Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

"Использование конструктора ТИКО в работе логопеда на логопункте в ДОУ". Работа №351170

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Познакомив детей с конструктором ТИКО "Грамматика" была приятно удивлена тем, как быстро дошкольники освоили навыки буквенного синтеза. Очень быстро ребятазакрепили на практике навыки слияния слогов, затем составляли слова. Работая с конструктором  дети развивали мелкую моторику, пространственное ориентирование.

Работа:

В коррекционно- развивающей работе со старшими дошкольниками на логопункте я использую конструктор ТИКО «Грамматика». Трансформируемый игровой конструктор для обучения, который представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, шарнирно соединяющихся между собой. Идея создания конструктора принадлежит выдающемуся геометру, профессору МГУ Иджаду Хаковичу Сабитову. Автором технологии является – Логинова Ирина Викторовна. Выпуск конструктора начат с 2005 года, производителем ЗАО «Рантис». Конструктор получили высокую оценку специалистов МГУ. Благодаря игровому набору «Грамматика» дети за короткий срок освоили навыки слияния слогов, построения слов, быстро запомнили буквы.

БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ (ФФНР, ОНР)

ЧТЕНИЕ – это воссоздание «живого слова» на основе его графического, причём символического, изображения. Или декодирование мысли. Сознательно читать может лишь тот, кто понял ЗВУКОСЛОГОВОЕ СТРОЕНИЕ слова.

Формируется чтение на базе устной речи, являясь её зрительно – слуховой формой. Звук – не название буквы, а наоборот: буква – это символ звука, то есть она ВТОРИЧНА!

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ЧТЕНИЯ (БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД) И ИХ ОСОБЕННОСТИ У ДЕТЕЙ-ЛОГОПАТОВ

1 ЭТАП. Вначале читающему необходимо опознать букву, то есть соотнести графему с фонемой.

2 ЭТАП. Затем буквы необходимо объединить в слоги.

3 ЭТАП. Прочитанные слоги нужно синтезировать в слово.

4 ЭТАП. Поняв значение каждого прочитанного слова, необходимо уловить смысл всего предложения, а затем текста.

ПОДРОБНОСТИ ДЛЯ 1-ого ЭТАПА (БУКВА)

Графемы–символические изображение звука, представляющее собой различные комбинации прямых, наклонных и округлых линий.

Буквы необходимо запомнить и каждую отличать от сходных по написанию (в печатном варианте НП, РЬ, ЛА, ЧН). Соотнести звук и букву невозможно без чёткой однозначной связи между ними.

Если звуковой образ размыт и неоднозначен, а буква (Щ) смешивается с несколькими звуками (С, Ш, Ч), то слово ЩУКА ребёнок может прочитать: ШУТКА, СУМКА…

1-ый ЭТАП (БУКВА) Взаимосвязь конструктора ТИКО с дидактическим материалом 1. Закрепление зрительного образа буквы 2. Конструирование букв 3. Бланковое складывание 4. Разрезные буквы

5. Конструирование по точкам 6. Формирование двигательного стереотипа написания буквы

«Волшебный мешочек»

Цель: запоминать буквы, учиться придумывать слово на заданную букву. Оборудование: буквы из конструктора ТИКО, непрозрачный мешочек.

Ход: В мешочек сложите квадраты с известными ребенку буквами. Предлагайте вынимать буквы по одной, придумывать слово, начинающееся на эту букву. Если ребенок, вынимая букву, ошибается в названии, исправьте его, а букву опустите обратно в мешочек. Когда ребенок снова достанет эту букву, он уже назовет ее правильно. Можно положить в мешочек и новые для ребенка буквы, но их должно быть не более 1-3 за 1 игру. После нескольких игр с волшебным мешочком для поддержания интереса к игре положите в мешочек несколько мелких предметов. Это могут быть: скрепка, колпачок от фломастера, пуговица, пробка от пластиковой бутылки, счетная палочка, цифра из набора, геометрическая фигурка и т. п. Вариант: Предложите ребенку придумывать слова, которые заканчиваются на букву из мешочка. Не используйте для этого задания буквы Б, Д, В, Г, Ж, 3, т. к. в конце слова они слышатся по-другому (оглушаются). Можно придумывать слова, в которых есть выпавшая буква (независимо от ее места в слове).

ПОДРОБНОСТИ ДЛЯ 2-ого ЭТАПА (СЛОГ)

Соединить буквы в слог можно только при правильном их назывании (не ЭС, ЭЛЬ, О, ЭН, а С, Л, О, Н)

Даже правильно названные буквы в процессе чтения искажают слог (слово), так как произносятся с призвуком гласного: читал СТРАХ, получается СЫТЫРЫАХ.

