«ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО, РАБОТАЮЩЕГО С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ (методическая разработка)»
В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. Кроме того, с каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть, детей, у которых при появлении даже незначительных неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость. Зрение играет большую роль в онтогенетическом развитии человека. С помощью зрительного анализатора осуществляется 90% восприятия внешнего мира. Роль зрения в отражении человеком окружающего мира исключительно велика.
Дети с нарушениями зрения представляют большую и очень разнообразную группу как по характеристике состояния их зрения, так и по происхождению заболеваний и условиям социального развития.
Причины нарушений зрения могут быть как врождёнными, так и приобретёнными.
Врожденные: вызванные различными вирусными и инфекционными заболеваниями (грипп, токсоплазмоз и др.), нарушениями обмена веществ матери во время беременности; наследственная передача некоторых дефектов зрения (уменьшение размеров глаз, катаракта и др.); иногда обусловленные врожденными доброкачественными мозговыми опухолями (такие нарушения проявляются не сразу).
Приобретенные: внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния, травмы головы во время родов и в раннем возрасте ребенка; в связи с повышением внутриглазного давления; на фоне общего соматического ослабления здоровья ребенка; недоношенные детей с ретинопатией (снижение чувствительности сетчатки), при которой часто наступает тотальная слепота.
Типы детей с нарушением зрения делятся на слепых (острота зрения на лучшем видящем глазу от 0,01 до 0,04), слабовидящих (острота зрения на лучшем 4 видящем глазу при коррекции от 0,05 до 0,2), дети с косоглазием и амблиопией (с остротой зрения менее 0,3).
Так как при врожденной или ранней слепоте ребенок не получает никакого запаса зрительных представлений, у некоторых из них задерживается освоение пространства и предметной деятельности. Их представления и знания о предметах реального мира скудны и схематичны. Речь часто формируется с задержкой. Мышление этих детей вязкое, обстоятельное, они склонны к детализации. Слепота тормозит двигательную активность ребенка. Малоподвижность, вялость, медлительность и возникающие на этом фоне двигательные стереотипии являются характерными особенностями психомоторики этих детей. Формирование навыков самообслуживания замедленно, и они часто не полностью сформированы даже к периоду школьного обучения.
Дети дошкольного возраста с нарушением зрения отстают от нормальных детей в темпах физического развития. Нарушение зрительного анализатора обусловливает вторичные отклонения: нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, слабость дыхательной мускулатуры, нарушение пространственных образов, самоконтроля и саморегуляции, координации движений, болезни органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, неврозы, быстрая утомляемость.
В дошкольный период, когда у обычного ребенка развивается процесс расширения знаний и представлений об обществе, у ребенка с нарушением зрения наблюдается задержка (медленность) этих процессов. Для такого ребенка требуется больше времени для адаптации к новым условиям, более детальное знакомство с объектом, тем самым компенсируя недостаток визуального восприятия информации.
Восприятие предметов и явлений материального мира, их многообразных свойств и отношений занимает одно из центральных мест в психической деятельности человека. Восприятие составляет основу ориентировки человека в окружающей действительности, позволяет ему организовать деятельность, поведения в соответствии с объективными свойствами и отношениями вещей. В процессе по- 5 ведения человек воспринимает также свои собственные действия и их результаты, чем обеспечиваются обратные связи, регулирующие протекание этого процесса.
Работая со слабовидящими детьми и сталкиваясь с проблемами в их обучении, педагогу приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала.
Актуальность заключается в том, что в настоящее время проблема увеличения численности детей, имеющих нарушения в развитии, в том числе, детей с нарушением зрительного восприятия, вызывает всё большее беспокойство. Глаза – орган зрения человека, с помощью которого мы можем созерцать окружающий мир. Болезни глаз не только медицинская, но и социальная проблема, потому что 90% информации ребёнок получает через органы зрения.
Сейчас почти во всех крупных городах нашей страны есть специализированные детские сады. Именно в такие учреждения направляют детей с нарушенным зрением врачи-офтальмологи. Общий девиз специализированных детсадов — «Лечимся играя». Занятия в них проводятся по специальной методике, позволяющей развивать зрительное восприятие детей, при этом специальные игры и упражнения стимулируют и активизируют зрение. К тому же все дидактические игры и задания подбираются индивидуально, в зависимости от зрения ребенка.
Перечень дошкольных образовательных организаций, реализующих АООП для детей с нарушениями восприятия зрения
1) ГБДОУ – детский сад № 116 компенсирующего вида Адмиралтейского района Санкт–Петербурга. Место нахождения Образовательного учреждения: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский проспект, д. 49, литера А, тел.: (812) 713-07-14, gbdou116.ucoz.net . Основная цель деятельности Образовательного учреждения: Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием.
2) ГБДОУ - детский сад № 24 комбинированного вида Василеостровского района Санкт-Петербурга. Место нахождения Образовательного учреждения: 199397, Санкт-Петербург, улица Кораблестроителей, д. 29, к. 3, лит. А, http://ds24.voadm.gov.spb.ru/. Основная цель деятельности Образовательного учреждения: Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ с нарушением зрения.
3) ГБДОУ - детский сад № 83 компенсирующего вида Петроградского района Санкт-Петербурга. Место нахождения Образовательного учреждения: 197110, Санкт-Петербург, ул. Большая Разночинная, д. 25-А, ds83kom.petersburgedu.ru. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ с нарушением зрения.
4) ГБДОУ - детский сад № 36 компенсирующего вида Приморского района Санкт-Петербурга. Место нахождения Образовательного учреждения: 197341, Санкт-Петербург, проспект Испытателей, дом 11, корпус 2, литер А, тел.: 393-85-49, primdou36.spb.ru. Адаптированная основная образовательная 7 программа дошкольного образования слабовидящих детей. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слепых детей
5) ГБДОУ – детский сад № 80 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга. Место нахождения Образовательного учреждения: 195257, Санкт-Петербург, ул. Вавиловых, дом 11, корпус 2, aist80.spb.ru.
6) ГБДОУ - детский сад №95 компенсирующего вида для детей с нарушением зрения Калининского района Санкт-Петербурга. Место нахождения Образовательного учреждения: 195009, Санкт-Петербург, Арсенальная набережная, дом 13/1, dou95spb.ru.
7) ГБДОУ - детский сад № 26 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга. Место нахождения Образовательного учреждения: 198205, Санкт-Петербург, ул. Авангардная, дом 25, литер А, тел.: 735-90-07, dc26krs.caduk.ru. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с нарушением зрения.
8) ГБДОУ - детский сад № 17 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга. Место нахождения Образовательного учреждения: Санкт-Петербург, Пр. Наставников, дом 41, к. 4. Группы для слабовидящих детей (косоглазие, амблиопия).
9) ГБДОУ - детский сад № 6 компенсирующего вида Московского района города Санкт-Петербурга. Место нахождения Образовательного учреждения: 196191, город Санкт-Петербург, Новоизмайловский проспект дом 28, корпус 3, http://ds6mr.spb.ru/. Основная цель деятельности Образовательного учреждения: формирование здоровой личности ребенка, путем развития его творческого и интеллектуального потенциала, с учетом физиче- 8 ских и психологических особенностей, а также индивидуальных способностей ребенка.
10) ГБДОУ - детский сад №123 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга. Место нахождения Образовательного учреждения: 193315, Санкт-Петербург, улица Тельмана, дом 45, корпус 2, лит.А, http://123.dou.spb.ru/.
11) ГБДОУ - детский сад № 25 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга. Место нахождения Образовательного учреждения: 192012, Санкт-Петербург, улица Бабушкина, дом 133, корпус 2, литер А, http://25.dou.spb.ru/. Образовательная программа дошкольного образования, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (детей с амблиопией и косоглазием).
12) ГБДОУ – детский сад № 2 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга. Место нахождения Образовательного учреждения: Санкт-Петербург, поселок Стрельна, Санкт-Петербургское шоссе, дом 47б, литер А. Основная цель деятельности Образовательного учреждения: осуществление образовательной деятельности по образовательной программе дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (слепых, слабовидящих, с амблиопией, косоглазием, со сложными дефектами, с иными ограниченными возможностями здоровья).
13) ГБДОУ – детский сад № 21 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга. Место нахождения Образовательного учреждения: 198412, Санкт – Петербург, г. Ломоносов, ул. Победы, дом 34, кор.2, лит А. Образовательная программа дошкольного образования адаптированная для детей с ОВЗ (нарушение зрения).
Зрение – самый мощный источник знаний об окружающем мире, о явлениях происходящих вокруг.
Дети с нарушением зрительной функции испытывают некоторый дискомфорт, неуверенность, раздражительность, нарушение осанки, затруднение ориентировки в пространстве, что приводит к гиподинамии и закомплексованности, снижению двигательной и познавательной активности. Поэтому глаза ребёнка заслуживают особого внимания и бережного отношения.
