Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 03.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Особенности обучения матемкатике детей с интеллектуальными нарушениями. Работа №324775

Дата публикации:
Автор:
Описание:

При работе в классе с детьми с ограниченными возможностями, при обучении математике следует иметь в виду, что для овладения даже элементарными математическими понятиями ребенку требуется достаточно высокий уровень развития таких процессов, как внимание, память, логическое мышление (анализ, синтез, сравнение и обобщение). Именно эти способности, необходимые для успешного овладения математическими знаниями, у учащихся с ограниченными возможностями развиты очень слабо. Математика - один из самых сложных предметов для этой категории учащихся. С одной стороны, это объясняется наличием абстрактных математических понятий, а с другой - особенностями усвоения учащимися математических знаний. А трудности, которые возникают у детей в процессе изучения математики, со временем могут привести к снижению или даже потере интереса к предмету. Для успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями необходимо с самых первых дней школьной жизни пробудить у них интерес к учебной деятельности, увлечь, направить их внимание на математику, активизировать познавательную деятельность. Для достижения этой цели я стараюсь использовать разнообразные методы и приемчики преподавания математики, применяю дидактический материал, наглядные пособия, игровые и сюжетные моменты.

 

Работа:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ «ВОЛОСОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ,  

РЕАЛИЗУЮЩАЯ АДАПТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ» 

Тема доклада: 

«Особенности обучения 

математике  

детей с интеллектуальными 

 нарушениями» 

Подготовила: 

учитель математики 

Каргозерова Л.А. 

2022-2023 учебный год

 

 

 

Оглавление 

 

Введение ...................................................................................................................................................... 3 

Характеристика учащихся с ОВЗ (умственной отсталостью) .................................................................... 3 

Особенности программы по математике для умственно отсталых детей ............................................. 4 

Выводы ......................................................................................................................................................... 9 

 

 

 

 

Введение 

При  работе  в  классе  с  детьми  с  ограниченными  возможностями,  при 

обучении  математике  следует  иметь  в  виду,  что  для  овладения  даже 
элементарными  математическими  понятиями  ребенку  требуется  достаточно 
высокий  уровень  развития  таких  процессов,  как  внимание,  память, 
логическое мышление (анализ, синтез, сравнение и обобщение). Именно эти 
способности,  необходимые  для  успешного  овладения  математическими 
знаниями,  у  учащихся  с  ограниченными  возможностями  развиты  очень 
слабо. Математика - один из самых сложных предметов для этой категории 
учащихся.  С  одной  стороны,  это  объясняется  наличием  абстрактных 
математических  понятий,  а  с  другой  -  особенностями  усвоения  учащимися 
математических знаний. А трудности, которые возникают у детей в процессе 
изучения  математики,  со  временем  могут  привести  к  снижению  или  даже 
потере интереса к предмету. Для успешного обучения и воспитания детей с 
ограниченными возможностями необходимо с самых первых дней школьной 
жизни  пробудить  у  них  интерес  к  учебной  деятельности,  увлечь,  направить 
их  внимание  на  математику,  активизировать  познавательную  деятельность. 
Для достижения этой цели я стараюсь использовать разнообразные методы и 
приемчики  преподавания  математики,  применяю  дидактический  материал, 
наглядные пособия, игровые и сюжетные моменты. 

Характеристика учащихся с ОВЗ (умственной отсталостью) 

Особенности  развития  детей  с  ограниченными  возможностями 

здоровья: 

1.

 

Низкий уровень развития восприятия. 

2.

 

Недостаточно сформированы пространственные представления. 

3.

 

Внимание  неустойчивое,  рассеянное,  детям  трудно  переключаться  с 

одного вида деятельности на другой. 

4.

 

Заметное преобладание зрительной памяти над вербальной. 

5.

 

Когнитивная активность снижена. 

6.

 

Выраженное отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-

образного мышления. 

7.

 

Снижается  потребность  в  общении  как  со  сверстниками,  так  и  со 

взрослыми. 

8.

 

Игровая  активность  не  сформирована.  Сюжеты  игры  заурядны, 

способы общения и сами игровые роли бедны. 

9.

 

Не сформированы все компоненты языковой системы. 

10.

 

Наблюдается 

низкая 

работоспособность 

в 

результате 

повышенного переутомления. 

 

Особенности программы по математике для умственно отсталых 

детей 

Нормативно – правовая база. 

Школа,  в  которой  обучаются  дети  с  интеллектуальными  нарушениями, 

требует специальной нормативно-правовой базы.  