Особенно трудно с самого начала синтезировать прямой слог (Жинкин), зрительно схватить 2-3 буквы и прочитать согласный в укладе последующего гласного (СА-СУ-СЫ). Для этого нужен предварительный навык устного звукового синтеза!

Слог является единицей чтения, так как он – единица произношения. Чтение должно быть послоговым с опорой на гласные (с протягиванием, пропеванием их: игра «В лесу»)

«Составляй – ка»

Цель: работать со слогами, развивать фонематический слух, автоматизировать звуки. Возраст: с 6 лет.

Ход: Логопед предлагает детям придумать и составить слоги с заданным звуком. Ребёнок составляет слоги, а затем их прочитывает. В данном упражнении рекомендуем предлагать автоматизируемые звуки (они индивидуальны у каждого ребёнка), например, РА – РО - РУ- РЫ …

 

ПОДРОБНОСТИ ДЛЯ 3-его ЭТАПА (СЛОВО)

Разделённое на слоги слово отличается от живого слова.

Мы не говорим ЧТО-БЫ, ЛЕСТ-НИ-ЦА, СТО-РОЖ + при чтении отсутствует ударение! Поэтому слово не сразу опознаётся нашими детьми.

В русском языке нет полного соответствия между звуками и буквами (ХЛЕБ, ЦИРК, ЛЕТО) Поэтому слова не сразу опознаются!

Даже правильно синтезированное из отдельных слогов слово, необходимо отыскать в своём словаре и осмыслить его (соотнести с предметом или явлением).

Не найдя названного слова в пассивном словаре, дети не контекстно их воспринимают. Читают вместо ПЛИНТУС - ЛЕНТЫ, ПЛАНКА - РАНКА.

«Раз ступенька, два ступенька»

Цель: Учить делить слова на слоги, выполнять звукобуквенный анализ слов. Развивать фонематический слух, умение соотносить звук с его графическим изображением(буквой).

Оборудование: Конструктор ТИКО «Азбука». Красные квадраты, обозначающие гласные звуки, синие – твердые согласные звуки, зеленые – мягкие согласные звуки. Предметные картинки.

Возраст: с 5 лет.

Ход: 1 вариант. Педагог предлагает детям картинку, которую они должны назвать. Затем это слово они делят на слоги, считают их и выкладывают первый слог или все слово.

2 вариант. Педагог выставляет картинку и предлагает детям составить слово из букв и выполнить звуковой анализ слова. 3 вариант. Дети самостоятельно выполняют звуковой анализ слова, по предлагаемой картинке педагогом. Затем обозначают каждый звук буквой.

«Найди все слова в цепочке»

Цель: развивать фонематический слух, навык звукобуквенного анализа, чтения, автоматизировать звуки.

Возраст: с 6 лет.

Ход: Перед детьми представлена длинная цепочка букв. Ребёнку нужно поделить эту цепочку на слова, выделяя каждое, например, СЫРОЗАЯЦИРКОТИР.

Слова: СЫР, ЗАЯЦ, ЦИРК, КОТ, ТИР.

«Перепутанное предложение»

Цель: развивать фонематический слух, навык чтения, автоматизировать звуки. Возраст: с 6 лет.

Ход: Логопед сообщает детям о том, что все слова в предложении перепутались. Детям необходимо расставить их на свои места.

Дым, идёт, трубы, из. Любит, медвежонок, мёд. Прочитать предложение.

ПОДРОБНОСТИ ДЛЯ 4-ого ЭТАПА (ФРАЗА)

Фраза объединяет изменённые по законам грамматики слова (из-за старых пней, говорил с двумя сыновьями), которые не сразу опознаются!

Особенность начинающих чтецов в том, что их внимание целиком сосредоточено на технике и понимание текста происходит не одновременно, а после чтения.

«Закончи предложение»

Цель: развивать фонематический слух, навык звука-буквенного анализа, чтения, автоматизировать звуки.

Возраст: с 6 лет.

Ход: Педагог начинает читать предложения, но не договаривает последнее слово. Детям необходимо дополнить предложение и составить (записать) недостающее слово, например, В ЛЕСУ РАСТУТ … Прочитать предложение.

ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО – СИНТЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ

Для детей с нарушениями речи существует единственный научный метод обучения чтению – звуковой аналитико-синтетический (ФГОС) Он базируется на прочных навыках звукового анализа и синтеза, которые не возможны без чёткого произношения, основанного на однозначном фонематическом восприятии.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X