Необходимость оказания помощи детям привела к раработке и внедрению системы коррекционно - развивающего обучения, которая основывается на результатах конечной диагностики. Тесного взаимодействия всех специалистов в ДОО - логопедов, дефектолога, психолога, воспитателя. Правильный выбор и использовании психолого - педагогических технологий позволяет ребенку догнать и не отставать в развитии от своих сверстников. В совоей работе специалисты используют интегрированные корекционно - развивающие занятия для детей дошкольного возраста.
«Использование коррекционно – развивающих технологий в обучении дошкольников».
В последнее время во многих образовательных учреждениях России осуществляется постепенное становление педагогической системы коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в освоении некоторых учебных программ, а также адаптации к окружающему миру. Становится понятной некоторая ограниченность традиционного обучения и воспитания, в связи с чем, актуальна задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий.
Значительные отклонения в развитии речи у дошкольников отражаются на формировании эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов. У таких детей заметен низкий уровень слуховой памяти,основных свойств внимания, трудности в воспроизведении и сохранении информации, значительное отставание в развитии мыслительных процессов.
Необходимость оказания помощи детям привела к разработке и внедрению системы коррекционно-развивающего обучения, которая основывается на результатах конечной диагностики, тесного взаимодействия всех специалистов ДОУ – логопеда, психолога, воспитателя. Каждый из специалистов осуществляет свой раздел работы и включает в свои занятия материал, рекомендованный другими специалистами для закрепления деятельности.
Правильный выбор в использовании психолого-педагогических технологий позволяет ребенку догнать и не отставать в развитии от своих сверстников. В своей работе специалисты используют интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей дошкольного возраста. Это способствует снижению тревожности, развитию коммуникативных навыков, формированию положительной самооценки, познавательных процессов, творческих способностей. Познавательная деятельность возможна лишь там, где созданы условия для ее развития. И в этом огромную роль играет интеграция воспитательного процесса. В интегрированное занятие входят блоки знаний двух или более различных предметов.
Среди множества коррекционно-развивающих технологий, используемых в работе воспитанниками, особое внимание заслуживает направление арт-терапия. Слово арт-терапия сейчас встречается часто и знакомо многим, но не все знают, что именно скрывается за этим красивым названием. Лечение искусством (art - искусство, therapy - лечение) берет на вооружение самые разнообразные виды творческой деятельности человека, с целью оказания помощи ему в решении психологических проблем. Арт-терапия соединяет в себе различные области знания — медицину, психологию, культурологию, педагогику, и др. Её основой выступает художественная практика, язык искусства красок, линий, форм и образов говорит нам о том, что зачастую очень сложно выразить при помощи слов. В ходе занятий арт-терапии обучаемые, воспитанники вовлекаются в изобразительную деятельность, имеющую огромную целительную силу. Мы представим некоторые технологии, наиболее часто встречающиеся в коррекционно-развивающей работе.
Пластилинография — это один из новых жанров в изобразительной деятельности, появившийся сравнительно недавно. Понятие “пластилинография” имеет два корня: “графия” — создавать, рисовать, а слово “пластилин” подразумевает материал, с помощью которого воплощается исполнение замысла. Жанр пластилинография представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением как традиционных, так и нетрадиционных техник и материалов. Использование этого метода художественной выразительности вносит разнообразие в творческий процесс.
Светоизотерапия - письмо и рисование кистями разных размеров, ладошками, пальцами рук, маркерами. Рисование осуществляется либо по образцу, либо по подложке самостоятельно. В процессе изобразительной деятельности идет воздействие света 12 цветов в зависимости от психоэмоционального и соматического состояния ребенка. Светоизотерапия является универсальным языком восприятия мира. Метод лечения цветом, который стал сегодня очень популярным. Светоизотерапия - это слияние двух терапевтических методов - изотерапия и светотерапия (фототерапия). Очень эффективны упражнения с использованием cветоизотерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР и с нарушением интеллекта. Процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребёнка и может рассматриваться как значимый психо- и физиопрофилактический фактор. Использование данной технологии позволяет помочь ребёнку самому справиться со своими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся нарушения поведения, помочь интеллектуальному развитию, укрепить соматическое здоровье. В системе различных направлений арт-терапии светоизотерапия рассматривается как совокупность психологических методов воздействия, осуществляемых в процессе изобразительной деятельности, используемой в целях коррекции лиц с различными эмоциональными и психическими расстройствами.
Шнуровальный планшет относится к спектру технологий арт-терапии. Педагоги и психологи единодушно сходятся во мнении, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются высшие свойства сознания: координация, внимание, мышление, наблюдательность, воображение, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики очень важно еще и потому, что в жизни ребенку понадобятся точные координированные движения, чтобы одеваться, чтобы писать, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Слабую руку ребенка можно и необходимо развивать. Регулярные занятия с игровым шнуровальным планшетом не только тренируют пальчики, но и развивают речь и умственные способности ребенка. Шнуровальный планшет - это сразу и интересная логическая игра, и тренажер для развития мелкой моторики, и плоскостной конструктор для моделирования и художественного творчества. Разноцветными шнурками ребенок учится изображать на поверхности планшета простые контурные картинки: архитектурные сооружения, животных, людей, технику и многое другое.
Большой эффект в усовершенствовании коррекционно-развивающего процесса принесли такие нетрадиционные технологии арт-терапии как:
1. Пескотерапия ( игра с песком на стекле: рисование, представление, письмо в «песчаных тетрадях», изображение на мокром песке).
