АРТ-ТЕРАПИЯ (термин был введен в 1938 г. Андрианом Хиллом) – использование всех видов искусства, все чаще рассматривается как инструмент помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности, а также реализация на практике таких функций, как адаптационная, коррекционная, профилактическая, регулятивная, реабилитационная, мобилизующая.
Основная цель –гармонизация внутреннего состояния детей с ОВЗ.
Задачи:
• Воспитательные
• Коррекционные
• Психотерапевтические
• Диагностические
• Развивающие
• Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.
• Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ «Я», который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми.
• Психотерапевтические. «Лечебный» эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческое деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется потенциал эмоций.
• Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе.
• Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.
Основная техника арт-терапевтического воздействия – это техника активного воображения, открывающая детям с ОВЗ неограниченные возможности для самовыражения и самореализации в продуктах творчества.
Приемы арт-терапии опираются на идею о том, что любой ребёнок способен преобразовать свои внутренние конфликты и визуальные формы
Возможности арт-терапии
• Помогает устанавливать отношения между детьми; посредством искусства ребёнок не только выражает себя, но и больше узнаёт о других детях
• Позволяет познавать себя и окружающий мир; в художественном творчестве ребёнок воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнение и конфликты; всё это происходит на бессознательном уровне, и ребёнок узнает о себе много нового
• Развивает творческие возможности: во время занятий арт-терапией ребёнок может открыть в себе неизвестные ранее таланты
• Является хорошим способом социальной адаптации детей с ОВЗ. Они чаще всего очень сильно социально дезадаптированы
• В основном использует средства невербального общения, это очень важно для детей, которым сложно выразить свои мысли в словах
При проведении занятий с использованием элементов арт-терапии очень важно, чтобы дети воспринимали занятия с положительной точки зрения, а не как коррекционные занятия для отстающих
Одна из наиболее распространенных техник арт-терапии – изотерапия. Рисование дает возможность отобразить и увидеть свой внутренний мир, эмоциональные переживания, мечты и ресурсы.
АРТ-ТЕРАПИЯ
(термин был введен в 1938 г. Андрианом Хиллом) –
использование всех видов искусства, все чаще рассматривается как инструмент помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности, а также реализация на практике таких функций, как адаптационная, коррекционная, профилактическая, регулятивная, реабилитационная, мобилизующая.
Основная цель –гармонизация внутреннего состояния детей с ОВЗ.
Задачи:
Воспитательные
Коррекционные
Психотерапевтические
Диагностические
Развивающие
Воспитательные.
Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.
Коррекционные.
Достаточно успешно корректируется образ «Я», который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми.
Психотерапевтические.
«Лечебный» эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческое деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется потенциал эмоций.
Диагностические.
Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко
проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе.
Развивающие.
Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.
Основная техника арт-терапевтического воздействия –
это техника активного воображения, открывающая детям с ОВЗ неограниченные возможности для самовыражения и самореализации в продуктах творчества.
Приемы арт-терапии
опираются на идею о том, что любой ребёнок способен преобразовать свои внутренние конфликты и визуальные формы.
Формы:
АКТИВНАЯ –
ребёнок сам создает продукт творчества: рисунки, скульптура, сказочные истории.
ПАССИВНАЯ –
ребёнок использует художественные произведения, созданные другими людьми
:
рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.
СМЕШАННАЯ –
ребёнок использует имеющиеся произведения искусства (музыкальные произведения, картины, сказки) для создания своих продуктов творчества
Функции арт-терапии
КОМПЛЕКС КОРРЕКЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ
ОБЩЕЕ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ - РЕЧЕВОЕ (ВЕРБАЛЬНОЕ) РАЗВИТИЕ
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ПРОЦЕССЫ, ПОДДАЮЩИЕСЯ КОРРЕКЦИИ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
Зрительные - Слуховые – Тактильные
Влияние методик арт-терапии на психическое и эмоциональное состояние
(Тонизирующее, укрепляющее, успокаивающее)–(стимулирующие, расслабляющее)
Возможности арт-терапии
Помогает устанавливать отношения
между детьми
; посредством искусства ребёнок не только выражает себя, но и больше узнаёт о других детях
Позволяет познавать себя и окружающий
мир; в
художественном творчестве ребёнок воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнение и конфликты; всё это происходит на бессознательном уровне, и ребёнок узнает о себе много нового
Развивает творческие
возможности: во время занятий арт-
терапией ребёнок
может открыть в себе неизвестные ранее таланты
Является хорошим способом социальной адаптации детей с ОВЗ. Они чаще всего очень сильно социально дезадаптированы
В основном использует средства невербального общения, это очень важно для детей,
которым сложно
выразить свои мысли в словах
При проведении занятий с использованием элементов арт-терапии очень важно, чтобы дети воспринимали занятия с положительной точки зрения, а не как коррекционные занятия для отстающих.
Виды арт-терапии
Музакотерапия
Библиотерапия
Драмотерапия
Игротерапия
Изотерапия
Маскотерапия
Коллаж
Оригами
Песочная терапия
Цветотерапия
Сказкотерапия
Фототерапия
Работа с глиной
Одна из наиболее распространенных техник арт-терапии – изотерапия.
Рисование дает возможность отобразить и увидеть свой внутренний мир, эмоциональные переживания, мечты и ресурсы.
Рисование ладошками
Рисование трубочками
Пальчиковый бассейн
Рисование каракулей
Работа с пластилином
Монотипия
Флюид-арт
Рисование различными изобразительными материалами
Рисование в паре с родителями
Рисование мандалы
Восприятие художественных репродукций (развитие воображения и вкуса)
Сегодня мы немного расскажем вам только об одной технике, которую мы используем в нашей работе
Что такое Флюид Арт?
Флюид Арт – один из наиболее популярных видов современного творчества. Эта относительно новая форма искусства берет свое начало в США и с каждым днем находит новых последователей по всему миру.
· Прекрасно подходит для начинающих. Для работы в технике Флюид Арт необязательно иметь навыки рисования и опыт работы с красками. Любой может заниматься этим хобби в свое удовольствие и получать результаты в виде прекрасных картин.
· Не требует большого количества инструментов и материалов.
· Не отнимает много времени. Чтобы нарисовать картину жидким акрилом, хватит и полчаса.
· Нет границ для творчества и фантазии. Акриловая заливка – это, в первую очередь, очень творческий и занимательный процесс. Невероятно увлекательно смешивать разные акриловые краски и видеть, как вашими руками создается настоящее произведение искусства. Разнообразие техник дает огромное поле для творчества – с Флюид Арт вам точно не будет скучно. Это идеальный пример живописи в качестве медитации. Заливка, смешивание, наслаивание цветов, плавные перетекания краски естественным образом способствуют медитации. Искусство и медитация делают одно и то же: успокаивают разум и тело здоровым позитивным образом.
Работая в технике флюид-арт мы работаем с внутренним миром и фокусируемся на процессе, а не на результате, не используем директивные методы поведения. Важно чувствовать состояние ребенка, находится рядом, наблюдать, бережно следовать за ребенком. Не загоняя в рамки, не оценивая и не навязывая свое видение мира. В этой технике нет понятия «правильно или неправильно». Здесь не важно уметь рисовать. Важно только то, как человек проживает свои эмоции во время сеанса, как он передает их в своей работе. Когда мы рисуем, мы расслабляемся, снимаем эмоциональное напряжение. Но Флюид-арт-это петля в реальность (произведение ребенка мы облачаем в слова, обсуждая совместно каждую деталь его произведения.