Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 03.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Роль педагога в формировании личности ребенка. Работа №340333. Номер работы: №340333

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Работа настоящего учителя начальных классов – это не только работа в области подачи знаний в какой-либо области, это еще и воспитание человека. 

 В настоящее время в содержании образования прописаны такие компоненты, как обучение, воспитание, развитие и образование. Они связаны между собой, находятся в гармонии.

Работа:

Роль педагога в формировании личности ребенка

На Земле много профессий, но самой важной является профессия педагога. Она решает многие волнующие вопросы в жизни ребёнка. Это не профессия, а образ жизни, осознание огромной ответственности перед государством, обществом, родителями и прежде всего перед учениками.

Более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии нет. Она является фундаментом всех профессий в мире. Учитель остаётся в сердцах каждого ученика и сопровождает их всю жизнь. Эта профессия по состоянию души, по зову сердца! Педагог «ведёт ребёнка по жизни»: обучает, воспитывает, направляет духовное и телесное развитие. Педагог развивает ребёнка, как личность.

На данном этапе развития общества все больше и больше внимания уделяется школьному периоду жизни человека, так как в это время происходит становление и развитие личности, а также ее социализация. Поэтому в современной педагогике формируются новые, свежие взгляды на работу системы образования и образовательных учреждений.

В приоритет в современной школе ставится не только обучение школьников, но также и развитие у них общечеловеческих, моральных ценностей и норм, умение общаться с другими людьми, а кроме того, сохранение психического и физического здоровья.

Младший школьный возраст является таким периодом, в котором ребенок впитывает, накапливает и усваивает все то, что накопило для него человечество. С поступлением в школу у ребенка полностью меняется уклад жизни, режим и распорядок дня, складываются новые отношения с окружающими людьми, в том числе с учителем. Учитель начальной школы является посредником между детским миром и миром взрослых. Поэтому основная его задача – это воспитать развитую личность. Учитель играет огромную роль в становлении и формировании его учеников, его социальной адаптации. От результатов деятельности педагога зависит то, каким будет наше общество завтра. Учитель ответственен за судьбу каждого из своих учеников.

Личность младшего школьника, ее особенности и процесс развития

В начале школьного периода дети переполнены новыми впечатлениями от школы, от сверстников. У них происходит перестройка всех систем отношений, отличных от действительности. Поэтому часто у детей, которые хорошо подготовлены к школе проявляются иные, нетрадиционные для них особенности в поведении. Гамезо М. В. выделил несколько таких факторов, которые оказывают влияние на поведение младших школьников:

Первое – это внезапное изменение распорядка дня ребенка. Он сильно утомляется, так как с приходом в школу ребенок занимается только постоянной умственной деятельностью в отличие от детского сада, где дети в течение дня занимались игровой деятельностью. Учебная деятельность становится ведущей. Она является обязательной для каждого школьника.

Второе – это влияние новых взаимоотношений. Сначала ученик полностью поглощен учебой, он неактивно входит в контакт с окружающими, а иногда и чувствует то, что он «чужой» среди других.

В третьих - жизнь ребенка становится полностью связана с личностью учителя.

Личностные качества учителя и их влияние на

формирование личности ученика.

Работа настоящего учителя начальных классов – это не только работа в области подачи знаний в какой-либо области, это еще и воспитание человека. В настоящее время в содержании образования прописаны такие компоненты, как обучение, воспитание, развитие и образование. Они связаны между собой, находятся в гармонии.

По словам И. П. Подласого учитель организует учебно-воспитательный процесс в школе. Воспитанием и обучением могут заниматься и родители, и родственники, и другие люди, но учитель – это особая личность, так как только она знает что, где, как нужно сделать, как правильно это делать, в соответствии с педагогическими законами [5; c. 421].

Учитель является посредником между детьми и взрослыми. Он знает особенности детской психики. Труд учителя начальной школы, нельзя сравнить ни с каким другим, так как результат его труда – это сам человек, со всеми его личными качествами.

В. А. Титов выделил основные личные качества, которые должны быть присущи всем педагогам.