Очень важной задачей, стоящей перед специалистами, является научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, так, чтобы ребенок с нарушением зрения не считал себя лишним, а стал полноценным членом детского коллектива. Очень важно правильно организовывать совместную игру детей. Необходимо учить детей относиться к ребенку с нарушениями зрения как равному, только нуждающемуся в помощи. При работе с детьми с ОВЗ необходимо уделить особое внимание разнообразной предметной среде в группе. Ребенку необходимо предоставить возможность исследовать и взаимодействовать с различными материалами с целью получения разнообразных сенсорных ощущений и выработки представлений об окружающем мире. Необходимо обеспечить ребенку безопасное пространство, чтобы он мог научиться передвигаться самостоятельно. Игрушки, созданные из разнообразных материалов, музыкальные игрушки, сенсорный уголок, аудиокниги и многое другое является неотъемлемой частью организации образовательного процесса для детей с нарушением зрения.
Особое значение для успешного инклюзивного обучения детей с нарушением зрения имеет взаимодействие с семьей ребенка. В портфолио представлена информация, которая может быть полезной при работе с родителями. Сопровождение семьи, имеющей ребенка с нарушением зрения, становится одним из важнейших направлений комплексной психолого-педагогической и медикосоциальной помощи. В рамках сопровождения организуются индивидуальные консультации для родителей по вопросам, связанным с индивидуальными особен- 21 ностями ребенка и условиями его оптимального развития, а также совместные детско-родительские занятия, мастер-классы, способствующие освоению родителями методов и приемов воспитания.
Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно - это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО!
2
Оглавление
Введение ............................................................................................................... 3
Перечень дошкольных образовательных организаций, реализующих АООП для де-
тей с нарушениями восприятия зрения ............................................................. 6
Образовательный проект «Глазки нашей семьи » для детей 5-6 лет с нарушением
зрения …………………….………………………………………………..…… 9
Тематическая консультация для родителей ребенка с ОВЗ с целью успешной социа-
лизации ребенка в условиях ДОО на тему «Адаптация ребенка с нарушением зре-
ния к условиям дошкольного ДОО»…. ............................................................. 12
Картотека игр, дидактических заданий, упражнений, используемых в образователь-
ном процессе ....................................................................................................... 16
Заключение ........................................................................................................... 20
Литература ............................................................................................................ 22
Приложения ......................................................................................................... 23
3
Введение
В настоящее время не только для нашей страны, но и для стран всего мира
характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нару-
шения развития. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных
мест. Кроме того, с каждым годом растет количество детей, входящих в группу
риска по зрению, то есть, детей, у которых при появлении даже незначительных
неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная муд-
рость. Зрение играет большую роль в онтогенетическом развитии человека. С по-
мощью зрительного анализатора осуществляется 90% восприятия внешнего мира.
Роль зрения в отражении человеком окружающего мира исключительно велика.
Дети с нарушениями зрения представляют большую и очень разнообраз-
ную группу как по характеристике состояния их зрения, так и по происхождению
заболеваний и условиям социального развития.
Причины нарушений зрения могут быть как врождёнными, так и приобре-
тёнными.
Врожденные: вызванные различными вирусными и инфекционными забо-
леваниями (грипп, токсоплазмоз и др.), нарушениями обмена веществ матери во
время беременности; наследственная передача некоторых дефектов зрения
(уменьшение размеров глаз, катаракта и др.); иногда обусловленные врожденными
доброкачественными мозговыми опухолями (такие нарушения проявляются не
сразу).
Приобретенные: внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния, травмы
головы во время родов и в раннем возрасте ребенка; в связи с повышением внут-
риглазного давления; на фоне общего соматического ослабления здоровья ребен-
ка; недоношенные детей с ретинопатией (снижение чувствительности сетчатки),
при которой часто наступает тотальная слепота.
Типы детей с нарушением зрения делятся на слепых (острота зрения на
лучшем видящем глазу от 0,01 до 0,04), слабовидящих (острота зрения на лучшем
4
видящем глазу при коррекции от 0,05 до 0,2), дети с косоглазием и амблиопией (с
остротой зрения менее 0,3).
Так как при врожденной или ранней слепоте ребенок не получает никакого
запаса зрительных представлений, у некоторых из них задерживается освоение
пространства и предметной деятельности. Их представления и знания о предметах
реального мира скудны и схематичны. Речь часто формируется с задержкой.
Мышление этих детей вязкое, обстоятельное, они склонны к детализации. Слепота
тормозит двигательную активность ребенка. Малоподвижность, вялость, медли-
тельность и возникающие на этом фоне двигательные стереотипии являются ха-
рактерными особенностями психомоторики этих детей. Формирование навыков
самообслуживания замедленно, и они часто не полностью сформированы даже к
периоду школьного обучения.
Дети дошкольного возраста с нарушением зрения отстают от нормальных
детей в темпах физического развития. Нарушение зрительного анализатора обу-
словливает вторичные отклонения: нарушение осанки, искривление позвоночника,
плоскостопие, слабость дыхательной мускулатуры, нарушение пространственных
образов, самоконтроля и саморегуляции, координации движений, болезни органов
дыхания, сердечно-сосудистой системы, неврозы, быстрая утомляемость.
В дошкольный период, когда у обычного ребенка развивается процесс рас-
ширения знаний и представлений об обществе, у ребенка с нарушением зрения
наблюдается задержка (медленность) этих процессов. Для такого ребенка требует-
ся больше времени для адаптации к новым условиям, более детальное знакомство
с объектом, тем самым компенсируя недостаток визуального восприятия инфор-
мации.
Восприятие предметов и явлений материального мира, их многообразных
свойств и отношений занимает одно из центральных мест в психической деятель-
ности человека. Восприятие составляет основу ориентировки человека в окружа-
ющей действительности, позволяет ему организовать деятельность, поведения в
соответствии с объективными свойствами и отношениями вещей. В процессе по-
5
ведения человек воспринимает также свои собственные действия и их результаты,
чем обеспечиваются обратные связи, регулирующие протекание этого процесса.
Работая со слабовидящими детьми и сталкиваясь с проблемами в их обуче-
нии, педагогу приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систе-
матизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала.
Актуальность заключается в том, что в настоящее время проблема увели-
чения численности детей, имеющих нарушения в развитии, в том числе, детей с
нарушением зрительного восприятия, вызывает всё большее беспокойство. Глаза –
орган зрения человека, с помощью которого мы можем созерцать окружающий
мир. Болезни глаз не только медицинская, но и социальная проблема, потому что
90% информации ребёнок получает через органы зрения.
Сейчас почти во всех крупных городах нашей страны есть специализиро-
ванные детские сады. Именно в такие учреждения направляют детей с нарушен-
ным зрением врачи-офтальмологи. Общий девиз специализированных детсадов —
«Лечимся играя». Занятия в них проводятся по специальной методике, позволяю-
щей развивать зрительное восприятие детей, при этом специальные игры и упраж-
нения стимулируют и активизируют зрение. К тому же все дидактические игры и
задания подбираются индивидуально, в зависимости от зрения ребенка.
6
1. Перечень дошкольных образовательных организаций, реализующих АООП
для детей с нарушениями восприятия зрения
1)
ГБДОУ – детский сад № 116
компенсирующего вида Адмирал-
тейского района Санкт–Петербурга.
Место нахождения
Обра-
зовательного учреждения:
190103, Санкт-Петербург, Лермон-
товский проспект, д. 49, литера А, тел.: (812) 713-07-14,
gbdou116.ucoz.net
.
Основная цель деятельности Образователь-
ного учреждения: Адаптированная основная образовательная
программа дошкольного образования детей с амблиопией и ко-
соглазием.
2)
ГБДОУ - детский сад № 24 комбинированного вида Василеост-
ровского района Санкт-Петербурга.
Место нахождения
Обра-
зовательного учреждения:
199397, Санкт-Петербург, улица
Кораблестроителей,
д.
29,
к.
3,
лит.
А,
http://ds24.voadm.gov.spb.ru/
.
Основная цель деятельности Обра-
зовательного учреждения: Адаптированная образовательная
программа дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ с
нарушением зрения.
3)
ГБДОУ - детский сад № 83 компенсирующего вида Петроград-
ского района Санкт-Петербурга.
Место нахождения
Образова-
тельного учреждения:
197110, Санкт-Петербург, ул. Большая
Разночинная, д. 25-А,
ds83kom.petersburgedu.ru
.
Адаптирован-
ная образовательная программа дошкольного образования для
обучающихся с ОВЗ с нарушением зрения.
