Деятельностный подход является одной из ключевых методологических основ современного образования. В его основе лежит идея активного участия обучающегося в процессе познания. В условиях начальной школы этот подход приобретает особую значимость, поскольку младший школьный возраст является критическим периодом для формирования личности, развития когнитивных и социальных навыков.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Сычева Джамиля Абдусаломовна, учитель начальных классов
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар
Лицей № 90 имени Михаила Лермонтова
Деятельностный подход является одной из ключевых методологических основ современного образования. В его основе лежит идея активного участия обучающегося в процессе познания. В условиях начальной школы этот подход приобретает особую значимость, поскольку младший школьный возраст является критическим периодом для формирования личности, развития когнитивных и социальных навыков.
Современная система образования должна не только передавать знания, но и способствовать развитию личности ребенка, формированию у него умения учиться и адаптироваться к новым условиям. Деятельностный подход в обучении как раз направлен на создание таких условий, где обучающийся активно вовлекается в учебный процесс, приобретает практические навыки и учится самостоятельно решать учебные задачи.
Деятельностный подход в обучении основывается на следующих ключевых принципах:
Активность учащихся. Основное внимание уделяется активности самих детей, а не пассивному восприятию информации. Ученики становятся субъектами учебного процесса, которые самостоятельно исследуют, анализируют и делают выводы.
Принцип самостоятельности. Важной задачей учителя становится создание условий, в которых дети могут сами находить решения поставленных задач, планировать свою работу и оценивать её результаты.
Целеполагание и мотивация. Учебный процесс строится таким образом, чтобы ученики четко понимали, для чего они выполняют те или иные задания. Это способствует формированию внутренней мотивации к обучению.
Рефлексия. На каждом этапе обучения школьник должен осмысливать свою деятельность, оценивать её успешность и вносить необходимые коррективы. Это способствует развитию навыков самоконтроля и самооценки.
Сотрудничество. В рамках данного подхода важное значение придается взаимодействию учащихся друг с другом и с учителем. Совместное выполнение задач, обсуждение результатов и поиск решений стимулируют развитие коммуникативных навыков.
Младший школьный возраст характеризуется высокой пластичностью психики и активным развитием когнитивных процессов. В этот период дети осваивают новые социальные роли, учатся взаимодействовать с окружающим миром и своими сверстниками. Деятельностный подход способствует развитию следующих аспектов личности младшего школьника:
Критическое мышление и умение анализировать. Выполняя задачи, требующие самостоятельного поиска решения, дети учатся анализировать информацию, выделять важное и делать выводы. Эти навыки закладывают основы для будущего успешного обучения.
Развитие самостоятельности и ответственности. При деятельностном подходе учащиеся получают возможность самостоятельно принимать решения, что развивает у них чувство ответственности за результаты своей деятельности.
Формирование навыков общения и сотрудничества. Групповая работа, обсуждение учебных задач и обмен идеями развивают коммуникативные навыки, учат детей слушать и учитывать мнение других.
Мотивация к обучению. Участие в интересных и значимых для ребенка учебных ситуациях усиливает его мотивацию к учебе, способствует формированию положительного отношения к школе.
Развитие рефлексивных способностей. Важно, чтобы обучающиеся не просто выполняли задания, но и осмысливали свои действия, делали выводы о своих успехах и ошибках. Это помогает формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Применение деятельностного подхода на практике требует от учителя разработки специальных форм и методов работы, которые активизируют учебную деятельность детей.
Ученики могут работать над небольшими проектами, связанными с учебным материалом. Проект может включать в себя исследование, практическую работу и презентацию результатов. Такой подход позволяет детям самостоятельно планировать свою работу и представлять результаты своей деятельности.
Игра является естественной деятельностью младших школьников, и её включение в учебный процесс способствует активному усвоению знаний. Ролевые игры, учебные квесты и другие формы игровых заданий помогают вовлечь детей в процесс познания.
Преподаватель может также предложить учащимся самостоятельно искать ответы на учебные вопросы, используя учебные пособия, интернет-ресурсы или другие источники информации. Это помогает развивать навыки поиска и анализа информации.
Совместные задания в группе способствуют развитию навыков сотрудничества и учат детей принимать коллективные решения. Важно, чтобы учитель грамотно распределял роли и следил за тем, чтобы каждый ребенок был вовлечен в процесс.
Педагог может поставить перед детьми учебную задачу, решение которой требует размышлений и поиска нестандартных решений. Это стимулирует развитие критического мышления и творческого подхода к решению задач.
Так, деятельностный подход в обучении младших школьников является мощным инструментом для формирования всесторонне развитой личности. Он позволяет обучающимся не только усваивать знания, но и развивать важные личностные качества, такие как самостоятельность, ответственность, умение сотрудничать и критически мыслить. Учителя начальных классов, применяющие деятельностный подход, создают условия для активного участия детей в учебном процессе и формирования у них позитивной мотивации к обучению.
Внедрение данного подхода требует от педагога гибкости, креативности и умения работать с разнообразными методами и формами обучения. Однако результаты, получаемые при таком подходе, подтверждают его эффективность в развитии личности младших школьников.
Список литературы
Киселева Ю. А. Системно-деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника: сборник трудов конференции. / Ю. А. Киселева, Г. Ю. Колычева // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: материалы IV
Междунар
. науч.-практ.
конф
. (Чебоксары, 26 февр. 2017 г.). В 2 т. Т. 1 /
редкол
.: О. Н. Широков [и др.] – Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2017. – Т. 1. – С. 157-163.
Котова С. К. Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС НОО // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 19. – С. 37–41.