Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Вовлечение семей в образовательную деятельность. Работа №345310

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье представляется опыт работы по теме вовлечения семей в образовательную деятельность ДОУ посредством создания образовательных проектов. Кроме того, раскрывается направление деятельности педагога для активизации творческой активности ребенка и его способности к самостоятельности при выборе способа действий в различных ситуациях.

Работа:

ВОВЛЕЧЕНИЕ СЕМЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ НА ОСНОВЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ПОДДЕРЖКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ СЕМЬИ

 

Морозова Татьяна Александровна

Россия, г. Дзержинск Нижегородская область

e-mail: motaal81@mail.ru

 

В статье представляется опыт работы по теме вовлечения семей в образовательную деятельность ДОУ посредством создания образовательных проектов. Кроме того, раскрывается направление деятельности педагога для активизации творческой активности ребенка и его способности к самостоятельности при выборе способа действий в различных ситуациях.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в последнее время – это одна из самых актуальных проблем общества. Воспитательная функция семьи снижается. Родители заняты повседневными житейскими заботами и практически не имеют свободного времени для занятий со своими детьми дома. Родители перекладывают воспитание своего ребенка на дошкольное образовательное учреждение, воспринимая дошкольный период, как время, которое не требует от них особых усилий по воспитанию, а дома предоставляют ребенку возможность безвылазно смотреть телевизор, играть в компьютер, планшет, игровые приставки и т.п.

В педагогической деятельности работа с семьей занимает особое место. Взаимодействие с ребенком в детском саду оказывает непосредственное воздействие не только на ребенка, но и, так или иначе, вовлекает родителей в воспитательный и образовательный процесс, который требует от воспитателя высокого профессионализма и хороших коммуникативных навыков. Если это взаимодействие находит положительный отклик со стороны родителей и близких родственников ребенка, то можно говорить об высокой эффективности данной педагогической работы.

Одна из самых привлекательных и результативных форм совместной деятельности взрослых и дошкольников является проектная деятельность.

Проектная деятельность в дошкольном учреждении – это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в результате которой у детей развиваются познавательные способности и творческое мышление, повышается самооценка.

В связи с чем, необходимо создание единого образовательного пространства, в котором созданы условия для саморазвития всех участников образовательного процесса.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем. Сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, родители и другие члены семьи. Проекты, вне зависимости от вида, нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Специфика использования методов проектов в дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей.

В начале своей работы, мы провели анкетирование родителей. Результаты опроса показали, что родители готовы к сотрудничеству и положительно настроены на участие в совместных проектах взрослых и детей.

В начале года мы провели родительские собрания «Роль проектного метода в развитии познавательной активности дошкольников», «Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности», где познакомили родителей с изученными проблемами детей, предложив оказать помощь своему ребенку при реализации замысла, так как необходимо учитывать тот факт, что замысел детей дошкольного возраста, как правило, опережает его технические возможности. Показала значимость совместной деятельности, которая позволяет установить доверительные отношения, друг друга детям и родителям.

Анализируя семьи воспитанников группы, состоящей из 16 человек, мы условно разделили их на три группы.

Первая группа - родители, которые занимаются построением своей карьеры, имеющие полный рабочий день. Таким родителям детский сад просто жизненно необходим. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, собрания и семинары. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготавливают вместе с ребенком семейную работу или поделку, подбирают фотографии, а в удобное для них время принимают участие в заранее объявленных мероприятиях.

Вторая группа - родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, развития и обучения. Наша задача - не допустить, чтобы эта группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, необходимо активизировать их педагогические умения и вовлечь в работу детского сада.

Третья группа - семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже хотят от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, развития и обучения. Необходимо выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На них мы можем опираться в подготовке различных мероприятий как с детьми, так и с родителями.

Проведя анализ степени участия родителей в жизни группы и детского сада, а так же их занятость на работе, мы смогли определить для себя критерий «включенность родителей в образовательный процесс», который включает следующие качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил нам выделить три группы родителей.

1. Родители – активисты (лидеры), которые умеют и с удовольствием участвуют в образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения. Эти родители очень активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей.

2. Родители - исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации, они заинтересованы, но желающие решать проблемы с помощью специалистов.

3. Родители - зрители (наблюдатели), равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

Потребности и инициативы семьи были определены через анкетирование и опросы, что позволило проанализировать и определить запросы родителей.

В результате были выявлены несколько проблемных тем:

проблема патриотического воспитания подрастающего поколения;

отношение к здоровому образу жизни;

сделать упор на интеллектуальное развитие детей;

обратить особое внимание на привитие любви и бережного отношения к окружающей природе;

прививать навыки безопасного поведения в окружающей среде.

Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в проектах и стали активными участниками на каждом этапе реализации проектов.

Совместно с родителями мы разработали гибкий план реализации образовательных проектов. Эти идеи были занесены в программу социального партнерства с семьей воспитанников, которая может пополнятся и корректироваться.

Темы, предложенные родителями, мы разделили на блоки:

Блок «В здоровом теле-здоровый дух» (п

роект

ы

«Витаминная корзина»

,

«Румяная лыжня»

, «Овощи и фрукты-полезные продукты»

)

Блок «Я и моя семья» (проекты

«Праздник Новый год»

,

«Праздник наших мам и бабушек»

,

«Поделись добром»

,

«В гостях у сказки»

)

Блок «Мир вокруг нас» (

проекты «Тайны волшебницы осени»

,

«Покормите птиц зимой»

,

«Ребятам о зверятах»

, «Осень кисточку достала», «Насекомые»

)

Блок «Безопасное поведение в природе» (

проекты «В мире профессий»

,

«Неделя безопасности»

)

Блок «Я и моя страна» (проекты «День победы», «Мой папа самый лучший»

По продолжительности проекты разные, от нескольких недель до нескольких месяцев. Реализация проектов проходила через непосредственно образовательную деятельность и в ходе режимных моментов.

Проекты включают подготовительный (мотивационный), исследовательский (этап реализации), этап презентации проекта и обсуждение результатов. Работа по проекту носит интегрированный характер: результаты дети обобщали в виде рисунков, коллажей, участвовали в инсценировках, праздниках, презентациях своих достижений. Структура этапов реализации проектов примерно одинаковая.

На этапе создания мотивации и информатизации были подготовлены и проведены консультации и информационные листы: «Художественные игры с природным материалом в летний период времени», ««Научите детей любить и беречь природу!»; «О пользе витаминов для детского питания», «В каких продуктах живут витамины?» «Что такое Новый год?», «Как привить любовь к народной культуре?», «Что рассказать ребенку о войне?».

На этапе реализации проектов родители помогали нам в сборе природного материала (для проекта «Тайны волшебницы Осени»), в совместном с детьми изготовлении елочных игрушек для оформления группы (в проекте «Праздник Новый год»), участвовали в экскурсиях в Краеведческий музей, в комнату природы Эколого-биологического центра, в библиотеку им. А.П.Гайдара, в Центральную городскую библиотеку Дом Книги, в школу, к Вечному Огню. Кроме того, подготовили видеоролики о животных (в проекте «Ребятам о зверятах» и собирали фотографии для фотоальбома «Мое любимое домашнее животное»), участвовали в конкурсе в Центральной городской библиотеки Дом Книги «Мягкие лапки».

Традиционной стало проведение акции «Подари книгу детскому саду». Благодаря активному участию родителей в группе появилась подборка книг о Новом годе, о зиме (проект «Праздник Новый год»), о животных (проект «Ребятам о зверятах»), наши добрые сказки (проект «В гостях у сказки»), Чтобы не было войны (проект «День Победы»).

На этапе презентации проектов родители помогали в создании фотоальбома «Мой папа супергерой» (проект на 23 февраля «Мой папа самый лучший»), фотогазеты «Мамы, они как пуговки…» (проект «Праздник милых мам и бабушек»), изготовление карты «Где найдем мы витамины?» (проект «Овощи и фрукты-полезные продукты»), альбомов «Новогодние открытки» (проект «Праздник Новый год»), «Любимые книги нашей семьи» (проект «В гостях у сказки»).

Так же совместное с детьми творчество отразилось в поделках для городских конкурсов «Осенняя палитра», «Осенний калейдоскоп», «Волшебница-зима», «Весенние фантазии».

И конечно, участие родителей в совместном спортивном празднике (проект «Мой папа самый лучший»), участие в празднике посвященном дню 8 Марта (проект «Праздник наших мам и бабушек»), а также тематических праздниках и развлечениях.

Рис.1. – Спортивный праздник (проект «Мой папа самый лучший»)

 

Рис.2. – Праздник, посвященный дню 8 марта (проект «Праздник наших мам и бабушек»),

 

 

Тема проектов возникает по инициативе детей, с вопросов, которые дети задают взрослым, с проблемной ситуации, возникшей в тот или иной момент, это очень ценно и должно найти поддержку со стороны взрослых.

На этапе реализации проектов использовалась прежде всего образовательная деятельность. Ряд занятий, проведенных на заданную тему, предусмотрен УМК к программе «От рождения до школы», по которой мы работаем. Кроме того, предлагались дидактические и подвижные игры, артикуляционные и пальчиковые тематические гимнастики, ситуативное моделирование ситуаций, беседы с детьми, вовлечение в трудовую деятельность.