Это  всё  должно  быть  учтено  при  разработки  адаптированной 

образовательной  программы  для  категории  ОВЗ.  Эта  программа 
адаптируется  под  каждого  обучающего  (или  группу  обучающихся) 
конкретной категории. 

Этапы: 

1.

 

Разработка  адаптированной  основной  образовательной  программы 

(которая требует лицензирования) 

2.

 

Администрация 

совместно 

с 

учителями 

 разрабатывает 

адаптированную  образовательную  программу  для  обучающихся  с  ОВЗ 
конкретной  категории  (умственная  отсталость),  где  прописывают  какие 
предметы будут адаптировать (т.е. разрабатывать для данного ребёнка) 

3.

 

Адаптированная рабочая программа по предмету (математика) 

При адаптации программы основное внимание обращается на овладение 

детьми  практическими  умениями  и  навыками,  на  уменьшение  объема 
теоретических  сведений,  включение  отдельных  тем  или  целых  разделов  в 
материалы для обзорного, ознакомительного или факультативного изучения. 

Изучение  математики  в  V—IX  классах  базируется  на  математической 

подготовке, полученной учащимися в начальной школе. 

У  учащихся  с  умственной  отсталостью,  при  изучении  предмета 

возникают  серьезные  проблемы,  связанные  с  тем,  что  объем  знаний  по 
математике 

минимален, 

приемы 

общеурочной 

деятельности 

не 

сформированы,  ослаблены  память  и  внимание,  мыслительные  процессы 
протекают  медленно.  Это  не  позволяет  им  активно  включаться  в  учебный 
процесс, а также формируют у них негативное отношение к учебе. Поэтому 
обучение математике должно осуществляться на доступном уровне. 

Цели  обучения  математике  для  детей  с  интеллектуальными 

нарушениями следующие

 

овладение  комплексом  минимальных  математических  знаний  и 

умений, необходимых для повседневной жизни, будущей профессиональной 
деятельности (которая не требует знаний математики, выходящих за пределы 
базового  курса),  продолжения  обучения  в  классах  общеобразовательных 
школ; 

 

развитие  логического  мышления,  пространственного  воображения  и 

других качеств мышления; 

 

формирование предметных основных общеучебных умений; 

 

 

создание условий для социальной адаптации учащихся. 

Таким  образом,  коррекционная  работа  должна  вестись  в  следующих 

направлениях: 

 

осуществлять индивидуальный подход к детям; 

 

предотвращать наступление утомления; 

 

в  процессе  обучения  следует  использовать  те  методы,  с  помощью 

которых  можно  максимально  активизировать  познавательную  деятельность 
детей; 

 

во  время  работы  с  детьми  этой  категории  учитель  должен  проявлять 

особый  педагогический  такт.  Важно  подмечать  и  поощрять  успехи  детей, 
помогать  каждому  ребёнку,  развивать  в  нём  веру  в  собственные  силы  и 
возможности; 

 

обеспечить  обогащения  детей  математическими  знаниями  (используя 

развивающие игры, упражнения с конкретными примерами и т. д.). 

Уроки  для  учащихся  с  интеллектуальными  нарушениями  должен 

предполагать  большое  количество  использования 

наглядности

 

для 

упрощения  восприятия  материала.  Причина  в  том,  что  дети  с 
интеллектуальным  недоразвитием  при  восприятии  материала  опираются  на 
сохранное  у  них  наглядно-образное  мышление.  Они  не  могут  в  полном 
объеме  мыслить,  поскольку  оно  у  них  нарушено  или  имеет  замедленный 
характер. 

Как учитель должен строить свою работу? 

• Каждый урок является продолжением предыдущего. 

• Многократное повторение основного материала. 

• Учет низкой скорости чтения, счета и записи. 

• Для лучшего запоминания чаще предлагайте задания одного и того же 

типа. 

• Задания переходят от простого к сложному. 

• Постоянно поддерживайте уверенность ребенка в себе. 

• Вам нужно дать некоторое время на обдумывание, если ответ неверен, 

попросите дать ответ через некоторое время. 

•  Не  отвлекайтесь  во  время  выполнения  задания,  на  какие-либо 

уточнения, дополнения. 

• Используйте наглядные пособия, диаграммы, таблицы. 

• Равномерное включение динамических пауз в урок (через 10-15 минут). 

•  Предоставить  студентам  право  покидать  рабочее  место  и  выходить  на 

пенсию, когда этого требуют обстоятельства. 

 

Урок  должен  включать  в  себя  большое  использование 

наглядности

чтобы упростить восприятие материала. 