4)
ГБДОУ -
детский сад № 36 компенсирующего вида Приморско-
го района Санкт-Петербурга. Место нахождения
Образова-
тельного учреждения: 197341, Санкт-Петербург, проспект
Испытателей, дом 11, корпус 2, литер А, тел.: 393-85-49,
primdou36.spb.ru
.
Адаптированная основная образовательная
7
программа дошкольного образования слабовидящих детей.
Адаптированная основная образовательная программа до-
школьного образования слепых детей
5)
ГБДОУ – детский сад № 80 компенсирующего вида Калинин-
ского района Санкт-Петербурга.
Место нахождения
Образова-
тельного учреждения:
195257, Санкт-Петербург, ул. Вавило-
вых, дом 11, корпус 2,
aist80.spb.ru
.
6)
ГБДОУ - детский сад №95 компенсирующего вида для детей с
нарушением зрения Калининского района Санкт-Петербурга.
Место нахождения
Образовательного учреждения:
195009,
Санкт-Петербург, Арсенальная набережная, дом 13/1,
dou95spb.ru
.
7)
ГБДОУ - детский сад № 26 компенсирующего вида Красносель-
ского района Санкт-Петербурга.
Место нахождения Образова-
тельного учреждения: 198205, Санкт-Петербург, ул. Авангард-
ная, дом 25, литер А, тел.: 735-90-07,
dc26krs.caduk.ru
.
Адапти-
рованная основная образовательная программа дошкольного
образования для детей с нарушением зрения.
8)
ГБДОУ - детский сад № 17 комбинированного вида Красно-
гвардейского района Санкт-Петербурга.
Место нахождения
Образовательного
учреждения:
Санкт-Петербург,
Пр.
Наставников, дом 41, к. 4.
Группы для слабовидящих детей
(косоглазие, амблиопия).
9)
ГБДОУ - детский сад № 6 компенсирующего вида Московского
района города Санкт-Петербурга. Место нахождения Образова-
тельного учреждения: 196191, город Санкт-Петербург, Новоиз-
майловский проспект дом 28, корпус 3,
http://ds6mr.spb.ru/
. Ос-
новная цель деятельности Образовательного учреждения: фор-
мирование здоровой личности ребенка, путем развития его
творческого и интеллектуального потенциала, с учетом физиче-
8
ских и психологических особенностей, а также индивидуальных
способностей ребенка.
10)
ГБДОУ - детский сад №123 комбинированного вида Невского
района Санкт-Петербурга.
Место нахождения
Образовательно-
го учреждения:
193315, Санкт-Петербург, улица Тельмана, дом
45, корпус 2, лит.А,
http://123.dou.spb.ru/
.
11)
ГБДОУ - детский сад № 25 комбинированного вида Невского
района Санкт-Петербурга.
Место нахождения
Образовательно-
го учреждения:
192012, Санкт-Петербург, улица Бабушкина,
дом 133, корпус 2, литер А,
http://25.dou.spb.ru/
.
Образователь-
ная программа дошкольного образования, адаптированная для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (детей
с амблиопией и косоглазием).
12)
ГБДОУ – детский сад №
2 комбинированного вида Петродвор-
цового района Санкт-Петербурга.
Место нахождения
Образо-
вательного учреждения:
Санкт-Петербург, поселок Стрельна,
Санкт-Петербургское шоссе, дом 47б, литер А.
Основная цель
деятельности Образовательного учреждения:
осуществление
образовательной деятельности по образовательной программе
дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (слепых, слабовидя-
щих, с амблиопией, косоглазием, со сложными дефектами, с
иными ограниченными возможностями здоровья).
13)
ГБДОУ – детский сад № 21 комбинированного вида Петро-
дворцового района Санкт-Петербурга. Место нахождения Обра-
зовательного учреждения:
198412, Санкт – Петербург, г. Ломо-
носов, ул. Победы, дом 34, кор.2, лит А. Образовательная про-
грамма дошкольного образования адаптированная для детей с
ОВЗ (нарушение зрения).
9
2. Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста
с нарушениями зрительного восприятия «Глазки нашей семьи»
Структурный компонент
Краткое содержание
Титульный лист (название про-
екта)
«Глазки нашей семьи »
для детей старшей группы (5-6 лет) с нарушением зрения
Длительность проекта
1 месяц
Предварительная работа
- Выяснение уровня знаний детей об органах зрения, исполь-
зуя методику «трёх
вопросов»: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? С помо-
щью чего узнаем?
- Анкетирование родителей
- Поиск форм реализации проекта (совместно со специали-
стами и родителями)
- Постановка целей и задачей проекта
- Составление паспорта проекта, разработка содержания
- Подбор методической, справочной, художественной лите-
ратуры, иллюстративного материала об органах зрения
- Подготовка консультаций для родителей по теме проекта
- Подбор видеоматериалов и составление презентаций по
теме проекта
Актуальность проекта, тип
проекта, цель, задачи, участни-
ки
Актуальность проекта: В настоящее время проблема увели-
чения численности детей, имеющих нарушения в развитии, в
том числе, детей с нарушением зрительного восприятия, вы-
зывает всё большее беспокойство. Глаза – орган зрения че-
ловека, с помощью которого мы можем созерцать окружаю-
щий мир. Болезни глаз не только медицинская, но и соци-
альная проблема, потому что 90% информации ребёнок по-
лучает через органы зрения.
Цель проекта: укрепление и сохранение зрения детей сред-
него дошкольного возраста.
Задачи проекта:
1. Создать развивающую среду, обеспечивающую охрану
зрения, предупреждение травматизма глаз.
2. Познакомить детей с правилами сохранения хорошего
зрения.
3. Формировать навыки гигиены зрения у детей и воспиты-
вать у детей бережное отношение к себе, своему здоровью и
своим глазам.
4. Развивать связную речь, обогащать словарный запас де-
тей, познакомить с пословицами и поговорками о здоровье и
частях тела.
5. Активизировать работу мышц глаз, повышать остроту
зрения, развивать мелкую моторику рук.
6. Обеспечить мотивацию у детей на сохранение органов
зрения.
7. Осуществлять просвещение родителей по вопросам охра-
10
ны, гигиены и укрепления здоровья глаз детей.
Участники проекта: дети старшей группы, педагог-психолог,
воспитатель и родители воспитанников.
Социально-коммуникативное
развитие
- Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Чаепитие на дне рож-
дения мамы»
- Театрализованные игры «Теремок», Драматизация сказки
«Репка»
- Сюжетно-ролевая игра «На приеме у врача-офтальмолога»
Познавательное развитие
- Просмотр презентации «Наши помощники - органы
чувств»
- Беседа «Зрение - это очень важная ценность нашего орга-
низма».
- Дидактические игры: « Наш глаз », «Лабиринт».
Речевое развитие
- Беседы с детьми «Что такое семья?», «О значении зрения в
жизни людей»
- Составление рассказа по фотоиллюстрациям «Как я дома
помогаю»
- Чтение художественной литературы: стихотворение Н.С.
Орловой «Береги свои глаза», «Ребятишкам про глаза»,
«Про очки», «Телевизор», С. Погореловский «Про глаза –
глазенки, про глаза – глазища», Н. Кнушевицкая «Глаза».
(Приложение 3)
- Загадки на тему «Глаза» (Приложение 3)
Художественно-эстетическое
развитие
- Аппликация с элементами рисования «Подарок для папы»
- Конструирование «Цветы для мамы»
- Рисование на тему «Моя семья»
Физическое развитие
- Оздоровительная фитбол-гимнастика «Лягушка», «Осьми-
ног», «Ласточка», «Мостик»
- Физминутка «Дружно маме помогаем»
- Гимнастика для глаз. (Приложение 3)
- Подвижные игры и упражнения с метанием в цель
Взаимодействие со специали-
стами и социальными партне-
рами
- Посещение детьми сенсорной комнаты
- Совместная работа с педагогом-психологом (проведение
игр-тренингов)
- Совместная работа с педагогом-психологом (проведение
игр-тренингов)
11
Продукты проекта
-
Выставка рисунков «Моя семья»
-Коллаж «Воспитание здорового ребенка начинается в се-
мье»
- Памятки «Зрительная гимнастика для детей», «Как сохра-
нить хорошее зрение!»
- Конкурс на лучшую презентацию «Зрение и забота о нем».
12
3. Тематическая консультация для родителей ребенка
с нарушениями
зрительного восприятия с целью успешной социализации ребенка в условиях
ДОО
«Адаптация ребенка с нарушением зрения
к условиям дошкольного ДОО»
13
14
15
16
4. Картотека игр / дидактических заданий / упражнений, используемых
в образовательном процессе
17
КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
Игра «Игра с карточками»
(6-7)
Дидактическая задача:
Развитие зрительного внимания, памяти,
расширение кругозора.
Материалы и оборудование:
3-7 карточек с изображением разных
животных или предметов.
