качестве средства коррекции различных нарушений у детей в психоэмоциональной сфере.
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста.
Консультация "Влияние музыки на психику ребенка"
(для малоопытных педагогов)
Музыка – это особый мир, обладающий яркими красками, волшебными мелодиями и приятными тонами. Едва ли найдется хотя бы один человека, которого музыка может оставить равнодушным. Многочисленные исследования ученых доказали благотворное влияние классической музыки на детей и взрослых, а также на животных и даже на растения. Как это ни странно, но мелодичная музыка способна стимулировать рост и развитие всего живого. Музыку называют "зеркалом души человеческой", "эмоциональным познанием", "моделью человеческих эмоций", она отражает отношение человека к миру. А наше отношение – это, как известно наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы человека, прежде всего ребенка.
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников.
Влияние музыки на психику ребенка начинается еще в утробе матери. Музыка способна не только благотворно влиять на психику здорового ребенка, но ее также нередко используют в качестве средства коррекции различных нарушений у детей в психоэмоциональной сфере. Музыкотерапию применяют при проблемах в общении, замкнутости, страхах. Музыка влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности и агрессии) Музыка воздействует не только на интеллект и абстрактное мышление ребенка, она также помогает развить память и воображение. Музыка активизирует у малышей все виды восприятий – слуховое, зрительное и чувственное. Кроме того, вместе с восприятием развивается и память – слуховая, зрительная, моторная, а также ассоциативная и образная.
Музыку используют для нормализации и гармонизации состояния ребенка, снятия напряжения, повышения эмоционального тонуса, восстановления баланса в психоэмоциональной сфере, а также коррекции отклонений в личностном развитии.
В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаете вы и ваши дети.
Для ребенка подбирают именно те музыкальные произведения, которые способны его раскрыть и повлиять на его сознание. Если заниматься музыкотерапией в качестве профилактики, то вполне можно ненавязчиво давать ребенку слушать ту музыку, которая способна на него повлиять. Например, если малыш тихий и застенчивый, то пока он сидит, рисует или играет со своими игрушками, можно включить ритмичный марш или быструю польку. Это обязательно заставит его зашевелиться и активизировать. А вот если ребенок, наоборот, гиперактивный, то пока он бегает, включите классическую симфонию и он немного успокоится. А если делать это каждый день, то характер малыша вполне возможно скорректировать. Да и вообще прослушивание классических произведений способно поднять настроение, улучшить самочувствие и повысить работоспособность.
Не забывайте о том, что музыку полезно не только слушать, но и петь. Колыбельная песенка без сомнений способна убаюкать беспокойного малыша. Когда ребенок подрастает, очень полезно петь вместе, протяжные и мелодичные песни.
Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает ребенка состояния уравновешенности, спокойствия, а при определенных условиях побуждает к разрушительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым детям со слабым контролем, т. к. усиливает проявления отрицательных свойств в поведении ребенка.
Спокойная музыка, вызывающая ощущение радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Можно использовать спокойную музыку во время рисования, выполнения аппликации, лепки и других настольных игр. Ведь музыка помогает (как установили психологи) выполнять движения спокойно, плавно; дети более сосредоточены на выполнении задания.
Для эффективного воздействия на развитие эмоциональной сферы и психического здоровья дошкольников, необходимо использовать музыку с учётом психологических особенностей детей:
• заторможенным детям с вялым двигательным эмоциональным проявлением необходимо использовать музыкальные произведения подвижного, быстрого и очень быстрого темпа, например «Комаринская» П. И. Чайковского, «Кенгуру», «Антилопы» К. Сен-Санса, «Дискотека» Г. Гладкова.
• возбужденным детям наоборот предложить прослушивание музыкальных композиций с умеренным, медленным и весьма медленным темпом, снижающим общее гипервозбужденное состояние. Это своего рода успокаивающая музыка, например: «Мелодия» Х. Глюка, «Ноктюрн» П. И. Чайковского, «Лебедь» К. Сен-Санса
• Детям, у которых, в течении дня может происходить смена состояния нервной системы: от выраженной агрессии до полнейшей апатии, рекомендуется использовать стабилизирующую музыку, умеренного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы и одинаковым уровнем громкости звучания.
Конечно, следует признать, что деление музыки на стимулирующую, успокаивающую и стабилизирующую в определенной степени условно. Но с её помощью можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умерить слишком возбужденные темпераменты и раскрепостить заторможенность детей, урегулировать неправильные и лишние движения.
Музыка способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Существует много различных методик в этом направлении, к примеру, слушание правильно подобранной музыки с выполнением игр и психогимнастических этюдов Маргариты Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека- звучание ударных инструментов даёт ощущение устойчивости, уверенности в будущем, помогают физически взбодрить, придать человеку силы.
Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Причём, медные духовые мгновенно пробуждают человека от сна.
Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, особенно, гитара и скрипки, способствуют развитию чувства сострадания.
Вокальная музыка воздействует на весь организм, особенно, на горло, сердечно-сосудистую, нервную системы, известно, что пением лечат заикание.
Также музыка непосредственно влияет на дыхание (быстрая ритмичная музыка ускоряет дыхание, спокойная- наоборот) и температуру тела (громкая с сильными ритмами способна повысить температуру и даже согреть в холод).
Хорошо, если утром в группе будет встречать воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Ведь каждый день ребёнку наносится, пусть и не совсем заметная, но всё- таки психологическая травма, связанная с отрывом от дома, поэтому одной из оздоровительных задач должно стать создание оптимальных условий ежедневного приёма детей в их второй дом-детский сад! И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.
Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки со звуками природы. Дети и воспитатели в таком случае будут на подсознательном уровне успокаиваться. Не забывайте о колыбельных песнях, ведь они несут в себе столько любви и нежности, теплоты и добра, дети, слушая их спокойно засыпают.
Особое внимание педагогам следует уделить музыкально-рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде «Подъём!».Для этого используется тихая, нежная, лёгкая, радостная музыка. Небольшая композиция должна быть постоянной в течение месяца, чтобы у ребёнка выработался рефлекс просыпания.
В качестве пожелания хотелось бы посоветовать избегать слушания детьми органной музыки, так как орган- это музыкальный инструмент, который излучает вредные для здоровья инфра звуки, в отличие от полезных- ультра звуков, такие звуки действуют несколько угнетающе на нервную систему, особенно, детскую.
В ДОУ музыка необходима в течение всего дня. Но она не должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток и деятельности детей.
Выбирая музыку, учитывайте настроение и характер детей, чтобы музыкальные произведения приносили только положительные эмоции. И тогда музыка станет гармоничной частью жизни, наполнив ее новыми красками и эмоциями.