Для повышения познавательной активности детей мы использовали различные формы и методы: наблюдение за объектами природы, рассматривание иллюстраций и сюжетных картин, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, беседы, проблемные ситуации.

Один из интересных путей развития познавательно-исследовательской деятельности детей, считаю, художественно-продуктивную деятельность, а именно использование нетрадиционных приемов рисования (пальчиковое, щеткой, по мокрой бумаге, воздухом через соломинку, отпечатки ладошками, рисование вилкой, пластилинографии и многое другое, экспериментах с различными материалами). В процессе такой деятельности дети изучают и лучше запоминают свойства данных предметов, веществ. Аппликация позволяет использовать нити, ткань, вату, природный материал, что параллельно позволяет детям изучать их свойства, состав, возможности.

На этапе презентации дети представляли театрализованные постановки. Творческие работы детей было предложено оформить в выставку рисунков «Осень кисточку достала…» (в проекте «Осень кисточку достала…»), «Удивительные насекомые» (в проекте «Насекомые»)

Рис.3. – Выставка рисунков «Осень кисточку достала…» (проект «Осень кисточку достала»

Рси.4. – Выставка рисунков «Удивительные насекомые» (в проекте «Насекомые»)

 

Выставку поделок, макетов: «Елочка красавица» (проект «Праздник новый год»), «Все на лыжню» (проект «Румяная лыжня»), где в последующем дети использовали макеты в самостоятельной игровой деятельности.

Рис.5. - Выставку поделок, макетов: «Елочка красавица» (проект «Праздник новый год»)

Рис.6. – Выставка макетов «Все на лыжню» (проект «Румяная лыжня»)

 

 

 

Рис.7. – Выставка макетов «Все на лыжню» (проект «Румяная лыжня»)

 

Итоги проектов были самыми различными.

Совместное с родителями оформление фотоальбома «Мой папа супергерой» в проекте «Мой папа самый лучший», оформление альбома рисунков «Животные – герои мультфильмов» (проект «Ребятам о зверятах»), фотоальбома «Любимые книги нашей семьи» (проект «В гостях у сказки»).

Участие в акции «Поделись добром» приуроченная к декаде инвалидов, где дети изготовляли подарки для «Дома инвалидов», изготовление детьми открыток и дарение ветеранам (проект «День Победы»).

На заключительном этапе проводила рефлексию. По мере прохождения проектов можно было отследить как изменяется умение детей размышлять, проводить самоанализ, проявлять инициативу и любознательность.

Работая вместе над одним проектом, педагоги, родители и дети образуют единое сплоченное взросло-детское сообщество. Совместные проекты помогают сплотить коллектив родителей, дают возможность им осознать необходимость и важность семьи и семейных отношений. Особое важное значение имеет совместная деятельность детей и взрослых, в результате которой удовлетворяются потребности дошкольников в общении со взрослыми.

В конце года было проведено итоговое анкетирование по проектной деятельности. Активность участия родителей в совместной образовательной деятельности за 3 года возросло с 40% до 80%, а число наблюдателей снизилось до минимального значения (около 10 %), заинтересованность родителей так же поднялась до высокого уровня. Все наши проекты были созданы по пожеланиям, запросам и инициативам детей и родителей.

Таким образом, проектная деятельность создает условия для включения в образовательную работу с детьми их родителей, что наилучшим образом влияет на результаты воспитательной работы.

 

Библиографический список

Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании / Н. А. Кочкина. — М.: Мозаика-синтез, 2012. — 112 с.

Макарова О. В. Значение проектной деятельности при организации взаимодействия ДОО и семьи // Молодой ученый. — 2016. — №23.2. — С. 70-74. — URL https://moluch.ru/archive/127/35344/ (дата обращения: 23.02.2018).

Мигунова Е. В. Инновации в подготовке педагогов дошкольного образования к взаимодействию с семьей [Текст] / Е. В. Мигунова // Вектор науки ТГУ. — 2013. — № 3 (14). — С.175–178.

Царева Я. В. Проектная деятельность как средство развития детско-взрослых отношений [Текст] / Я. В. Царева // Человек и образование. – 2009. — № 3(20). — С.131–135.

Цеева

Л. Х. Формирование готовности будущего педагога к проектной деятельности в дошкольной образовательной практике [

Эл.ресурс

] / Л. Х.

Цеева

, Б. Х.

Панеш

// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. — 2014. — № 3 (143). — 7 с.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X