Игровые действия:
Педагог раскладывает перед ребёнком кар-
точки и обсуждает с ним все изображения. Пусть ребёнок назо-
вет рисунок на каждой карточке, например:
«Это ведерко», «Это
слоник», «Это мячик», «Это собачка».
Затем педагог переворачи-
вает карточки и спрашивает:
«Где ведерко? Где Слоник? Где мячик?
Где собачка?».
Игровая задача:
Вспомнить, где какая карточка.
Игровые правила:
Нельзя переворачивать карточки до ответа.
Итог игры:
Выигрывает тот, кто правильно определит все карточ-
ки.
Игра «Корректор»
(6-7)
Дидактическая задача:
Развитие зрительного внимания
Материалы и оборудование:
Текст из журнала или газеты, напеча-
танный достаточно крупным шрифтом.
Игровые действия:
Педагог просит ребенка вычеркнуть (подчеркнуть
или обвести) каждую букву «о».
Игровая задача:
Вычеркнуть (подчеркнуть или обвести) каждую бук-
ву «о»
Игровые правила:
Вычеркнуть (подчеркнуть или обвести) надо толь-
ко ту букву, которую назовёт педагог.
Итог игры:
Выигрывает тот, кто вычеркнет все буквы «о» быстрее
всех.
Примечание:
Усложнение: все буквы «о» вычеркнуть, а буквы «с» -
обвести.
Игра «Деревянные катушки»
(5-6)
Дидактическая задача:
Развитие зрительного восприятия; закреп-
ление представлений о цвете
Материалы и оборудование:
Деревянные катушки с разноцвет-
ными нитками
Игровые действия:
Детям даются деревянные катушки с разно-
цветными нитками контрастного цвета. Дети должны назвать их
цвет. Взрослый перемешивает все катушки, и ребенок должен
найти такую же катушку как показал ему взрослый.
Игровая задача:
Назвать цвет и найти такую же катушку как пока-
зал ему взрослый.
Игровые правила:
Найдя катушку, надо её показать и назвать
цвет.
Итог игры:
Выигрывает, тот, кто первый найдёт пары ко всем ка-
тушкам с нитками.
Игра «Найди цветок для бабочки»
(4-5)
Дидактическая задача:
Развитие зрительного восприятия; закрепле-
ние представлений о цвете.
Материалы и оборудование:
четыре цветка большого размера
(красного, синего, желтого, белого цвета); 4 плоскостные фигуры
бабочек таких же цветов, как и цветы, трафареты с изображением
цветов и бабочек по числу детей.
Игровые действия:
«Посмотри на эти цветы, какого цвета этот цве-
ток?» Дети называют 4 цвета. «А вот видишь бабочек, они хотят найти
свои цветы, чтобы спрятаться. Нужно помочь бабочкам спрятаться. На
какой цветок нужно сесть бабочкам, чтобы им можно было спрятаться?
Надо желтую бабочку спрятать на желтый цветок».
Игровая задача:
Посадить бабочек на цветы их цвета
Игровые правила:
Бабочки должны соответствовать цветку по цвету.
Итог игры:
Выигрывает тот, кто правильно найдёт для каждой бабоч-
ки цветок.
18
Игра «Угадай, что исчезло»
(5-6)
Дидактическая задача:
Развитие зрительного внимания
Материалы и оборудование:
3-4 разные игрушки.
Игровые действия:
Педагог выкладывает перед ребенком иг-
рушки, просит его посмотреть внимательно и назвать, какие иг-
рушки он видит. Затем просит его отвернуться. Когда ребёнок
отвернется, педагог убирает одну игрушку и просит ребёнка
угадать, какая игрушка спряталась
.
Игровая задача:
Определить игрушку, которой не хватает.
Игровые правила:
Отворачиваться и поворачиваться надо по ко-
манде педагога.
Итог игры:
Выигрывает тот, кто первый определит, исчезнувшую
игрушку.
Примечание:
Усложнение: Когда ребёнок отворачивается, можно
не только убирать, но и добавлять одну игрушку: «Ой, к нашим иг-
рушкам приехал гость (гостья). Кто это?». Малыш должен угадать,
какая новая игрушка появилась.
Игра «Подбери пару по цвету»
(5-6)
Дидактическая задача:
Развитие зрительного внимания, памяти
Материалы и оборудование:
5-6 предметов (например, кубики,
шарики или детали мозаики) разного цвета и 5-6 ленточек или ку-
сочков ткани таких же цветов в пару к каждому предмету.
Игровые действия:
Перед ребёнком разложены предметы, он должен
подобрать к каждому из них подходящую по цвету ленту (к красному -
красную, к жёлтому - жёлтую и так далее). Потом ребенок отворачива-
ется и педагог перекладывает все пары неправильно. Ребенку надо
найти все ошибки и исправить их.
Игровая задача:
Подобрать пары и исправить все ошибки
Игровые правила:
Отворачиваться и поворачиваться надо по команде
педагога.
Итог игры:
Выигрывает тот, кто первый подберёт пары, исправив
ошибки.
Игра «Считалка»
(5-6)
Дидактическая задача:
Развитие зрительного внимания
Материалы и оборудование:
лист бумаги, цветные каранда-
ши/фломастеры
Игровые действия:
На большом листе бумаги в хаотичном поряд-
ке педагог пишет цифры от 1 до 10. Просит ребенка найти все циф-
ры по порядку.
Игровая задача:
Найти все цифры по порядку.
Игровые правила:
Найдя цифру, надо её показать и назвать.
Итог игры:
Выигрывает тот, кто первый найдёт все цифры.
Примечание:
Усложнение: цифры можно рисовать разными цве-
тами и разного размера.
Игра «Найди цвет»
(4-5)
Дидактическая задача:
Развитие зрительного внимания, обучение
или закрепления навыка различения цветов
Материалы и оборудование:
Цветные карандаши - 4 цвета (красный
желтый, зеленый, синий) и лист белой бумаги
.
Игровые действия:
Педагог рисует на листе бумаги небольшие фи-
гурки (кружочки, квадратики, овалы, треугольники, колечки) в ряд
каждым карандашом. Показывает свой рисунок ребёнку и просит его
нарисовать под каждой фигуркой точно такую же – такой же формы и
цвета.
Игровая задача:
Повторить изображения фигур нужным цветом.
Игровые правила:
Цвет и форма фигуры должны соответствовать об-
разцу.
Итог игры:
Выигрывает тот, кто быстрее нарисует свои фигуры.
19
Игра «Пуговицы»
(4-5)
Дидактическая задача:
Развитие зрительного внимания, воспри-
ятия, координации, мелкой моторики
Материалы и оборудование:
Пуговицы разные по размеру и по
цвету
Игровые действия:
Педагог смешивает несколько комплектов пу-
говиц и предлагает ребенку их рассортировать по цветам.
Игровая задача:
Рассортировать пуговки по цвету
Игровые правила:
Выполнив задание, надо поднять руку.
Итог игры:
Выигрывает тот, кто первый рассортирует пуговки по
цветам.
Примечание:
Усложнение: Попросите ребенка выбрать все
красные; все маленькие; все пуговицы с двумя дырочками и т.д.
Игра «Сравни картинки»
(5-6)
Дидактическая задача:
Развитие зрительного внимания, наблюда-
тельности.
Материалы и оборудование:
Крупные карточки с одинаковыми
изображениями, но разными деталями.
Игровые действия:
На стол выкладывается несколько карточек, а ре-
бенку предлагается найти в них отличия и назвать их.
Игровая задача:
Найти отличия
Игровые правила:
Ответить ребёнок должен полным предложением.
Итог игры:
Выигрывает тот, кто первый найдёт все отличия.
Игра «Бусы»
(5-6)
Дидактическая задача:
Развитие концентрации внимания, усид-
чивости, аккуратности, творческого воображения.
Материалы и оборудование:
бусы разного цвета, формы, величи-
ны; лески, тесемки.
Игровые действия:
Педагог предлагает детям просто собрать
бусы. В том порядке, в каком они хотят.
Игровая задача:
Собрать бусы.
Игровые правила:
Бусы должны быть собраны полностью, не
должно остаться отдельных бусинок.
Итог игры:
Выигрывает тот, кто первый соберёт бусы
Примечание:
Предложить собрать бусы в определенной последо-
вательности.
Игра «Где, чей домик?»
(5-6)
Дидактическая задача:
Развитие функции прослеживания глазами
по линии, развивает зрительное внимание.
Материалы и оборудование:
Карточки с дорожками животных до
домиков.
Игровые действия:
Предложите ребенку определить, у кого какой
домик, не проводя пальцем по линиям.
Игровая задача:
Довести всех животных до своих домиков глазами и
назвать, где, чей домик.
Игровые правила:
Домики должны соответствовать животным
Итог игры:
Выигрывает тот, кто первый приведёт своих животных в
домики.
