Спортивное ориентирование предполагает научить детей с помощью плана, карты – схемы, компаса выбирать нужное направление движения, проходить указанные маршруты, находить предметы на знакомой местности. Иногда взрослые в растерянности не могут определить направление движения, они так и не достигли автоматизма в пространственной ориентации. Как помочь ребёнку овладеть этими знаниями и умениями?
Умение ориентироваться – важнейший навык для каждого человека.
Осваивается он медленно и с большими трудностями.
Прежде всего, надо научить ребёнка хорошо ориентироваться в пространстве и разбираться в пространственной терминологии, правильно оперировать такими понятиями, как «близко», «далеко», «навстречу», «напротив», «вправо», «влево», «впереди», «позади», точно определять, где находятся окружающие предметы и как они расположены по отношению к нему, объяснять свои действия и действовать согласно значению пространственной терминологии.
«Знакомство детей дошкольного возраста с элементами спортивного ориентирования"
Спортивное ориентирование предполагает научить детей с помощью плана, карты – схемы, компаса выбирать нужное направление движения, проходить указанные маршруты, находить предметы на знакомой местности. Иногда взрослые в растерянности не могут определить направление движения, они так и не достигли автоматизма в пространственной ориентации. Как помочь ребёнку овладеть этими знаниями и умениями?
Цель моей работы заключается в том, чтобы:
1. Познакомить детей со спортивным ориентированием, как одним из множества видов спорта
2. Вызвать у детей интерес к этому виду спорта (когда наступает момент выбора детьми спортивной секции)
3. Закрепление взаимосвязи ДОУ с семьёй (семейная команда)
Умение ориентироваться – важнейший навык для каждого человека.
Осваивается он медленно и с большими трудностями.
Прежде всего, надо научить ребёнка хорошо ориентироваться в пространстве и разбираться в пространственной терминологии, правильно оперировать такими понятиями, как «близко», «далеко», «навстречу», «напротив», «вправо», «влево», «впереди», «позади», точно определять, где находятся окружающие предметы и как они расположены по отношению к нему, объяснять свои действия и действовать согласно значению пространственной терминологии. Можно предложить детям самые необычные поручения, например:
- найди в комнате спрятанный предмет и объясни словами, где он находится;
- с какой стороны от тебя сидит Саша;
- пройди вперёд и встань между Серёжей и Мишей;
- что находится позади стола;
- с какой стороны едет автобус;
- Лена, дойди до стола и поверни налево;
- Серёжа, вытяни правую руку вперёд, а левую в сторону и наоборот
- иди прямо, от стола поверни направо и сделай 5 шагов – найдёшь карту (предмет, приз и другое).
Такие упражнения всегда с большим интересом увлекают ребят. Они учатся определять положение предметов относительно своего тела, и наоборот, своё положение по отношению к окружающим предметам.
Прежде чем перейти к выполнению аналогичных заданий на территории детского сада, я провожу ознакомительную экскурсию с расположением детского сада, с его участками и окружающего его территорию. Ребёнок знакомится с теми улицами, которые находятся вблизи детского сада. Для того чтобы развивать у ребёнка зрительную память, закрепить зрительные впечатления, можно предложить самому найти дорогу в детский сад и быть «проводником» взрослых. Развитию у ребёнка ориентировки в пространстве взрослые должны уделять самое пристальное внимание, увязывая это с обучением правилам дорожного движения. Отправляясь гулять с малышом на улицу, обратите внимание на дорожные знаки и постарайтесь объяснить, для чего они здесь находятся. Ребёнок с младшего возраста знакомится с правилами дорожного движения, со знаками на дороге и понимает их значение. Долг взрослых – помочь ребёнку овладеть дорожной азбукой. Такая практика помогает овладевать пространственной терминологией. Постепенно ребёнок начинает понимать и смысл правил движения. Он может отвечать не примитивно: «там», «туда», «здесь», а грамотно объяснять и оперировать такими словами, как «вдали», «напротив», «поблизости».
Знакомство с основами спортивного ориентирования начинается в возрасте 5-6 лет. Начинается оно с того, что дети знакомятся с групповой комнатой. Далее, мы с детьми рисуем на доске игровую комнату, изображая предметы в виде геометрических фигур, предлагаю детям посмотреть на схему групповой комнаты с высоты (сверху). Обращаю внимание на то, что стол похож на вытянутый прямоугольник, а шкаф изображаем прямоугольником шире. Так постепенно дети знакомятся с картой – схемой. Для лучшего усвоения карты- схемы предметы изображённые на ней лучше раскрасить цветом, совпадающим с реальным. После того, когда нами будет нарисована и усвоена «большая» карта - схема игровой комнаты, даю индивидуальное задание каждому ребёнку. Прошу детей нарисовать на малом листе бумаги, все предметы, находящиеся в групповой комнате. Дети быстрее осваивают элементы ориентирования, если пользуются схемой, которую нарисовали сами. Главное, закрепить с детьми, что при передвижении держать перед собой карту – схему надо так, чтобы её главные детали (стены, окна, двери) совпадали с их подлинным расположением. Можно использовать игры «Найди, где спряталась игрушка». Затем усложняю задание, выполняя его на участке детского сада. Предварительно с детьми необходимо изучить условные знаки, которыми будут обозначаться предметы (деревья, кусты, игровое и спортивное оборудование) и расцветку обозначений. Маршруты на карте – схеме изображаются цветовыми знаками, пунктирной линией или стрелками с указанием направления движения. Запомнив условные знаки, ребята вместе с воспитателем составляют карту - схему всей территории детского сада.
