В современном мире игровые технологии становятся все более популярными и широко используются в различных сферах жизни, включая образование. Одной из таких сфер является логопедическая работа с детьми дошкольного возраста, особенно с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Игровые технологии в логопедической работе играют важную роль в развитии детей дошкольного возраста с ОВЗ. Они предоставляют возможность детям с ОВЗ поучаствовать в играх и активно участвовать в процессе обучения, способствуя развитию их коммуникативных навыков, моторных навыков и позитивной социализации.
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
Федоркина Марина Сергеевна, учитель-логопед
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 5 ст. Новодмитриевская МО Северский район
В современном мире игровые технологии становятся все более популярными и широко используются в различных сферах жизни, включая образование. Одной из таких сфер является логопедическая работа с детьми дошкольного возраста, особенно с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Игровые технологии в логопедической работе играют важную роль в развитии детей дошкольного возраста с ОВЗ. Они предоставляют возможность детям с ОВЗ поучаствовать в играх и активно участвовать в процессе обучения, способствуя развитию их коммуникативных навыков, моторных навыков и позитивной социализации.
Игровые технологии позволяют учителю-логопеду создавать ситуации, в которых дети с ОВЗ могут применять и развивать свои навыки коммуникации.
Игровые технологии также способствуют развитию моторных навыков детей с ОВЗ. Логопеды могут использовать игры с катушками, пазлами или конструкторами для развития мелкой моторики и координации движений у детей. Такие игры помогают детям с ОВЗ усвоить навыки пинцетной хватки, координации глаз и рук, а также улучшить их моторную выносливость.
Кроме того, игровые технологии создают возможности для позитивной социализации детей с ОВЗ. Они позволяют им участвовать в общем процессе игры, сотрудничать с другими детьми и развивать навыки социального взаимодействия. Например, логопеды могут организовывать игры, в которых дети с ОВЗ могут играть вместе с другими детьми и коммуницировать друг с другом. Это поддерживает развитие социальных навыков и помогает детям с ОВЗ взаимодействовать со сверстниками.
Применение игровых технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ имеет ряд преимуществ и особенностей.
Во-первых, игровые технологии создают интерес к обучению и стимулируют активное взаимодействие со специалистом. Игры, основанные на использовании компьютерных программ, планшетов, игровых приложений и экранов сенсорных досок, привлекательны для детей и мотивируют их принимать участие в занятиях.
Во-вторых, игровые технологии позволяют индивидуализировать обучение и адаптировать его под индивидуальные потребности каждого ребенка с ОВЗ. С помощью специальных программ и приложений логопед может выбрать задания и упражнения, соответствующие уровню развития и способностям каждого ребенка, что способствует эффективному обучению и его персонализации.
В-третьих, игры создают комфортную обстановку для работы, что особенно важно для детей с ОВЗ, которые могут испытывать трудности в общении и взаимодействии со специалистом. В игровой форме учебные задания воспринимаются более легко и непринужденно, создавая положительный эмоциональный фон для обучения.
Таким образом, использование игровых технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ предоставляет перспективы для эффективного развития их логопедических навыков. Они способны стимулировать речевое развитие, улучшить коммуникативные навыки и повысить мотивацию детей к обучению. Игровые технологии, индивидуальный подход и высокая мотивация помогают детям с ОВЗ преодолевать трудности и достигать успехов в развитии своих логопедических способностей.
Список литературы
1. Зайцева О.Ю. Психологические основы игровой деятельности дошкольника: Учеб. Пособие / О.Ю.Зайцева. – 2-е изд. – Иркутск: ГОУ ВПО "ВСГАО", 2010. – 248 с.
2. Соломахина, Т. Н. Социо-игровой стиль работы с детьми с ОВЗ как эффективная педагогическая технология / Т. Н. Соломахина, И. М. Михалева, Е. В. Шевченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 16 (150). — С. 498-500.