Примечание:
Облегчение: Если это сложно, то сначала можно раз-
решить использовать палец или карандаш
20
Заключение
Зрение – самый мощный источник знаний об окружающем мире, о явлени-
ях происходящих вокруг.
Дети с нарушением зрительной функции испытывают некоторый диском-
форт, неуверенность, раздражительность, нарушение осанки, затруднение ориен-
тировки в пространстве, что приводит к гиподинамии и закомплексованности,
снижению двигательной и познавательной активности. Поэтому глаза ребёнка за-
служивают особого внимания и бережного отношения.
Очень важной задачей, стоящей перед специалистами, является научить де-
тей общаться, взаимодействовать друг с другом, так, чтобы ребенок с нарушением
зрения не считал себя лишним, а стал полноценным членом детского коллектива.
Очень важно правильно организовывать совместную игру детей. Необходимо
учить детей относиться к ребенку с нарушениями зрения как равному, только
нуждающемуся в помощи. При работе с детьми с ОВЗ необходимо уделить особое
внимание разнообразной предметной среде в группе. Ребенку необходимо предо-
ставить возможность исследовать и взаимодействовать с различными материалами
с целью получения разнообразных сенсорных ощущений и выработки представле-
ний об окружающем мире. Необходимо обеспечить ребенку безопасное простран-
ство, чтобы он мог научиться передвигаться самостоятельно. Игрушки, созданные
из разнообразных материалов, музыкальные игрушки, сенсорный уголок, аудиок-
ниги и многое другое является неотъемлемой частью организации образователь-
ного процесса для детей с нарушением зрения.
Особое значение для успешного инклюзивного обучения детей с наруше-
нием зрения имеет взаимодействие с семьей ребенка. В портфолио представлена
информация, которая может быть полезной при работе с родителями. Сопровож-
дение семьи, имеющей ребенка с нарушением зрения, становится одним из важ-
нейших направлений комплексной психолого-педагогической и медико-
социальной помощи. В рамках сопровождения организуются индивидуальные
консультации для родителей по вопросам, связанным с индивидуальными особен-
21
ностями ребенка и условиями его оптимального развития, а также совместные
детско-родительские занятия, мастер-классы, способствующие освоению родите-
лями методов и приемов воспитания.
Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся малень-
кие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить.
Невозможно - это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это
вызов. Невозможно - это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Не-
возможное ВОЗМОЖНО!
22
Список литературы
1. Дружинина Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольни-
ков с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования: Учебно-
методическое пособие/ Осипова Л.Б., Плаксина Л.И. – 2017. - 254 с.
2. Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспита-
нию: Пособие для педагога детского сада./ Стребелева Е.А. - М.: Гуманит. изд.
центр «ВЛАДОС», 2014. - 224 с.
3. Маршалова М.В. Особенности зрительного восприятия у дошкольников
с нарушениями зрения // Дошкольная педагогика. - 2010. - №5. – С.28-32.
4. Микрюкова С.Г. Развитие формовосприятия у детей с нарушениями зре-
ния // Ребенок в детском саду. - 2009. - №6. - С.9-12.
5. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских
садах для детей с нарушением зрения. — М., 1998.
6. Ремезова Л.А. Инклюзивное дошкольное образование детей с нарушени-
ем зрения/ Курицина О.В. // Инклюзивное образование: методология, практика,
технологии.
7. Савина Е. А. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с
нарушениями развития./
Максименко О. В. - В.: ВЛАДОС, 2008.
8. Солнцева Л.И. Психология воспитания детей с нарушением зрения./
Де-
нискина В.З., Буткина Г.А. – М.: Издательство «АСТ», 2012. – 109 с.
Полезные Интернет-ресурсы:
Особенности аппаратной коррекции зрения:
https://www.detskoezrenie.ru/roditelyam/besedy-s-vrachom/apparatnaya-
korrektsiya-zreniya-u-detej/
Описание программ для коррекции зрения:
https://mgkl.ru/patient/stati/programmy-dlya-uluchsheniya-zreniya
Пример компьютерной программы «Цветок»:
https://www.youtube.com/watch?v=wJydltdz5L8
23
ПРИЛОЖЕНИЕ
24
Приложение 1
Содержание работы с дошкольниками младшей группы, имеющими нарушения зрительного восприятия
Направление развития
Содержание работы для детей младшей группы
Социально-коммуникативное
развитие
Развитие самостоятельности при организации всех видов игр;
Развитие умения играть в коллективе, соподчинять свои действия действиям команды;
Обучение умению словесно описывать эмоциональные состояния и характеризовать внешние их
проявления у себя, у собеседника, персонажа литературного произведения и т. п.;
Развитие умения пользоваться сформированными навыками неречевого общения в практиче-
ской деятельности и умения контролировать свои эмоции;
Работа по совершенствованию мышечного аппарата, участвующего в воспроизведении мимиче-
ских, жестовых и пантомимических движений;
Расширение и уточнять знания о предметах, неверные действия с которыми могут привести к
травме;
Игры и игровые упражнения на расширение поисково-ориентировочных возможностей детей;
Работа по расширению коммуникативных возможностей детей;
Формирование первичных знаний и общих представлений о предметно-пространственной орга-
низации школы. Познакомить с понятиями «класс», «классы», «вестибюль», «актовый зал» и
другими как с помещениями школы;
Расширение возможностей узнавания и запоминания звуков окружающей действительности,
предупреждающих о происходящем, о возможной опасности и регулирующих характер движе-
ния, деятельности поведения в целом;
Обогащение знания об экспрессии эмоций, проявляющихся в ситуациях безопасности или опас-
ности в жизнедеятельности человека.
Расширение и уточнение знаний о моторно-речевых и двигательных компонентах проявления
этих эмоций.
Познавательное развитие
Развитие у слабовидящих детей познавательной активности;
Обогащение сенсорно-перцептивного опыта;
Формирование предпосылок познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности;
Формирование представлений о себе и окружающем мире, по активизации речевой деятельно-
25
сти, накоплению детьми чувственного опыта, словарного запаса;
Формирование элементарных математических представлений.
Речевое развитие
Особое внимание уделяется созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающей разви-
тие речи.
Формирование умения задавать вопросы и отвечать на них, составлять с помощью взрослого
небольшие рассказы.
Развитие предметного, предикативного и адъективного словарного запаса детей, связанного с их
эмоциональным, бытовым, предметным, игровым опытом.
Обеспечение деятельности, направленной на развитие звуковой культуры речи.
Пред усмотрение адекватной возрасту речевой нагрузки.
Создание условий для расширения и обогащения импрессивной и экспрессивной речи.
Способствование развитию умения обозначать словом связи между предметами, расширяя тем
самым предикативный словарь дошкольника.
Работа по коррекции речевого нарушения, развитие просодической сторон речи приемами и
способами, адекватными для данного возраста.
Использование театрализованных игр для привлечения внимания детей, поддержания интереса
к художественному слову
Художественно-эстетическое
развитие
«Художественное творчество»
Формирование интереса к изобразительному искусству, учат замечать яркость красок,
цвет и форму изображенных предметов
Большое значение придают обучению детей приемам лепки.
На занятиях аппликацией обучение составлять узоры, предметы из готовых геометриче-
ских форм, пользоваться клеем, другими вспомогательными материалами.
Формирование умения рассматривать и понимать содержание адаптированных в соответ-
ствии со зрительными возможностями детей картин и картинок, с содержанием, доступ-
ным младшим дошкольникам.
Содержание образовательной области
по последующим разделам:
1) "Художественное творчество";
2) "Музыка";
26
«Музыка»
Создание условий для воспитания у детей эмоционального отклика на музыку разного
характера;
Развитие желания слушать, замечать изменения в звучании, различать звуки по высоте,
передавать разный ритм, узнавать знакомые песни, пьесы; умение выразить свое отноше-
ние к прослушанному произведению, желание отразить настроение музыки в движении;
Способствование формированию навыка согласованного пения в группе, умению внима-
тельно слушать, определять характер музыкального произведения (весело – грустно), ди-
намику.
Физическое развитие
Охрана и укрепление здоровья;
Совершенствование функций организма;
Полноценное физическое развитие;
Воспитание интереса к различным доступным ребенку видам деятельности;
Формирование нравственных и личностных качеств детей
Знакомство с особенностями здоровья и здорового образа жизни.
Создание условий для организации предметно-развивающей среды для ознакомления детей с
правилами здоровьесбережения, развития их мотивации, ориентированной на соблюдение до-
ступных их восприятию норм здорового образа жизни.