Первое - это профессионализм учителя начальной школы. Это некое собирательное свойство педагога. Представляет собой комплекс как психологических знаний и умений в работе с детьми, так и профессиональных способностей и интересов. Профессиональная подготовка определяет стиль педагогического общения, его отношения к окружающим [7; c. 47]. Профессионализм определяет не столько самообучение, сколько направленность на обучение, не воспитание, а руководство воспитательными процессами. Ядро педагогического мастерства - это управление всеми процессами, которые обеспечивают становление личности человека [3; c. 105].

Второе качество – эмпатия. Это проникновение с помощью чувств в душевные переживания людей. Настоящий учитель должен обладать этим качеством личности, он должен уметь сопереживать и сочувствовать детям, учить детей этому качеству. Это такое качество, которое сближает людей и их общение, оно становится доверительным. У учителя начальных классов эмпатия проявляется в отзывчивости педагога, в его чуткости и доброжелательности, а также заботливости [7; c. 48].

Третье качество - педагогический такт, который проявляется в том, что учитель должен вести себя подобающим образом, соответствующим рамкам приличия. Педагог должен сочетать в себе как ласковое отношение, так и твердость, и строгость по отношению к ученикам, как доверие, так и контроль. Если педагог сохраняет тактичность, тем самым он показывает свое мастерство и профессионализм.

Четвертое - педагогическая зоркость проявляется в том, что учитель наблюдает за изменениями в развитии ребенка, он видит в нем какие-либо перспективы, помогает ему двигаться вперед. Преподаватель должен уметь чувствовать детей, понимать их.

Пятое качество – это оптимизм педагога. Каждый педагог должен видеть в своем ученике потенциал, он должен верить в его силы и в результаты обучения.

Шестое - культура профессионального общения - также немаловажное качество педагога. Оно проявляется в том, что должны быть правильно организованы отношения между учителем и учеником, между самими учениками, между родителями и педагогом и между педагогическим коллективом.

Седьмое качество личности педагога - это педагогическая рефлексия. Это некий самоанализ и оценка своих результатов работы. Каждый педагог

должен уметь оценивать свою работу, анализировать как успехи, так и неудачи.

Учитель как партнер общения должен быть всегда готов к принятию позиции ребенка, пониманию его интересов, мотивов, ценностей, действий. Он должен уметь играть с ребенком, входить в игру сам, переживая удовлетворение от нее. Показателен в этом плане опыт работы Т. А. Амонашвили с шестилетками, в которой учитель «растворяется» в общении с детьми как взрослый, он становится «своим» для ребят. Его не боятся, ему доверяют, с ним советуются, у него и с его помощью учатся, его уважают действительно.

Роль учителя в формировании самооценки у младшего школьника

Говоря о влиянии личностных качеств учителя на формирование личности учеников нельзя не отметить такое важное качество, как формирование самооценки младшего школьника.

Формирование личностных качеств учеников, которые позволяют проявлять высокую профессиональную мобильность и в то же время, соответствовать новейшим социальным запросам российского, постиндустриального, информационного общества, опирается на самосознание личности, одним из компонентов которого является самооценка. Самооценка представляет собой оценку своей личности в частности и самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, является важным регулятором поведения. [12; с. 56]. Это одно из важнейших личностных качеств, которое позволяет не только контролировать собственную деятельность младшего школьника, которая рассматривается с точки зрения каких-либо нормативных критериев, но и самостоятельно, целостно выстраивать свое поведение, которое будет соответствовать нормам современного общества. Таким образом, можно утверждать, что самооценка формируется в процессе социализации личности, постепенно, под влиянием и оцениванием других людей.

В этих условиях мнение, суждение и оценка учителя становятся наиболее значимым фактором развития личности учащегося, а формой оценки изменений, происходящих в нем, является отметка.[13; с.31]Отметка — один из инструментов влияния учителя на самооценку учащихся. Именно поэтому к процессу оценивания, особенно в 1 классе, учителю необходимо подходить крайне осторожно, поскольку его мнение ученик трансформирует в оценку своей личности в целом.

Но ученые отмечают, что отсутствие оценок дезорганизует младших школьников, а также провоцирует ощущение незначительности,

неуверенности, угнетает активность и замедляет их личностное развитие [15].

