Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 05.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Общение с неговорящим ребенком с нарушением зрения.. . Работа №310044

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Подражание — одно из основных средств воспитания и обучения любого ребенка. Подражательная деятельность ребенка с нарушением зрения будет более эффективной, если задействовать в игре с ним другие сохранные анализаторы (слух, обоняние, тактильные ощущения. Очень важно для того, чтобы обучить ребенка выполнять какое-либо действие, выполнять его самим на глазах у ребенка. Очень важно для того, чтобы обучить ребенка выполнять какое-либо действие, выполнять его самим на глазах у ребенка. целесообразно, чтобы ребенок принимал участие в домашних делах, в поддержании порядка. Следует поощрять любое проявление речевой активности, при этом демонстрировать верный образец речи.

 

 

Работа:

 

Общение с неговорящим ребенком с нарушением зрения.

 

Подражание — одно из основных средств воспитания и обучения любого ребенка. Подражательная деятельность ребенка с нарушением зрения будет более эффективной, если задействовать в игре с ним другие сохранные анализаторы (слух, обоняние, тактильные ощущения. Очень важно для того, чтобы обучить ребенка выполнять какое-либо действие, выполнять его самим на глазах у ребенка.

«Участие в домашних делах, поддержание порядка»

Важно не ограничивать ребенка от домашних дел, считая, что он не говорит и/или не понимает, а, следовательно, выполнить ничего не может. Для формирования обобщающей функции мышления, закрепления обобщающих понятий необходимо игрушки ребенка разложить в красивые цветные коробки: в отдельную коробку — животных, в отдельную — посуду и т.п. Нужно приучать ребенка убирать игрушки в соответствующие коробки, поначалу помогать ему в этом, процесс сортировки сопровождать речевым комментарием: «В эту коробку сложим животных, а в эту машинки». Сто́ит поощрить ребенка, если он смог разобрать игрушки самостоятельно. После того, как ребенок поиграл с конструкторами, не надо собирать всё в одну коробку. Для закрепления прилагательных можно разложить наборы конструкторов по коробкам (в одну коробку — самые высокие бруски; в другую — самые маленькие кубики, в третью — самые толстые цилиндры и т.д.).

Следует показать ребенку две коробки: большую и маленькую. Для этого можно договориться с ребенком, где будут храниться эти коробочки, объяснить, что будем собирать в них «клад». «Кладом» станут все вещи, найденные вами или ребенком, лежащие не на своих местах. Большие вещи будут складываться в большую коробку, маленькие — в маленькую. Этот игровой прием поможет не только приучить ребенка к поддержанию порядка в доме, но и позволит практически усвоить понятия «больше» — «меньше», повлияет на развитие регулирующей и планирующей функций речи.

Замечательно, если ребенок участвует в совместной бытовой деятельности вместе со взрослыми: вместе с ними покупает продукты, убирает дом, готовит пищу, шьет и т.д. Все совместные действия необходимо сопровождать четким, продуманным комментарием. Можно попробовать привлечь ребенка к работе по дому: закладывая белье в стиральную машину, сопровождать свои действия комментарием — пусть малыш подаст вам необходимые вещи; по возможности постараться готовить пищу совместно — позволить ребенку бросить овощи в суп, расставить посуду и т.п. Такие совместные действия способствуют не только развитию навыков самообслуживания, но и развивают понимание речи, обогащают словарь ребенка прилагательными, наречиями и др.

Совместное приготовление пищи поможет закрепить в словаре ребенка многие глаголы, в том числе с близким значением: жарить—варить—печь; кипятить, чистить, солить и т.д. Если ребенок с нарушением зрения, обязательно следует обращать внимание ребенка на запахи при приготовлении пищи, ведь обоняние выполняет важную компенсаторную функцию в развитии малыша. А в следующий раз можно предложить угадать ребенка по запаху — что готовится на кухне.

Если в семье есть младший ребенок, то целесообразно привлекать неговорящего ребенка к пению ему колыбельных песен с повторяющимися элементами: аа-а, баю-баю, люли-люли и т.д.

Безречевые дети часто не могут контролировать, планировать свою деятельность, у них не развита регулирующая функция речи. Родителям целесообразно на невербальном материале учить ребенка планированию. Перед походом в магазин можно составить наглядный (например, с помощью вырезок из каталогов и газет) список покупок, нужно поручить ребенку, руководствуясь этим списком находить товары: подобная деятельность также способствует развитию социализации ребенка. Хорошо привлекать ребенка к разбору сумок после похода в магазин, пусть ребенок поможет в классификации предметов на группы: «еда» и «напитки». А также нужно предложить ребенку сложить купленные яблоки в вазу по очереди, при этом приговаривайте эмоционально: «я, ты, я, ты.. и т.д.». Повторяя эту игру несколько дней, надо добивайться того, чтобы ребенок начал повторять за вами эти простые слова.

«Игры-поручения».