Содержание работы с дошкольниками средней группы, имеющими нарушения зрительного восприятия
Направление развития
Содержание работы для детей средней группы
Социально-коммуникативное
развитие
Развитие самостоятельности при организации всех видов игр;
Развитие умения играть в коллективе, соподчинять свои действия действиям команды;
Обучение умению словесно описывать эмоциональные состояния и характеризовать внешние их
проявления у себя, у собеседника, персонажа литературного произведения и т. п.;
Развитие умения пользоваться сформированными навыками неречевого общения в практиче-
27
ской деятельности и умения контролировать свои эмоции;
Работа по совершенствованию мышечного аппарата, участвующего в воспроизведении мимиче-
ских, жестовых и пантомимических движений;
Расширение и уточнять знания о предметах, неверные действия с которыми могут привести к
травме;
Игры и игровые упражнения на расширение поисково-ориентировочных возможностей детей;
Работа по расширению коммуникативных возможностей детей;
Формирование первичных знаний и общих представлений о предметно-пространственной орга-
низации школы. Познакомить с понятиями «класс», «классы», «вестибюль», «актовый зал» и
другими как с помещениями школы;
Расширение возможностей узнавания и запоминания звуков окружающей действительности,
предупреждающих о происходящем, о возможной опасности и регулирующих характер движе-
ния, деятельности поведения в целом;
Обогащение знания об экспрессии эмоций, проявляющихся в ситуациях безопасности или опас-
ности в жизнедеятельности человека.
Расширение и уточнение знаний о моторно-речевых и двигательных компонентах проявления
этих эмоций.
Познавательное развитие
Повышение познавательной активности слабовидящих детей;
Обогащение сенсорно-перцептивного опыта;
Формирование познавательно-исследовательской, элементарных математических представле-
ний и конструктивной деятельности;
Формирование начальных математические знания комплексно, на основе широкого ис-
пользования разнообразных видов детской деятельности.
Организация занятий по развитию математических представлений в процессе предметно
- практической и игровой деятельности.
Применение счетного материала, природного и рукотворного на занятиях по развитию
двигательных способностей кистей рук и совершенствованию взаимодействия зритель-
Структурирование содержания
образовательной области по
последующим разделам:
1) конструирование;
2) ознакомление с окружающим миром;
3) элементарные математические представления
28
ного, слухового и тактильного анализаторов.
Продолжается обучение детей приемам конструирования из бумаги, конструктора, при-
родного материала.
Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
Взаимодействие взрослого с детьми строится с учетом интересов каждого ребенка и дет-
ского сообщества в целом.
Ознакомления с окружающим миром через экскурсии.
Речевое развитие
Обеспечение условий для развития диалогической и монологической речи детей, поддерживая
инициативные диалоги между ними, стимулируя их, создавая коммуникативные ситуации, во-
влекая детей в разговор, побуждая их рассказывать о своих впечатлениях, высказываться по по-
воду литературных произведений.
Осуществление работы по актуализации в речи названий предметов быта, необходимых в жизни
человека;
Расширение словаря у детей;
Развитие умения использовать в речи знания о живой и неживой природе, явлениях природы, о
сезонных и суточных изменениях.
Продолжается работа по воспитанию правильного звукопроизношения.
Чтение художественной литературы является неотъемлемой частью деятельности по развитию
речи слабовидящих детей.
Чтение литературных произведений (сказок, рассказов, стихотворений), разучивание стихотво-
рений, рассказывание сказок, коротких рассказов и историй детьми
Работа (совместно с родителями) по изготовлению книжек-самоделок.
Художественно-эстетическое
развитие
«Художественное творчество»
Продолжается знакомство с книжной иллюстрацией, с народным и декоративно-
прикладным искусством, с народной игрушкой;
Знакомство с русским народным творчеством;
Продолжается работа по обучению приемам лепки, совершенствованию полученных ра-
Содержание образовательной области
по последующим разделам:
1) "Художественное творчество";
2) "Музыка";
29
нее приемов лепки предметов овальной и конусообразной формы, дети начинают исполь-
зовать стеки в работе с глиной, пластилином;
Создание условий для проявления творческих возможностей на занятиях рисованием,
лепкой, аппликацией;
Знакомство с доступными для восприятия репродукциями картин художников, составле-
ние кратких рассказов детьми по сюжету картины на основе использования образца, ил-
люстративного плана, вопросного плана.
«Музыка»
Способствование обогащению музыкальных впечатлений детей;
Воспитание умения чувствовать характер музыки, узнавать знакомые мелодии, высказы-
вать свои впечатления;
Формирование навыка культуры слушания музыки.
Физическое развитие
Поддержание положительной мотивации к двигательной активности
Создание условий для самостоятельной двигательной активности детей в различных видах дея-
тельности;
Совершенствование двигательных умений и навыков, использование их в самостоятельных и
коллективных играх;
Привлечение к коллективным формам организации двигательной активности, обучение выпол-
нять действия по словесному указанию взрослого, по звуковому сигналу, выполнять согласо-
ванные действия при ходьбе, ползании, соотносить свои действия с действиями других детей;
Работа по развитию ориентировки в пространстве, гибкости, ловкости при выполнении различ-
ных движений.
Процесс воспитания культурно-гигиенических навыков слабовидящего ребенка необходимо
максимально индивидуализировать.
Особое внимание уделяется закаливанию. Закаливание осуществляется в различные режимные
моменты и характеризуется сочетанием воздушных, водных и иных процедур.
Содержание работы с дошкольниками старшей группы, имеющими нарушения зрительного восприятия
Направление развития
Содержание работы для детей старшей группы
30
Социально-коммуникативное
развитие
Развитие самостоятельности при организации всех видов игр;
Развитие умения играть в коллективе, соподчинять свои действия действиям команды;
Обучение умению словесно описывать эмоциональные состояния и характеризовать внешние их
проявления у себя, у собеседника, персонажа литературного произведения и т. п.;
Развитие умения пользоваться сформированными навыками неречевого общения в практиче-
ской деятельности и умения контролировать свои эмоции;
Работа по совершенствованию мышечного аппарата, участвующего в воспроизведении мимиче-
ских, жестовых и пантомимических движений;
Расширение и уточнять знания о предметах, неверные действия с которыми могут привести к
травме;
Игры и игровые упражнения на расширение поисково-ориентировочных возможностей детей;
Работа по расширению коммуникативных возможностей детей;
Формирование первичных знаний и общих представлений о предметно-пространственной орга-
низации школы. Познакомить с понятиями «класс», «классы», «вестибюль», «актовый зал» и
другими как с помещениями школы;
Расширение возможностей узнавания и запоминания звуков окружающей действительности,
предупреждающих о происходящем, о возможной опасности и регулирующих характер движе-
ния, деятельности поведения в целом;
Обогащение знания об экспрессии эмоций, проявляющихся в ситуациях безопасности или опас-
ности в жизнедеятельности человека.
Расширение и уточнение знаний о моторно-речевых и двигательных компонентах проявления
этих эмоций.
Познавательное развитие
Знакомство с родным краем, населенным пунктом, в котором живет ребенок;
Формирование понятия о Родине;
Расширение познавательных возможностей в области труда взрослых в городе, селе;
Формирование знаний об охране природы, важности ее сбережения.
Структурирование содержания
образовательной области по
последующим разделам:
1) конструирование;
2) ознакомление с окружающим миром;
3) элементарные математические представления
31
Развитие взаимоотношения со сверстниками в различных видах деятельности
Речевое развитие
Формирование связной речи;
Работа по ознакомлению детей с литературными произведениями;
Создание условий для развития монологической и диалогической речи;
Использование игр, игровых упражнений, направленных на определение семантики слов, разли-
чение синонимов и антонимов, многозначности слов.
Работа по созданию ситуаций для актуализации слов и перенос их в спонтанную речь.
Работа по совершенствованию фонетических компонентов речи, обучение четкому произнесе-
нию и дифференциации звуков, сходных по акустическим и артикуляторным признакам; учат
различать в словах, словосочетаниях, предложениях слова с твердыми или мягкими согласными;
Работа по подготовке их к обучению грамоте.
Художественно-эстетическое
развитие
«Художественное творчество»
Развитие композиционных умений;
Усложняются направления деятельности при обучении лепке, дети передают форму,
пропорции, динамику движения, их учат способам лепки из целого куска глины, пласти-
лина, сюжетной лепке однородных предметов;
Способствование развитию художественного вкуса при рассматривании картин, иллю-
страций, предметов декоративно-прикладного искусства;
Рассматривание репродукции картин художников с доступной детям тематикой.
«Музыка»
Привлечение детей к прослушиванию музыкальных произведений, пониманию жанра,
построения произведения, его характеристики по динамике, тембровой окраске, ритму,
темпу
Обучение воспроизводить ритмический рисунок песни с максимальной точностью;
Воспитание сопереживания, передача эмоционального отклика на музыкальные произве-
дения в речи, рисунке.