В связи с этим можно скачать, что ученикам необходимо получать от учителя эмоциональную и позитивную словесную оценку. В этом случае она простимулирует и направит их учебно-познавательную деятельность.

Для того чтобы в полной мере выполнять эти функции, оценка должна носить содержательный характер и не просто завершать процесс учебно-познавательной деятельности, а сопровождать его на всех этапах. Воспринимая свою учебную деятельность как социально значимую и социально оцениваемую, младшие школьники стремятся точно следовать указаниям учителя, копируют его манеру поведения и стиль общения. Это позволяет выделить в качестве важного фактора, влияющего на становление самооценки учащегося, личностные качества учителя и его профессиональную самооценку. [13; с.32]

Мы остановимся на этом факторе подробнее. Л.С. Выготский справедливо замечает, что «учитель должен быть «рельсами», по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения» [16; с. 83].

Однако, по мнению Г.А. Цукерман, «...если у учителя существуют проблемы с самоприятием, это не может не сказаться на характере его оценочных взаимоотношений с детьми» [14; с.132].

К условиям, которые обусловливают высокий уровень самооценки учителя, можно отнести профессиональную успешность и компетентность, способность занять активную социальную позицию, стремление к внутренним изменениям и самообразованию, высокий уровень эмпатии, рефлексии и коммуникативных способностей, умение организовывать взаимодействие с разными группами участников образовательного процесса и т.д.

Важную роль в формировании самооценки семилетнего ученика, как показывают педагогические наблюдения, играет не только эмоциональный контакт в паре ученик — учитель, но и контакт учитель — родитель. Первоклассник еще очень зависим от оценки и влияния родителей, поэтому конструктивное и продуктивное общение двух значимых взрослых создает у него состояние психологического комфорта, которое является основой оптимального уровня тревожности и стремления к социальной активности. Владея информацией о влиянии самооценки учащихся на качество и продуктивность учебной деятельности, учителя зачастую оказываются неготовыми организовывать деятельность по ее формированию в образовательном процессе. [13; с.32-33]

Определим психолого-педагогические условия, которые способствуют формированию адекватной самооценки младших школьников в образовательном процессе:

ü предъявление требований, адекватных уровню саморазвития, самовоспитания и уже сложившейся самооценки школьника, т.е. требования должны соответствовать личностной программе развития;

ü организация учителем индивидуальной и совместной деятельности, которая предполагает значимость общего дела и каждого участника в отдельности;

ü опора при организации процесса оценивания на рефлексивный подход, т.е. учащиеся должны уметь анализировать собственное продвижение и делать выводы;

ü вовлечение в процесс оценивания всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, сверстников и родителей);

ü помощь в нахождении учащимися различных коммуникативных точек опоры (родитель, учитель, сверстник и др.) для дальнейшего развития. [17; с.97]

Можно сделать вывод. Своим происхождением профессия учителя начальных классов обязана обособлению образования в особую социальную общность, когда при разделении труда сформировался особый вид деятельности, назначение которого – подготовка подрастающего поколения к жизни в современном обществе, которая основана на приобщении учеников к ценностям и нормам человеческой культуры, привития им особых значимых социальных качеств личности.

Социально-экономические перемены, происходящие в современном российском обществе, привели к изменению приоритетов в формировании личности. Умение общаться, самостоятельно и свободно мыслить, находить креативные пути решения различного рода проблем ценятся сегодня значительно выше, чем большой объем информации. [18; с.59]

Приоритетной задачей, стоящей перед школой, является подготовка учащихся к реальной жизни, что предполагает готовность личности открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки, принимать ответственность за результаты собственных действий, проявлять целеустремленность и настойчивость в достижении результата, адаптироваться в динамично изменяющемся и развивающемся мире и т.д

В младшем школьном возрасте происходит становление ребенка как личности, закладывается ее общественная направленность, формируются навыки социального поведения и другие общечеловеческие ценности. В этом заключается важность и большое значение школы как организационной и общественной формы воспитания и развития личности младшего школьника, включая процесс общения педагога с детьми.[30; с.167]

Постоянная включенность в общение с детьми в течение рабочего дня требует от педагога больших нервно-психических затрат, эмоциональной устойчивости, терпения, контроля за внешними формами поведения. Процесс обучения и воспитания осуществляется постоянно в прямом контакте с детьми как беспрерывный выбор и обоснование преподавателем своей шкалы ценностей, своих убеждений, взглядов, настроений.