Итак,  в  начале  урока  активные  методы  позволяют  создать 

психологический  настрой  учащихся  на  уроке,  способствуют  формированию 
начальной  мотивации,  вовлечению  всех  учащихся  в  учебный  процесс, 
созданию ситуации успеха. 

Я 

постоянно  работаю 

над 

развитием 

математической 

речи, 

формированием  умения  работать  с  учебником,  справочной  литературой.  На 
уроках  применяю  приемы,  позволяющие  развивать  внимание,  память, 
мышление  школьников. 

Внимание 

школьников  развивают,  например, 

задания с пропуском элементов, нахождение лишнего элемента, исправление 
ошибок

.  Память

  учащихся  позволяет  развивать  составление  опорных 

конспектов,  логико-структурных  схем,  памяток.  Решение  логических  задач 
позволяет развивать логическое мышление. 

Закрепление учебного материала провожу с использованием: 

 

Таблиц,  карточек,  содержащих  подробное  изложение  алгоритмов 

решения  основных  задач  по  темам  курса.  Карточки  для  коррекции  знаний 
состоят  из  трех  частей:  правила,  образца  применения,  заданий  для 
самостоятельной работы. 

 

Карточки-опоры,  дающие  возможность  переносить  способ  решения 

стереотипных основных задач в новые условия. 

 

«Математический тренажер». Систематически провожу устную работу 

по этому тренажёру, что способствует развитию вычислительных навыков. 

 

Разноуровневый 

раздаточный 

материал 

для 

организации 

индивидуальной  работы  на  уроке,  индивидуальных  и  консультационных 
занятиях. 

Для  обобщения  и  систематизации  пройденного  материала  стараюсь 

составить  задания,  способствующие  активизации  учебной  деятельности 
учащихся.  Зашифрованные  пословицы;  кроссворды,  ребусы,  логические 
задачи. Провожу уроки с использованием ИКТ, медиа-ресурсов. 

Устный  счет

  является  неотъемлемой  частью  структуры  урока 

математики.  Это  помогает,  во-первых,  переключить  ученика  с  одного  вида 
деятельности на другой, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой 
темы, в-третьих, задания на повторение и обобщение пройденного материала 
могут быть включены в устный отчет, и в-четвертых, это развивает интеллект 
учащихся.  Поэтому  можно  выделить  одну  из  важнейших  задач  обучения 
математике  школьников  –  формирование  у  них  вычислительных  навыков, 
основой  которых  является  сознательное  и  прочное  усвоение  устных  и 
письменных вычислительных приемов.  

 

Игры  для  устного  счета:  "Найди  недостающее  число",  "Вставь 

недостающее число", "Солнышко", "Молчун", эстафеты, мини-соревнования. 

Я  приведу  пример  игры  "Молчун":  учитель,  молча,  указкой  показывает 

цифру,  знак  действия  и  второе  число,  а  ученик  должен  назвать  число, 
которое является результатом этого действия. Мне очень нравится эта игра, 
потому  что  в  классе  царит  тишина.  Ведь  детям  нужно  сосредоточиться  на 
задании, правильно рассчитать и назвать ответ. 

Положительную роль в развитии внимания и памяти играет ежедневные 

упражнения,  рекомендованные  психологами

,  которые  я  провожу  в 

начале 

урока. Это помогает сконцентрировать внимание учащихся после 

перемен или предыдущего урока. Вот несколько примеров таких 

упражнений: 

 

Упражнение  для  гимнастики  мозга  "Мыслящий  колпачок"  (улучшает 

внимание, правописание, четкое восприятие и речь). 

 

"Наденьте шапочку" - дети должны "аккуратно завернуть" свои уши от 

верхней  точки  до  мочки  3  раза.  Это  помогает  им  слышать  звучание  своего 
голоса, когда они говорят или поют. 

 

Упражнение  мозговой  гимнастики  "Встряхивание  головой"  (улучшает 

умственную деятельность, чтение). 

 

Чтобы  расслабить  мышцы  шеи  и  плеч.  Глубоко  вдохните,  расслабьте 

плечи и наклоните голову вперед. Позвольте голове медленно покачиваться 
из  стороны  в  сторону,  пока  напряжение  не  исчезнет  с  помощью  дыхания, 
подбородок рисует  слегка изогнутую  линию  на  груди,  а шея расслабляется. 
После этого голос звучит более уверенно. 

