Наставничество в дошкольных образовательных учреждениях – это процесс, в рамках которого более опытные педагоги оказывают помощь и поддержку своим коллегам. Оно является важным инструментом повышения профессиональной компетенции воспитателей, поскольку способствует не только передаче знаний и опыта, но и формированию культуры совместного труда, развитию навыков взаимодействия, создания атмосферы взаимного уважения и поддержки среди педагогов. В последние годы система наставничества получила широкое признание как в школьной, так и в дошкольной педагогике, так как она позволяет эффективно улучшать образовательный процесс, создавая условия для личностного и профессионального роста как наставников, так и наставляемых.
НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ В РАБОТЕ С КОЛЛЕГАМИ
Арабова Зульфия Фейзуллаевна, воспитатель
Муниципальное автономное образовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа п. Сосновка»
Наставничество в дошкольных образовательных учреждениях – это процесс, в рамках которого более опытные педагоги оказывают помощь и поддержку своим коллегам. Оно является важным инструментом повышения профессиональной компетенции воспитателей, поскольку способствует не только передаче знаний и опыта, но и формированию культуры совместного труда, развитию навыков взаимодействия, создания атмосферы взаимного уважения и поддержки среди педагогов. В последние годы система наставничества получила широкое признание как в школьной, так и в дошкольной педагогике, так как она позволяет эффективно улучшать образовательный процесс, создавая условия для личностного и профессионального роста как наставников, так и наставляемых.
Профессиональный рост воспитателей невозможен без постоянной рефлексии и анализа собственных педагогических практик. Наставничество играет важную роль в этом процессе, предоставляя возможность для самосовершенствования через обратную связь и поддержку со стороны более опытных коллег. Важным аспектом является то, что наставники не только обучают, но и сами учат новых методик, анализируя свои собственные подходы. Это помогает создать культуру постоянного профессионального развития, где воспитатели не только совершенствуют свои навыки, но и учат коллег развивать их. Применение наставничества позволяет повысить эффективность образовательного процесса в целом, обеспечивая гармоничное развитие педагогов и укрепление коллектива. Внедрение наставничества в практику дошкольных образовательных учреждений имеет огромный потенциал для повышения качества образования и создания поддерживающей и эффективной рабочей среды для педагогов.
Методы наставничества разнообразны и зависят от особенностей коллектива, уровня подготовки воспитателей и целей, которые стоят перед образовательным учреждением. Одним из наиболее эффективных методов является проведение регулярных тренингов и мастер-классов, где опытные воспитатели делятся своими знаниями и практическими навыками. В таких занятиях используются примеры из реальной работы с детьми, что позволяет коллегам не только познакомиться с новыми подходами, но и сразу попробовать их на практике. Тренинги и мастер-классы создают пространство для активного взаимодействия между коллегами, формируя атмосферу сотрудничества и обмена опытом. Кроме того, важным элементом наставничества является наблюдение за работой коллег. Опытные воспитатели часто проводят наблюдения за деятельностью новичков, после чего предоставляют обратную связь, помогающую выявить сильные стороны и области для улучшения. Это взаимодействие способствует улучшению качества работы всех участников образовательного процесса и помогает на практике развивать необходимые педагогические навыки.
Наставничество в дошкольных учреждениях также может включать проектную работу, в рамках которой коллеги работают вместе над решением конкретных образовательных задач. Работа в команде помогает не только решать практические вопросы, но и развивает у воспитателей способность к координации действий, сотрудничеству и взаимопомощи. Важным инструментом наставничества является организация групповых обсуждений и анализ случаев, которые происходят в ходе работы с детьми. Такие обсуждения помогают не только найти оптимальные решения в работе с детьми, но и дают возможность воспитателям проанализировать свои педагогические практики и предложить коллегам новые подходы. Это укрепляет взаимодействие внутри коллектива и способствует улучшению образовательного процесса в целом. Важно также подчеркнуть, что наставничество является двусторонним процессом, в котором важен не только опыт наставника, но и способность ученика к восприятию и интеграции новых знаний. Поэтому наставник должен уметь слушать, поддерживать, а также корректно направлять молодого специалиста в нужное русло. В свою очередь, воспитатель, получающий наставничество, должен активно участвовать в процессе, проявлять интерес, задавать вопросы и пытаться внедрять полученные знания в практическую деятельность.
Наставничество играет большую роль в формировании не только педагогических навыков, но и личностных качеств воспитателей. Ведь успешная работа с детьми невозможна без умения взаимодействовать с коллегами, понимать и поддерживать их. Поэтому важной частью наставнической работы является развитие коммуникативных навыков, способность работать в команде и поддерживать здоровую атмосферу в коллективе. Воспитатели, проходящие наставничество, учат друг друга не только профессиональным методикам, но и способам преодоления трудностей, возникающих в рабочем процессе. Таким образом, наставничество способствует созданию здоровой и продуктивной рабочей атмосферы, где каждый педагог чувствует себя поддержанным и ценимым.
Таким образом, наставничество является важным элементом системы повышения профессиональной компетенции воспитателей. Оно помогает создать атмосферу сотрудничества и взаимной поддержки в педагогическом коллективе, способствует росту квалификации специалистов и улучшению качества образовательного процесса. Воспитатели, которые участвуют в наставничестве, развивают не только свои педагогические навыки, но и важнейшие личностные качества, такие как умение работать в команде, способность решать возникающие трудности и стремление к постоянному самосовершенствованию.
Список литературы
Сибиркина
Е
.
Н
.
Н
аставничество, как условие профессионального становления молодого воспитателя в дошкольной образовательной организации
// Образование и воспитание дошкольников, школьников, молодежи: теория и практика. 2023. №3.
Шакирова, Д. М. Стратегии, формы и приемы наставничества: международный и региональный опыт / Д. М. Шакирова. –
Текст :
электронный // Современное образование : актуальные вопросы и инновации. – 2019. – № 4. – С. 323–328.
Широбокова Т
.
Б, Лакеева
О
.
А
,
Тырина
И
.
В
.
Р
оль наставничества в условиях
доу
как инструмент повышения профессионализма молодых специалистов
// Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2020. №10.