Содержание образовательной области
по последующим разделам:
1) "Художественное творчество";
2) "Музыка";
32
Физическое развитие
Охрана и укрепление здоровья;
Совершенствование функций организма;
Обучение технике выполнения общеразвивающих движений
Развитие координации движений, произвольности при выполнении движений, комбинаторике.
Поощрение стремления к самостоятельным подвижным упражнениям, играм, знакомство с ос-
новными спортивными событиями, происходящими в стране, городе, учат пользоваться в играх
спортивным инвентарем, поощряют участие в спортивных и подвижных играх.
Содействие постепенному освоению техники движений и формированию физических и лич-
ностных качеств.
Работа по знакомству их с особенностями здоровья и здорового образа жизни, направлена в
первую очередь на организацию предметно-развивающей среды.
Приложение 2
Требования к наглядности для детей с нарушениями зрительного
восприятия.
34
Общие требования к
наглядности в
обучении
слабовидящих
Учёт особенностей зрительного
восприятия детей с нарушениями
зрения.
Использование наглядных методов:
наблюдения; иллюстративных;
демонстрационных.
Использование видов наглядности:
естественные, дидактические
игрушки, экспериментальные,
объемные, рельефные,
изобразительные,
звукоизобразительные.
Наглядные материалы: отвечают
возрастным особенностям, доступны,
применяются на всех типах занятий.
Количество наглядного материала
должно быть оптимальным.
Применение проекций, оптического
увеличения.
Использование рельефной наглядности
сопровождается соотнесением ее с
реальными предметами.
Демонстрация наглядности с
сопровождением описания.
Избегать использования в
изобразительной наглядности темно-
синего, темно-фиолетового, темно-
зеленого цветовых оттенков.
Специальные
требования к
наглядности в обучении
слабовидящих
Основные требования к
натуральным наглядным
материалам:
Предметы должны
быть: удобными для зрительного и
осязательного обследования;
традиционной легко узнаваемой
формы с четко выраженными
основными деталями; ярко
окрашенными, с выделенными
цветом основными деталями.
Основные требования к
объемной наглядности:
Важно
соблюдение правильных
пропорций и соотношения частей
предмета в модели или макете.
Основные требования к
дидактической наглядности:
Игрушки, изображающие человека
или животное, должны передавать
все части тела и правильное их
пропорциональное соотношение;
игрушки, изображающие животное
- особенности строения этого
животного, его реальный окрас.
Основные требования к
изобразительной наглядности:
Учитывать, что способность
различать изображения зависит от
остроты центрального зрения -
минимальные размеры
предъявляемых детям с
патологией зрения объектов: так,
при остроте зрения 0,01-0,03 это -
не менее 15 мм, при остроте
зрения 0,04-0,08 - не менее 5 мм,
при остроте зрения 0,09-0,2- не
менее 3 мм.
35
Общие требования к
наглядности в обучении
слепых
Возможность достаточно
полного и точного восприятия
наглядности с помощью
сохранных органов чувств
слепого обучающегося.
Полное соответствие
наглядности изображаемому
предмету или объекту.
Осуществление восприятия
наглядности в сочетании со
словесным сопровождением
со стороны педагога
Системное
и целенаправленное
использование различных
видов наглядности в
соответствии с особыми
образовательными
потребностями.
Специальные требования
к наглядности в обучении
слепых
РППС должна создаваться и
подбираться с учетом общих
закономерностей развития
слепого, его индивидуально-
типологических
особенностей, особых
образовательных
потребностей. РППС должна
включать предметы-
ориентиры – тактильно-
осязательные.
Подбор материалов и
оборудования должен
осуществляться в
соответствии с теми видами
деятельности, которые в
наибольшей степени
способствуют решению
необходимых задач
обучения и воспитания
.
Материалы, оборудование,
игрушки должны отвечать
коррекционно-
развивающим и
компенсаторным
требованиям (осязание,
слух). Оптимальный размер
куклы – 20-30 см.
В качестве материалов и
оборудования для развития
познавательно-
исследовательской
деятельности для
актуализации тактильных
ощущений необходимо
использовать: объекты
исследования в реальной
деятельности – для
закрепления умений
выполнять соотносящие
действия; образно-
символический материал;
нормативно-знаковый
материал.
36
Приложение 3
Стихотворение Н.С. Орловой «Береги
свои глаза»
Чтоб глаза твои, дружок,
Могли надолго сохраниться,
Запомни два десятка строк
На заключительной странице.
Глаз поранить очень просто,
Не играй с предметом острым!
Глаз не три, не засоряй,
Лежа книгу не читай!
На яркий свет смотреть нельзя –
Тоже портятся глаза!
В доме телевизор есть,
Но, пожалуйста, не лезь к самому экрану,
И смотри не все подряд,
А передачи для ребят.
Не рисуй, склонившись низко,
Не держи учебник близко
И над книгой каждый раз
Не сгибайся как от ветра –
От стола до ваших глаз, должно быть 40
см. Я хочу предостеречь:
НУЖНО ВСЕМ ГЛАЗА БЕРЕЧЬ!
Н. Орлова
«Ребятишкам про глаза»
Разберемся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Чтоб текла из них слеза?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко:
Сразу сделалось темно,
Где кроватка, где окно?
Странно, скучно и обидно
- Ничего вокруг не видно.
Женя хочет быть пилотом
- Править быстрым самолетом:
Все моря на белом свете
Переплыть мечтает Петя,
Будет Николай танкистом,
А Сергей парашютистом,
Станет снайпером Илья…
Но для этого, друзья,
Кроме знанья и уменья
- Всем необходимо зренье!
Н. Орлова «Про очки»
С плохим, ребята, зрением
Жить без очков – мучение!...
Врач очки назначил Майе
И при этом ей сказал:
- Ты носи их, не снимая,
Чтоб не портились глаза.
Стала Майя говорить:
- Я не буду их носить,
Но когда очки надела,
Стало жалко их снимать,
Сквозь очки на свете белом
Можно много увидать…
Она по улице идет –Всех знакомых узнает.
Видишь бабочку и птицу,
Воробьишку и синицу,
Видишь каждый лист и шишку,
Червяка и муравьишку,
И грибы искать легко,
Если видишь далеко…
В очках ходить не стыдно!
Все надо для того,Чтоб лучше было видно.
Хоть вы не старички, Но коль плохое зре-
ние, Носите без стеснения
Хорошие очки.
Н. Орлова «Телевизор»
Ребятишки снова рано
Сели около экрана.
Смотрят сводку новостей,
Передачу для детей.
Выступление артистов, встречу тележур-
налистов,
Длинный фильм документальный,
И хоккейный матч финальный…
Скоро ночь, друзья не спят –
Смотрят, смотрят все подряд!
А после удивляются:
«Как это получается –
У самого экрана
Уселись мы удобно…
Все видели прекрасно,
Все видели подробно…
Теперь в глазах мерцанье,
Теперь в глазах рябит,
Все кружится, качается,
И голова болит!»
Помни: вреден телевизор,
Если глаз к экрану близок,
И, конечно, вредно глазу,
Если смотришь много сразу!
37
Н. Кнушевицкая «Глаза»
Умеют они и грустить, и смеяться,
Умеют они чудесам удивляться:
Цветущий ромашке и мотылькам,
Белым корабликам-облакам,
Радуге, будто пришедшей из сказки,
Все замечают зоркие глазки.
Но чтобы увидеть волшебные сны,
Мы крепче скорее закрыть их должны!
С. Погореловский «Про глаза – глазен-
ки, про глаза – глазища»
Ай, глаза-глазенки,
Ай, глаза-глазища –
Все на свете разглядят,
Разглядят – разыщут:
В поднебесье – месяц,
Под скамейкой – мяч,
А в шкафу – конфету,
Как ее не прячь!
Ай, глаза-глазенки,
Ай, глаза-глазища –
Могут фокус показать
Девчонке и мальчишке:
Вот мы их закрыли –
Сразу стала ночь.
Вот мы их открыли –
Ночь умчалась прочь!
Ай, глаза-глазенки,
Ай, глаза-глазища –
Кто там прячется-живет,
Поглядим-поищем.
- Мама, знаешь, кто в твоих?
Это я, родная, в них!
- А в твоих, сыночек, я…
Вот какие мы друзья.
Загадки на тему «Глаза»
На ночь два оконца сами закрываются,
А с восходом солнца сами открываются. (глаза)
Живет мой братец за горой,
Не может встретиться со мной. (глаза)
Есть у каждого лица, два красивых озерца,
Между ними есть гора.
Назови их, детвора. (глаза)
Оля смотрит на кота.
На картинки – сказки,
А для этого нужны
Нашей Оле… (глазки)
38
Приложение 4
Картотека зрительных гимнастик
«Веселый мяч»
Веселый мяч помчался вскачь.