Совершенствованию понимания речи, обучению понимания многоступенчатых инструкций способствуют игры-поручения. Поручение ребенку выполнение «важных дел» способствует развитию положительного отношения к себе, выработке самооценки. Нужно поручать ребенку те действия, которые значимы и которые он может выполнить, при этом следует давать ребенку четкие инструкции, сопровождая их видимой яркой артикуляцией. Когда ребенок выполнит поручение, надо объяснить ему, чем именно хорошего в том, что он сделал.

«Как общаться с неговорящим ребенком».

В общении с ребенком целесообразно использовать насыщенную эмоционально-волевыми интонациями побудительную форму речи: побудительные предложения стимулируют собеседника к активному действию. Побудительные предложения могут обозначать распоряжение, требование, приглашение, просьбу, объяснение, согласие, одобрение, запрещение, вопрос и т.п. Такая форма общения стимулирует развитие понимания речи, позволяет контролировать понимание им услышанной речи. Речевой комментарий взрослого должен быть максимально эмоционально насыщенным, быть интонированным: взрослый должен активно и правильно использовать интонацию, логические ударения. Речевым комментарием взрослый может сопровождать как собственные действия, за которым наблюдает ребенок, так и действия ребенка. Речевой комментарий не должен быть избыточным, содержать сложные для восприятия ребенка словафразы. Говорить с ребенком необходимо, привлекая внимание к своей четкой, зачастую утрированной артикуляции. В литературе имеются противоречивые мнения, касающиеся того, какой тон голоса воспринимается ребёнок лучше: высокий или низкий. Следует поэкспериментировать с высотой голоса, обратить внимание, в каком случае ребенок лучше воспринимает инструкции.

Во время совместных поездок на машине, прогулок, походов в поликлинику краткими, четкими, но подчеркивающими различные интересные детали окружающей обстановки, предложениями рассказывайте ребенку о том, что вас окружает. Зачастую родители стесняются разговаривать с ребенком на улице о каких-либо «итак понятных» социальных явлениях и т.п., что, безусловно, ошибочно, и приводит к ограничению социального и речевого опыта ребенка.

Ребенок постепенно должен вовлечься в диалог, стимулированный взрослым с удлинением пауз после вопросов, поощрением любой речевой реакции ребенка. Целесообразно использовать альтернативные вопросы, подсказывая тем самым ребенку ответ.

На начальных этапах всякая речевая реакция ребенка подхватывается, поощряется, допущенные ошибки не исправляются.

Не следует удовлетворять все потребности ребенка, не дожидаясь какого-либо проявления просьбы, если предвосхищать все желания ребенка, не давая ему хотя бы криком, одним звуком выразить их, у него так и не появится стимул заговорить. Если ребенок выразил свои желания с помощью жестов или мимики, нужно обязательно вербализировать его сообщения.

Необходимо обращать внимание ребенка на словесное обозначение характера различных звуков: шуршание, скрип, бульканье, звон, шелест, стук, звон, крик и т.п., поскольку у детей с нарушением зрения слуховое восприятие также играет огромную роль. Необходимо предлагать прислушиваться к звукам комнаты, звукам за окном, на улице; сопровождать этот процесс комментарием. Важно стимулировать ребенка к произнесению простых слов, обозначающих услышанное им: шум, шаги, стук и т.д.; звукоподражательно обозначайте их.

Чтобы сделать речь более понятной и интересной для ребенка, надо выделять ключевые слова интонацией или жестами, например выразительно мотайте головой.

Во время лепки из пластичных материалов (теста, глины, пластилина) нужно обращать внимание ребенка на действия и их обозначения: мнем, отщипываем, катаем, надавливаем, размазываем, скатываем, раскатываем и т.д. Целесообразно спросить ребенка, что вы делаете, пока он не может ответить, нужно ответить за него. Например, «Что мы делаем?» выдерживаете небольшую паузу — «Правильно, мы мнем».

Нужно стимулировать ребенка к произнесению простых слов «да», «нет». Для этого регулярно в течение дня надо задавать ребенку короткие вопросы, предоставляя вариант короткого ответа: «Ты попил воды? Да? Да!», «Ты убрал игрушки? Нет? Нет!». При этом оставлять паузу между вопросом и ответом, чтобы у ребенка было время для ответного слона, но не задавать этих вопросов требовательным тоном, не заострять на них внимание, а задавать их «невзначай»

Не нужно требовать от ребенка повторения сложных слов и заставлять несколько раз повторять ставшее доступным для ребенка слово. Подобные действия способствуют усилению речевого негативизма ребенка. Не следует на начальных этапах работы добиваться четкого произнесения какого-либо звука, слова. Следует поощрять любое проявление речевой активности, при этом демонстрировать верный образец речи.

Для развития слухового восприятия ребенка полезно, если иногда разговаривать с ребенком шепотом, играя, например, в разведчиков. Полезно чередовать «игру в поручения», давая инструкции то громкой, то шепотной речью.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×