В детском возрасте закладывается фундамент нравственных начал, формируются социально-психологические свойства личности, поэтому для нас представляет особую важность исследование особенностей личности учителя как средства социально-психологического воздействия на процесс формирования ценных личностных качеств ребенка.

Многие педагоги, психологи отметили огромное нравственное воздействие учителя на учеников. Суммируя требования к труду и личности учителя, предъявляемые условиями развития современного общества, их можно представить следующим образом: высокая культура учителя, нравственность, самоотдача, благородность, острое чувство нового, умение заглядывать в будущее и готовить своих учеников к жизни, максимальная реализация индивидуального таланта в сочетании с педагогическим сотрудничеством, общность идей и интересов учителей и учащихся, творческое отношение к своему делу и высокая социальная активность, высокий профессиональный уровень и стремление к постоянному пополнению своих знаний, отзывчивость, эрудиция и большая ответственность за своих учеников.

Эти личные качества педагога должны быть привиты и личностным качествам учеников, что бы они смогли жить, развиваться и продвигаться в нашей современной жизни и в нашем обществе без труда и проблем. Именно поэтому, так важна для ребенка личность учителя.

Список литературы

1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология/ М.: Педагогическое общество России, 2003

2. Дарвиш О. Б.Возрастная психология/ М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003

3. Хилько М. Е., Ткачева М.С. Возрастная психология. Конспект лекций./ М.: 2010.

4. Самыгин С. И. , Волочай А. В. , Гончарова Н. Г. , Загутин Д. С. Психология развития, возрастная психология : для студентов вузов/ Ростов-н/Д: Феникс, 2013

5. Лях Т. И. , Лях М. В.Психология. Учебное пособие. Вып. 2. Возрастная психология / Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2010

6. Подласый И.П. Педагогика начальной школы/ Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008

7. Титов В. А. Педагогика начальной школы. Конспект лекций: учебное пособие/ Приор-издат, 2008

8. Ефремов О.Ю. Педагогика. Краткий курс. / СПб.: 2009.

9. Педагогика. Сборник студенческих работ/ Студенческая наука, 2012

10. Лихачев Б. Т.Педагогика: курс лекций/ Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010

11. Ахметова Д. З., Габдулхаков В. Ф. Теория и методика воспитания: учебное пособие/ Казань: Познание, 2007

12. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов н/Д, 1998.

13. Витушкина Э.В. Роль учителя в формировании самооценки у младшего школьника. Журнал «Начальная школа» №4,2014

14. Оценка без отметки / Под ред. Г.А. Цукерман. М.; Рига, 1999

15. Казанская В.Г. Психическое здоровье как результат воспитания. Понятие о психическом здоровье школьника. URL: http://www.piter.com

16. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1991.

17. Лисина М.И. Влияние отношений с ближайшими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста // Вопросы психологии. 1961. № 3.

18. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М., 2001.

19. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Издательство: Педагогическое общество России, 2004

20. Ковалев Н.Е и др., Введение в педагогику, М: "Просвещение", 1975

21. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. -М.: Новая школа, 2004.

22. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. - М., 1967.

23. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей/Сост. Л.В. Ковинько-4-е изд.-М.: Издательскй центр «Академия», 2000

24. Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. - М.: Академический Проект, 2004.

25. Легенький Г. И. Цель и способы воспитания./ Г.И. Легенький - М., "Просвещение", 2008

26. Крутецкий В.В. Психология обучения и воспитания школьников. / В.В. Крутецкий – М.: Просвещение, 2006

27. Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя // Вопросы психологии.-1998. - №1

28. Шилова М. Н. Учителю о воспитанности школьников./ М.Н. Шилова - М., "Педагогика", 2003

29. Шевардин Н. И. Социальная психология в образовании./ Н.И. Шевардин - М., "Дрофа", 2005

30. Литвин С.Д. Психологические закономерности формирования педагогических способностей. / С. Д. Литвин - М., "Просвещение", 1997

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×