 

"Ленивые восьмерки" 

 

Упражнение мозговой гимнастики "Ленивые восьмерки" (активизирует 

структуры, 

обеспечивающие 

запоминание, 

повышает 

устойчивость 

внимания). 

Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости "восьмерку" по три раза 

каждой рукой, а затем повторите это движение обеими руками. 

Дифференцированные  задания

,  учитывающие  особенности  каждого 

ребенка, помогают мне восполнить пробелы в их знаниях и заложить основу 
для  дальнейшего  изучения  курса  математики.  Дети  с  большим  интересом 
участвуют  в  решении  простых  творческих  задач:  найти,  угадать,  раскрыть 
секрет, составить, модифицировать, установить соответствие, смоделировать, 
сгруппировать,  выразить  математические  отношения  и  зависимости  любым 
доступным им способом, например: 

 

 

игра "Магазин" (взвешивание, работа с %); 

 

игра  "Сделай  фигурку"  (согласно  шаблону,  выложи  картинку  из 

геометрических фигур); 

 

игра "Накорми своих друзей" (деление целого на части); 

 

"Соедини точки" (порядковый счет); 

 

"Найди отличия" (игра на внимание): 

 

"Найди недостающее число". 

 

различные  кроссворды,  ребусы,  задачки-головоломки,  занимательные 

задания, шуточные задания и многое другое. 

Одной из коррекционных и 

здоровьесберегающих задач

 на занятиях, где 

обучаются  дети  с  ограниченными  возможностями,  является  соблюдение 
режима  учебной  нагрузки,  профилактика  истощения  нервной  системы. 
Одним  из  средств,  помогающих  снять  нервное  и  психическое  напряжение 
ребенка,  восстановить  концентрацию  внимания  и  восприятие,  является 
зрительная гимнастика. 

Зрительная  гимнастика  является  эффективным  средством  профилактики 

переутомления глаз. 

Упражнения для развития остроты зрения: 

 

Исходное  положение  (И.П.)  –  сидя.  Плотно  закройте  глаза  на  3-5 

секунд,  а  затем  откройте  на  3-5  секунд.  Повторите  6-8  раз.  Упражнение 
укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение и расслабляет мышцы.  

 

И.П.  –  сидя.  Быстро  моргайте  в  течение  1-2  минут.  Задание  помогает 

улучшить кровообращение век. 

На  уроках  математики  обязательно  должны  быть  физические  минуты, 

хорошо, когда их можно связать с темой, которая рассматривается на уроке, 
это поможет переключить внимание детей на другой вид деятельности, даст 
учащимся  возможность  расслабиться  и  в  то  же  время  сосредоточиться  на 
использовании того, что изучается на уроке. 

Активные методы рефлексии

Рефлексия деятельности.  

Что  произвело  на  вас  самое  большое  впечатление?    Пригодятся  ли  вам 

знания,  полученные  на  уроке,  в  дальнейшей  жизни?  Чему  вы  научились  на 
уроке?  Подумайте о том, что вам нужно изменить, чтобы работать лучше?  

 

что я делаю?  

 

почему я это делаю?  

 

как я это делаю?  

 

что нового я узнал?  

 

как я узнал?  

 

 

чему я научился?  

К  доске  прикрепляется  круг  от  солнца,  детям  раздаются  лучики  желтого  и 
синего  цветов.  Лучи  нужно  прикрепить  к  солнцу:  желтые  –  мне  очень 
понравился  урок,  получил  много  интересной  информации;  синие  –  урок 
неинтересный, полезной информации не было.  

"Дерево"  На  доске  нарисовано  дерево.  Детям  раздаются  раскрашенные 
листочки  двух  цветов  –  красного  и  зеленого.  На  дерево  вешают  листочки: 
зеленые  –  я  думаю,  что  все  сделал  идеально,  у  меня  хорошее  настроение; 
красные – я не справился с заданием, у меня грустное настроение. 

Выводы 

Работая  с  детьми  с  ограниченными  возможностями,  я  сделала  для 

себя следующие выводы: 

• Отмечайте хорошее поведение ребенка, а не плохое. 

• Используйте промежуточную оценку для отражения прогресса. 

• Применяйте технологии ИКТ. 

• Обязательно проведите несколько занятий по физической подготовке. 

• Пробудить интерес к изучаемой теме, чтобы учащиеся не только хорошо 

усвоили материал, но и запомнили его надолго. 

• Чередуйте занятия через 7-10 минут. 

•  Разнообразить  формы  подачи  материала:  устные,  визуальные, 

аудиовизуальные, самостоятельная работа (не менее 3-х на уроке). 