2. Упражнения на планшете «Мобильная аппликация» (аппликация из фигур разных геометрических форм, стилизованных фигур, сочинение предметных, сюжетных картинок, орнаментов, проектов, «постановка» сказок).
3. Упражнения на геоконте Воскобовича (рисование цветными резиночками композиций, орнаментов из геометрических фигур, составление проектов, конструирование букв, цифр и. т. д.).
4. Игрушечный кукольный театр с использованием пальчиковых кукол.
5. Ниткопись (письмо и рисование шерстяными нитками на бархатной бумаге или фетре).
6. Ватопись (рисование ватой на фетре или бархатной бумаге).
7. Оригами (самобытное японское искусство складывания фигурок из бумаги с целью укрепляения у воспитанников способности работать руками под управлением сознания, совершенствования мелкой моторики рук, точных движений пальцев, упражнения глазомера, чёткого согласования рук и глаз).
Вне зависимости от приемов, методов и техник, которые используются на занятиях, главная цель – помочь ребенку в начинании осознавать себя и свое место в окружающем мире. Научившись выражать и передавать свои чувства, дети начинают лучше понимать других. Учатся преодолевать страх и робость пред тем, что получается не сразу.
Самым эффективным способом коррекционно-развивающего обучения детей является сказкотерапия. Данный метод способен доступными для понимания ребенка словами и в увлекательной форме описать окружающий мир, жизнь людей, их судьбы и поступки, а также дает возможность ощутить чувства радости и грусти героев.
Увлекательное и захватывающее содержание сказки вводит детей в сложный мир взаимоотношений между людьми, раскрывает пред ними нравственный смысл их мотивов и поступков. Дети начинают задумываться о последствиях различных действий, сравнивать свои оценки и предпочтения с мнениями окружающих их людей, учиться осознавать собственные побуждения.
Методика работы со сказкой включает в себя такие особенности, как нравственный урок, воспитание добрых чувств, развитие мышления и воображения, речевую зарядку, связь с ручным трудом и экологией.
Психолого-педагогическая коррекция на основе работы со сказками дает детям возможность на эмоциональном и вербальном уровнях осознать, что такое «хорошо», а что такое «плохо», примерить на себя роли слабого и сильного, равнодушного и заботливого, иными глазами взглянуть на окружающий мир.
Эффективность использования той или иной психолого-педагогической технологии коррекционно-развивающего обучения непосредственно зависит от того, насколько тщательно продумана организация этого процесса, какие поставлены задачи и цели, какой подход избран.
Таким образом, изучив опыт педагогов и психологов, работающих с детьми, имеющих задержку психического развития, а также собственный опыт работы, мы пришли к следующему выводу. Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов для повышения резервных возможностей человека, в настоящее время является актуальной задачей. С ростом знаний в области педагогики и психологии, распространения педагогической мысли создаются новые концепции воспитания, разрабатываются стандарты образования, изучаются теоретические основы и технологии воспитания детей, создаются новые отрасли знаний и методики. Проблема заключается в своевременной активной «пропаганде» нововведений среди педагогов, психологов и умелого сочетания комплекса психолого-педагогических дисциплин с новыми нетрадиционными подходами. В работе необходимо учитывать особенности и проблемы ребёнка. Например, для одних детей ежедневной должна быть работа по формированию слухового внимания, с другим больше нужно работать над обогащением словарного запаса, развитием вербального мышления, для третьих наиболее важным может быть формирование пространственных представлений. Тогда основной аспект в коррекционной работе нужно сделать над развитием этих качеств. По возможности сделать занятия разнообразными по содержанию, включать заданий разной направленности.
Совершенствование образовательных технологий является одним из направлений специального образования. Объективно необходимым становится согласование нового содержания с используемыми технологиями. Требования практики диктуют необходимость усиления творческого и рефлексивного (отражающего, анализирующего) потенциала участников образовательного процесса, индивидуализации коррекционно-развивающей помощи.
Список литературы:
Буфетов Д. В. Роль установки в развитии межличностной компетентности детей с нарушенным психическим развитием/ Практическая психология и логопедия. – 2004. – №1. – С. 63-68.
1. Виноградова О. А. Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития/Практическая психология и логопедия. – 2006. – №2. – С. 53-54.
2. Давыдова Г. Н. «Пластилинография» — 1,2. — М. : Издательство «Скрипторий 2003г», 2006. 4. Серов Н. В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. — СПб, ФПБ — ТОО «БИОНТ», 1997. — 64 с 5.
3. Зайцев Д. В. Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2006. – №1. – С. 62 – 65.
4. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В. В. Лебединский. – М., 2003.
5. Никишина В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. – Москва: ВЛАДОС, 2004. – 126с.
6. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Кузнецовой Л. В. – Москва: Академия, 2003. – 480с.
7. Развиваем руки — чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. Пособие для родителей. /Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топрокова И. Г., Щербинина С. В. - Ярославль: “Академия развития”, 1997. 192 с. 6.
8. Рудова А. С. Коррекция аутизма и заболеваний аутистического спектра методом песко-арома-музтерапии. - [Электронный ресурс] : Режим доступа:https:// www.centr_ razvitia. ucoz. ru/ index 7.
9. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации».
10. Пахомова О. Н. Добрые сказки. Москва 2006г.
11. Короткова Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и младших школьников. Москва 2005г.
+❤ В Мои закладки