Постепенно подвожу детей к тому, что на сравнительно небольшом листе бумаги в уменьшенном виде можно изобразить то, что на самом деле существует на большой территории.
Главным элементом любой карты являются условные обозначения, с помощью которых «читают» карты. Это - своеобразная азбука. Вместе с детьми рассматриваем, как, каким цветом и какими знаками обозначаются на карте
- леса и луга, горы и степи, озёра и болота (масштабные знаки)
- дороги и речки (линейные знаки)
- города и сёла
Научившись ориентироваться на территории детского сада, с детьми проводится игра командами – «Поиск клада». Игру можно повторяем, усложнив задание - направив команды в разных направлениях. Но при этом, команды должны обязательно найти контрольные пункты, где делается отметка о прибытии (можно сделать 2-3 пункта). Финиш у команд один, но на определённом отрезке местности и на расстоянии друг от друга, находится два спрятанных клада. Внимание детей обращается на то, что задание считается выполненным только тогда, когда на контрольный пункт и на финиш приходит вся команда в полном составе.
Далее, в старшем дошкольном возрасте, идёт знакомство с компасом, закреплением сторон света. Там, где солнце встаёт, всходит - Восток. Там, где солнце заходит и садится за горизонт - Запад. Можно объяснить ребятам направление движение Солнца (с востока на запад).
Когда дети усваивают знания по чтению карт – схем и для них не составляет труда выполнить задание на территории детского сада, наш путь переходит в лесную зону. Дошкольное учреждение находится недалеко от лесной полосы. Часто планируются экскурсии и прогулки в лес. Традицией детского сада, стали осенние совместные походы с родителями. Много интересного и занимательного может встретиться на пути! Внимание детей обращается на красоту окружающей местности, на разнообразные явления, происходящие в природе. Все наслаждаются красотой леса. По картам - схемам, семейные команды передвигаются по лесу, выполняя определённые задания. Например:
1. Назвать съедобные и не съедобные грибы.
2. Перечислить лечебные травы.
3. Ответить на вопрос «Чего нельзя делать в лесу?» (нельзя: брать диких животных из леса, пить воду из водоёмов, разводить костры)
4. «Стрелки» (кто больше забросит шишек в корзину).
5. «Переправа» (движение на другую сторону по мосту, который надо выложить из шишек).
6. «Ручей» (переход по бревну).
7. «Паутина» (прохождение через натянутые в беспорядке нити).
8. «Петли» (пролезание, через подвешенные на разной высоте обручи, с учётом роста детей).
9. «Болото» (прыжки на 2 ногах вправо / влево, с продвижением вперёд).
Взрослые и дети испытывают радость оттого, что им удаётся найти контрольные пункты. Каждый раз это маленькое приключение, где дети могут показать свои знания и умения полученные ранее.
Надо всегда идти от простого, к сложному. Знакомя со спортивным ориентированием, необходимо учитывать меру сообразительности, степень доступности и возраст детей. Это основное условие успешного усвоения ребёнком такого материала. Здоровые, закалённые, хорошо физически развитые дети, как правило, в будущем, успешно воспринимают учебный материал, не пропускают занятий в школе из-за простудных заболеваний. Такие дети более работоспособны, меньше устают и легче преодолевают трудности. Оздоровительное влияние спортивного ориентирования переоценить трудно. Оно тесно связано с влиянием на характер, и на самостоятельность ребёнка. Спортивное ориентирование требуют быстроты в движениях, ловкости, выносливости и силы в выполнении движений.
Ориентирование становится школой концентрации внимания – чрезвычайно важного качества в жизни человека, которого многим из нас не хватает. Физическими показателями организма ориентировщики не уступают сильнейшим бегунам. Но этим, ценность ориентирования не ограничивается, это неисчерпаемый источник положительных эмоций.
Литература:
1. Е.Н.Вавилова Москва «Просвещение» 1981год
«Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость»
2. Т.И.Осокина Москва «Просвещение» 1973 год
«Физическая культура в детском саду»
3. Л.Ф.Островской Москва «Просвещение»1979 год
«Пусть ребёнок растёт здоровым»
4. Ю.Ф.Лаури Москва «Просвещение»1991 год
«Физическое воспитание детей дошкольного возраста»
5. Дошкольная педагогика /июль/август 2003 год*
6. Журнал «Обруч» №4 2000год