Инновационные технологии в работе с детьми с ЗПР
Основы психологической коррекции и реабилитации нарушений психического развития детей и подростков.
Психологическая коррекция. В широком смысле – это комплекс клинико-психолого-педагогических воздействий, направленных на выявление и ликвидацию имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств. В узком смысле психологическая коррекция рассматривается как метод психологического воздействия, направленный на оптимизацию развития психических процессов и функций и на гармонизацию развития личностных свойств.
Инновационные технологии в работе с детьми с ЗПР
Основы психологической коррекции и реабилитации нарушений психического развития детей и подростков.
Психологическая коррекция. В широком смысле – это комплекс клинико-психолого-педагогических воздействий, направленных на выявление и ликвидацию имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств. В узком смысле психологическая коррекция рассматривается как метод психологического воздействия, направленный на оптимизацию развития психических процессов и функций и на гармонизацию развития личностных свойств.
Принципы построения программ коррекции нарушенного развития:
1. Принцип «нормативности» развития на основе учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
2. Принцип «коррекции сверху вниз» посредством создания зоны ближайшего развития ребенка;
3. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
4. Принцип единства диагностики и коррекции;
5. Принцип приоритетности коррекции каузального типа;
6. Деятельностный принцип коррекции;
7. Принцип комплексности методов психологического воздействия;
8. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционной программе.
Психокоррекционная технология. Это комплексная система коррекционного воздействия, которая содержит в себе три взаимосвязанных и взаимообусловленных компонента:
1. Методологический компонент (формулируются идеи, целевые характеристики, задачи, исходные теоретические положения – психологические, педагогические, философские, правовые, экономические и т.д.).
2. Содержательный компонент (этапы работы, задачи каждого этапа и содержание этапа).
3. Технологический компонент (методы, формы, средства использования).
3 основные модели психокоррекции:
Общая модель коррекции
– это система оптимального возрастного развития личности в целом. Она включает в себя щадящий охранительно-
стимулирующий режим для ребенка, соответствующее распределение нагрузок с учетом психического состояния, организацию жизнедеятельности ребенка в школе, в семье и в других гр
уппах.
Типовая модель коррекции
осн
ована на организации конкретных
психокоррекционных
воздействий с использованием различных методов:
игротерапии
, семейной терапии, психорегулирующих тренировок и пр.
Индивидуальная модель коррекции
ориентирована на психологическую коррекцию различных нарушений у ребенка или подростка с учетом его индивидуально-типологических, психологических, клинико-психологических особенностей.
Современные разработки и технологии в области коррекционно-развивающего обучения.
Современные разработки и технологии в области коррекционно-развивающего обучения - это
продуманная
во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебно-воспитательного процесса.
Одним из путей модернизации традиционных технологий
является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции
информационных
и развивающих методов
и форм обучения.
Излагаемый материал является научным, доступным, достоверным, связан с жизнью и опирается на приобретённые знания
.
О
существляться индивидуально-дифференцированный подход
.
Объяснительно – иллюстративные технологии. Очень эффективны. Результат - облегчение понимания нового (Применение ИКТ – в «ИГРОВОЙ КОМНАТЕ» Детского отделения №1: применение компьютерных технологий позволяет усилить мотивацию детей-пациентов, повысить их познавательную активность. Помогает использование метода презентаций, как способ эффектного и современного преподавания учебной информации. Использование компьютерных и аудио – визуальных технологий – применяется на различных занятиях, помогает больным детям сориентироваться, проявить активность, фантазию, инициативу).
Игровые технологии - разумная организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей (дети разного возраста очень любят ролевые игры, с желанием и настроением «перевоплощаются» в героев сюжета, с охотой переодеваются в костюмы, используют в играх различные атрибуты. Пусть не всегда всё получается сразу, но ребята, как правило, день ото дня «вовзращаются» к полюбившемуся сюжету, сценарию).
Игра –это путь детей к познанию мира, в котором они живут.
Игровая форма занятий создаётся игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приёмов и ситуаций на занятиях проходит по следующим основным направлениям:
- дидактическая цель ставится в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве её средства;
- вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
-успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:
- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, психотехнические.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: например, с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности; компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Личностно-ориентированные технологии направлены на организацию образовательно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей больных детей. Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.
Инновационные технологии
Чтобы идти в ногу со временем, необходимо овладевать основами компьютерной грамотности, учиться работать в компьютерных программах Word, Excel, Paint, PowerPoint, организовывать поиск нужной информации, необходимой для решения поставленной задачи из множества источников, работать с отобранной информацией, выделять главное, систематизировать и обобщать её с помощью современных средств.
Всё более широкое распространение получает применение ИКТ на занятиях и групповых мероприятиях Детского отделения (Праздники, утренники, праздничные линейки, развлекательные мероприятия, концерты, театральные постановки).
К инновационным технологиям относятся новые паправления арт-терапии:
Песо́чная
терапи́я
— один из методов
психотерапии
, возникший в рамках
аналитической психологии
. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия даёт возможность прикоснуться к
глубинному
, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира. От других форм
арт-терапии
этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание новых
сюжетов, придаёт работе определённый вид ритуала. Создание последовательных песочных композиций отражает цикличность психической жизни, динамику психических изменений. Здесь не требуется каких-либо особых умений. Миниатюрные фигурки, природные материалы, возможность создания объёмных композиций придают образу дополнительные свойства, отражают разные уровни психических содержаний, помогают установить доступ к
довербальным
уровням психики. При работе в психотерапии над расстройствами, происходящими из поры раннего детства, когда ребёнок ещё не мог разговаривать, зрительный образ является очень важным.
Оригами терапия
– новое направление в арт-терапии. Вид
декоративно-прикладного искусства
; вид традиционного
японского
искусства
, древнее искусство складывания фигурок из
бумаги
.
Сказкотерапия
— один из приемов в арт-терапии, разделе психологии — психологическое воздействие на личность через сказки, способствующее коррекции проблем и развитию личности. В основе
сказкотерапии
лежит процесс связи между действиями в сказке и реальности. Область применения этого приема не имеет возрастных ограничений и может использоваться в работе как с детьми, так и со взрослыми.
Цель сказкотерапии — относительно мягкое по сравнению с большей частью психологических инструментов искоренение страхов, коррекция характера, поведения и внутреннего состояния ребёнка.
К инновационным технологиям относятся так же:
Игротерапия
– это работа психолога с ребенком, который различными способами выявляет психологические отклонения и методы воздействия на них.
Фототерапия
(светолечение,
светотерапия
) — вид лечения, состоящий в том, что пациент подвергается воздействию солнечного света, или яркого света от искусственных источников с определёнными длинами волн, таких, как лазеры, светоизлучающие диоды, флуоресцентные лампы,
дихроические
лампы, или же очень яркого света, имеющего полный спектр дневного света, в течение определённого, предписанного врачом, времени, а иногда также и в строго определённое время суток. Фототерапия обладает доказанной клинической эффективностью в лечении сезонных аффективных расстройств, и является частью стандартного лечения при «синдроме позднего засыпания». Недавно было показано, что светолечение действенно также в
лечении несезонных депрессий (сенсорные комнаты).
Музыкотерапия
— психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.