В настоящее время наблюдается тенденция – большое количество детей имеют речевые нарушения. Число детей, нуждающихся в помощи логопеда, дефектолога, постоянно увеличивается, а тяжесть речевых нарушений возрастает. А ведь хорошо развитая речь это развитие ребёнка, что немаловажное значение и важное условие успешного обучения в школе.
У ряда детей с общим недоразвитием речи наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в виде плохой координации сложных движений, их недостаточной точности и ловкости, в виде выраженных затруднений при выполнении упражнений по словесной инструкции. Характерными являются некоторая скованность, отсутствие легкости и грациозности при выполнении упражнений.
Поэтому в современном мире вопрос помощи детям с тяжелыми нарушениями речи все больше требует комплексного подхода.
Интегрированный подход в коррекционной работе
учителя-дефектолога и инструктора по физической культуре
с детьми с ОВЗ (тяжелые нарушения речи) в ДОУ
О.А.Борисовская
учитель-дефектолог
О.В. Хмелькова
инструктор по физической культуре
МБДОУ «Детский сад «Солнышко» г.Бирюча»
Красногвардейского района Белгородской области
«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия,не просто отсутствие болезней и физических дефектов»
Из устава Всемирной Организации Здравоохранения
В настоящее время наблюдается тенденция – большое количество детей имеют речевые нарушения. Число детей, нуждающихся в помощи логопеда, дефектолога, постоянно увеличивается, а тяжесть речевых нарушений возрастает. А ведь хорошо развитая речь это развитие ребёнка, что немаловажное значение и важное условие успешного обучения в школе.
У ряда детей с общим недоразвитием речи наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в виде плохой координации сложных движений, их недостаточной точности и ловкости, в виде выраженных затруднений при выполнении упражнений по словесной инструкции. Характерными являются некоторая скованность, отсутствие легкости и грациозности при выполнении упражнений.
Обращают на себя внимание и особенности мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев, а ведь ещё В.А.Сухомлинский говорил: «Ум на кончиках пальцев». В специальных пробах отчетливо обнаруживаются резко выраженная замедленность, застревание на одной позе, пропуск отдельных элементов, другие особенности. Названные отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются у детей с дизартрией. [1]
Всем известный факт, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. И наоборот, формирование движений происходит при участии речи. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих ученых, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти. [2]
Поэтому в современном мире вопрос помощи детям с тяжелыми нарушениями речи все больше требует комплексного подхода.
В нашем детском саду ведется активная работа взаимодействия учителя-дефектолога и инструктора по физической культуре. Целью которой является помощь, которую можно оказать в условиях детского сада детям с нарушениями речи и «особенным» воспитанникам. Для этого был составлен план совместной работы. В которую были включены не только традиционные упражнения, но и инновационные технологии. В планировании педагоги используют принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем. Систематическое выполнение используемых технологий и упражнений оказывает стимулирующее влияние на общее развитие детей, в том числе и речи.
Педагогами были определены совместные коррекционные задачи на развитие фонематического слуха, артикуляции, речевого дыхания, голоса, грамматического строя, словаря, монологической речи, коммуникативных навыков, мелкой и общей моторики, познавательного развития.
Упражнения для развития мелкой моторики:
пальчиковая гимнастика по темам недели;
руки в замок – круговые движения влево – вправо, вперед – назад;
разгибание и сгибание поочередно пальцев из кулака и в кулак;
круговые движения кистями;
пальцы в замок – попеременное сгибание и разгибание пальцев;
тренировка руки в захвате мячей различного диаметра;
«Су-
Джок
терапия» и др.
японская методика
пальцевого
самомассажа. Так как все нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом, система упражнений способствует психическому успокоению, предотвращает развит
ие утомления в мозговых центрах:
- массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца;
- массаж ладонных поверхностей шариками «марблс»;
- массаж грецкими орехами; - массаж шестигранными карандашами;
- массаж «четками» [3].
Упражнения для развития общей моторики:
для формирования функции равновесия:
выполняются на уменьшенной или повышенной площади опоры
ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через кубики, кегли, «ласточка»;
для профилактики и лечения плоскостопия:
ходьба на носках, ходьба по гимнастической палке, катание мяча ногой, захватывание и перекладывание мелких предметов пальцами ног;
улучшающие обмен веществ в организме:
ходьба, подскоки, повороты, наклоны, «велосипед» и др.;
улучшающие деятельность сердечно-сосудистой системы:
отведение рук в стороны, наклоны, потягивания, повороты;
направленные на нормализацию мышечного тонуса:
ходьба вперевалочку как медведь, в приседе как утенок, с высоким подниманием коленей;
на мышечную и эмоциональную релаксацию:
ходьба в медленном темпе, упражнения, лежа на спине, «снеговик тает» и др.
При регулярных тренировках дыхательных упражнений вырабатываются защитные механизмы, предохраняющие мозг от недостаточного кровоснабжения. Поэтому для развития речевого дыхания используется дыхательная гимнастика, которая объединена в серию упражнений:
«Поиграем животиками» – формирование диафрагмального дыхания.
«Узнай по запаху» – выработка глубокого длительного вдоха, развитие обоняния.
«Носик и ротик поучим дышать» – дифференциация вдоха и выдоха через нос и рот, развитие внимания.
«Загони мяч в ворота» – выработка длительного, сильного, целенаправленного выдоха, развитие глазомера.
«Погудим» – выработка длительного плавного ротового выдоха и др.
Для укрепления голосового аппарата используются упражнения, которые активизируют фонационный выдох, т. е. связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от речевого. В основном это «пропевание» громко или тихо, грубо или ласково гласных и согласных звуков.
Музыкально-ритмические упражнения, спортивные речёвки развивают фонематический слух и артикуляцию. Задача учителя-дефектолога – подобрать правильный материал, учитывая развитие звуковой и слоговой структуры речи ребенка. Не все речевые упражнения можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося стихи. Это может вызвать расстройство дыхания. Поэтому, при интенсивных движениях, детей делят на две подгруппы: одна выполняет движения, а другая произносит текст, затем они меняются местами.
Отдельно хотелось бы выделить подвижные игры. С их помощью нормализуется моторная функция, повышается активность, развивается подражательность, формируются игровые навыки, совершенствуются просодические компоненты речи. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. Развивается не только грамматический строй речи, но и монологическая речь.
Планируя работу, педагоги учитывают физические возможности каждого ребенка. Подбираются подвижные игры с учетом двигательной активности. Игры с движениями сочетаются с другими видами деятельности детей. Подвижная игра с её выраженным эмоциональным характером – одно из самых любимых занятий дошкольников.
Совместные действия взрослых и детей снимают неуверенность у ребенка, зажатость, которые часто связаны с личностными комплексами или речевыми дефектами.
Таким образом, только совместными усилиями можно укрепить здоровье ребенка, скоррегировать имеющиеся у него нарушения моторики, предупредить формирование неправильных двигательных стереотипов, что несомненно будет способствовать развитию полноценной личности.
ЛИТЕРАТУРА
Акименко, В.М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие / В.М. Акименко. – Ростов н
/Д
: Феникс, 2008. – С.105.
Жукова, Н.С. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического
воз-действия
/ Н.С. Жукова, Е.М.
Мастюкова
, Т.Б. Филичева. – М.:
Эксмо
, 2018. – С.288.
Лопухина, И.С. Логопедия-речь, ритм, движение: пособие для логопедов и родителей
/
И.С. Лопухина. – СПб
.:
Дельта, 1997. – С.256.