Дети смотрят вдаль.
Покатился в огород,
Докатился до ворот,
Смотрят на кончик носа, вдаль.
Покатился под ворота,
Смотрят вниз.
Добежал до поворота.
Выполняют круговые движения глазами.
Там попал под колесо.
Лопнул, хлопнул – вот и все.
Закрывают глаза.
«Ах, как долго мы писали».
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали
.
Поморгать глазами.
Посмотрите все в окно
,
Посмотреть влево-вправо.
Ах, как солнце высоко
.
Посмотреть вверх.
Мы глаза сейчас закроем,
Закрыть глаза ладошками.
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-
влево.
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз,
Посмотреть вниз.
Жмурься сильно, но держись
Зажмурить глаза, открыть и поморгать
39
«Веселая неделька»
Всю неделю по порядку
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят — на траву —
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх, опустить их вниз,
голова неподвижна.
Во вторник часики-глаза
Водят взгляд туда-сюда,
Ходят влево, ходят вправо —
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а за-
тем в левую, голова неподвижна.
В среду в жмурки мы играем —
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять —
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем —
Так игру мы продолжаем.
Зажмурить глаза, досчитать до пяти и
широко раскрыть их.
По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль.
Что вблизи и что вдали,
Глазки рассмотреть должны.
Поднести палец к глазам на расстояние
25—30 см. Сфокусировать взгляд на кон-
чике пальца, затем опустить руку. По-
вторить 4 раза.
В пятницу мы тоже не зевали —
Глазками своими повращали.
Остановку сделали — отдохнули
И в другую сторону повернули.
Посмотреть вверх, вправо, вниз, влево и
вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и
снова вверх.
Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть в верхний правый угол, за-
тем нижний левый; перевести взгляд в
верхний левый угол и нижний правый.
В воскресенье будем спать,
А потом пойдем гулять,
Чтобы глазки закалялись,
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, помассировать их круго-
выми движениями пальцев: верхнее веко
«Здоровый образ жизни»
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо -
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками.
«Носик»
Смотрит носик вправо-влево,
Резко перемещают взгляд вправо и влево
Смотрит носик вверх и вниз.
40
от носа к наружному краю глаз, нижнее
веко — от наружного края к носу, затем
наоборот.
Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
Резко перемещают взгляд вверх и вниз.
Что увидел хитрый носик?
Ну, куда мы забрались?
Мягко проводят указательными пальцами
по векам.
«Прогулка в лесу».
Мы отправились гулять.
Шагают на месте
Грибы - ягоды искать
Как прекрасен этот лес.
Полон разных он чудес.
Светит солнце в вышине,
смотрят вверх
Вот грибок растет на пне,
смотрят вниз
Дрозд на дереве сидит,
смотрят вверх
Ежик под кустом шуршит.
смотрят вниз
Слева ель растет - старушка,
смотрят вправо
Справа сосенки - подружки.
смотрят влево
Где вы, ягоды, ау!
повторяют движения глаз
Все равно я вас найду! влево - вправо,
вверх - вниз.
Гимнастика для глаз.
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
А теперь нажмем немного
Точки возле наших глаз –
Сил дадим им много – много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцы глаз.
Видеть скоро будем лучше –
Убедитесь вы сейчас!
41
Приложение 5
Материалы в помощь родителям детей с ОВЗ
Информационные сайты
1.
http://www.mojrebenok.narod.ru
«Мой ребёнок»
Сайт создан мамой незрячего ребёнка в помощь родителям, имеющим
слепых детей. Представлена информация по всем аспектам детского раз-
вития и воспитания, приведены варианты развивающих игр, описания
бытовых тифлопомощников, имеется библиотека аудиокниг, подборка
ссылок на полезные ресурсы сети Интернет, функционирует блог, кото-
рый предоставляет возможность общения и обмена личным родитель-
ским опытом.
2.
http://akademroditel.ru/
«Академия родителей»
Разделы сайта содержат советы, связанные с физическим и психо-
эмоциональным развитием детей, с использованием в воспитательном про-
цессе развивающих игр, творческих приёмов, выделена информация об об-
разовательных учреждениях. Одно из направлений сайта – детская дефек-
тология, где приведены рекомендации для родителей профильных специа-
листов – дефектолога, логопеда, психолога. Поделиться и обменяться лич-
ным опытом родители могут на форуме.
3.
http://slepojrebenok.blogspot.com/
«Слепой ребёнок».
Это – блог, где собраны материалы, направленные на оказание помощи ро-
дителям при воспитании и обучении незрячего ребёнка – учебные про-
граммы, методическая литература, детские книги, развивающие игры для
незрячих детей.
4.
http://www.rodnulka.com/viewtopic.php?f=25&t=198
42
Форум для общения родителей, воспитывающих детей-инвалидов.
Родителям предоставлена возможность обмениваться опытом по вопросам
ухода, воспитания, обучения детей с ОВЗ.
5.
http://ru-happychild.livejournal.com
Виртуальное сообщество родителей особых детей «Особые» дети –
счастливые дети».
Виртуальная площадка позволяет родителям, имеющим детей с ограничен-
ными возможностями здоровья, общаться, обмениваться советами по вос-
питанию, обучению, организации досуга детей, знакомиться с современ-
ными средствами реабилитации и получить консультацию профильных
специалистов в режиме реального времени.
6.
http://ovz.ipk74.ru
«Понимаем. Принимаем. Помогаем».
Информационный ресурс ориентирован на информирование родительской
аудитории по вопросам правового регулирования обучения, воспитания
«особых» детей, их социализации. В разделе «Мой ребёнок!» отражены
психофизиологические особенности таких детей, особенности формирова-
ния среды их развития. В разделе «Учимся вместе» даны рекомендации
поотбору программ обучения в образовательных организациях. Раздел
«Решаем проблемы вместе» предоставляет возможность получить консуль-
тацию психолога и дефектолога. Имеется подборка тематических ссылок на
ресурсы сети Интернет, которыми могут воспользоваться родители детей с
ОВЗ.
7.
http://specposobie.narod2.ru
«В помощь родителям незрячего ребёнка».
На сайте рассматриваются особенности развития детей в условиях тяжёло-
го зрительного дефекта, даются советы родителям по воспитанию детей
дошкольного возраста в семье. Родителям предоставлена возможность по-
знакомиться с современной методической литературой ипообщаться на фо-
руме.
43
8.
www.defectolog.ru
«Дефектолог».
Ресурс посвящён вопросам развития детей с ОВЗ. Посетив данный сайт,
родители могут узнать о возрастных нормах развития ребёнка, найти реко-
мендации дефектолога, логопеда, психолога, познакомиться с развиваю-
щими играми, пообщаться на форуме с другими родителями и специали-
стами.
9.
http://www.osoboedetstvo.ru
«Особое детство»: помощь детям с нарушениями развития.
Портал предлагает различные формы общения (ленты, форумы, чаты) ро-
дителей и специалистов Центра лечебной педагогики (г. Москва) – педаго-
гов, психологов, юристов. Родителям предоставляется возможность зна-
комства с законодательной основой защиты прав инвалидов, изданиями и
публикациями тематической направленности, получения информации об
организациях, работающих с инвалидами и их услугах.
10.
http://voi-deti.ru/
Информационный сайт «Родительский клуб».
Сайт освещает последние новости, законы, касающиеся льгот, прав и обя-
занностей, подробную информацию о том, как оформить инвалидность.
Представлена база данных, содержащая сведения о реабилитационных цен-
трах, медицинских учреждениях, благотворительных фондах, родительских
организациях, образовательных учреждениях РФ, принимающих на обуче-
ние детей-инвалидов.
11.
http://www.kidsunity.org
Портал «Единство детей».
Портал создан специально для детей с ограниченными возможностями здо-
ровья. Предоставляет возможность детям найти себе друзей по интересам,
раскрыть свой талант путём размещения своих рисунков, стихов, фотогра-
фий. Отдельным разделом выделена информация для родителей, касающа-
44
яся правовых вопросов, воспитания, обучения, «особого» ребёнка в услови-
ях семьи.
12.
http://deti-kak-deti.org/index.html
«Дети как дети».
На сайте представлены различные материалы о детях с ограниченными
возможностями здоровья: тексты книг, адресованных читателям всех воз-
растных групп, фильмы об инвалидах. Представлены творческие работы
детей с особенностями развития.
13.
http://ovz.zabedu.ru/
Информационный портал для родителей детей-инвалидов «Особый
ребёнок».
Разделы Интернет-ресурса содержат советы о воспитании детей с различ-
ной категорией инвалидности и ограниченными возможностями здоровья,
информацию о правах и льготах для детей-инвалидов и их семей, советы
различных специалистов, перечень учреждений социальной защиты и реа-
билитации.