•  Учитывать  наличие  мотивации  (и  для  чего,  почему  это  так),  т.е. 

подбирать задания из повседневной жизни учащихся. 

• Используйте эмоциональные разрядки ("лирические отступления"). 

Я также часто печатаю открытки, учитывая усвоение нового материала. 

• Организация зрительной гимнастики на занятиях. 

 Таким  образом,  использование  активных  методов  и  приемов  обучения 

повышает  познавательную  активность  учащихся,  развивает  их  творческие 
способности,  активно  вовлекает  учащихся  в  образовательный  процесс, 
стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной степени 
относится и к детям с ограниченными возможностями здоровья.  

10 

 

Мир  активных  методов  и  техник  обучения  ярок,  удивителен  и 

многогранен.  Войди  в  этот  мир  и  стань  его  полноправным  владельцем. 
Откройте  для  себя  его  секреты  и  возможности,  узнайте,  как  управлять  его 
мощным  потенциалом,  сделайте  свою  работу  намного  интереснее  и 
эффективнее, а ваших учеников благодарными, успешными и счастливыми. 

 

 

11 

 

Адаптация обучающихся 5 класса с ограниченными возможностями 

здоровья к новым учебным условиям в условиях  специальной 

(коррекционной) общеобразовательной школы-интернат.

 

Учитель, классный руководитель: Язовских Ирина Михайловна.

 

 

В статье раскрывается анализ работы классного руководителя в период адаптации, который 

может длиться от двух недель до двух месяцев, а именно в течение первой четверти учебного 
года. 

В нем также рассказывается о причинах, условиях, факторах, способствующих успешной 

адаптации школьников при переходе из начальной школы в среднюю. О роли преемственности 
связей, вкладе профессорско-преподавательского состава, индивидуальной работе специалистов 
образовательного учреждения в повседневной образовательной адаптационной деятельности и 
жизни студентов. 

 

Переход учащихся из начальной в среднюю школу является одним из самых сложных 

адаптационных периодов обучения. Успешность адаптации школьников к обучению в пятом 
классе среднего звена зависит от реализации преемственности связей. Ни учителя-предметники, 
ни классный руководитель до того момента, когда дети впервые приходят в свой класс, часто не 
знают их образовательных потребностей, возможностей, личностных качеств, интересов, их 
ближайшего окружения. 

Пятиклассникам трудно адаптироваться к новым условиям обучения. Это и: 

-учебная нагрузка; 

- новые предметы; 

- необходимость усвоить больше информации; 

-новые, отличающиеся требования к преподавателю; 

-дискомфорт, связанный с большим количеством учителей вместо одной "классной мамы"; 

-трудности, связанные с изменением условий обучения; 

- психологический дискомфорт; 

-переход к кабинетной системе обучения; 

- уже существующие индивидуальные особенности - страх неудачи. 

Дети, приходящие в 5 класс из начальной школы, от одного учителя, к которому они 

привыкают, из одного кабинета, где все их учебные вещи лежат в одном, знакомом им месте, 
оказываются совершенно самостоятельными. Им нужна элементарная помощь: они не знают, 
какой урок следующий, в какой кабинет пойти, нужно ли переодеваться, забывают это сделать, 
оставляют свои вещи в классах, в группах, в коридоре и не могут вспомнить, где они их оставили, 
забывают подготовить все школьные принадлежности к школе. урок и т.д. 

12 

 

Классный руководитель на протяжении всей первой четверти должен начинать каждое утро с 

элементарного алгоритма действий: проверки обуви, школьной формы, наличия учебных 
принадлежностей, анализа ситуаций, потому что дети, в силу своей эмоциональности, 
рассказывают о своих и чужих проблемах. У всех учеников в классе есть все учебные 
принадлежности, но они не хотят их показывать. Задача учителя состоит в том, чтобы помогать, 
требовать и контролировать действия ученика. Если это элементарное требование реализуется в 
системе всеми учителями, то у детей повышается мотивация к успешному обучению, снижается 
уверенность в себе, снижается тревожность, закрепляется алгоритм простейших учебных 
действий. 

Очевидно, что предметная среда образовательного учреждения оказывает влияние на 

процесс школьной адаптации. Смена преподавателя или преподавателей ставит студента в 
положение сдающего экзамен, когда он, не зная требований, должен соответствовать их уровню. 
Что, конечно, повышает тревожность ребенка, может вызвать страх или протест. Ситуация 
новизны всегда более или менее тревожна для человека. Ребенок испытывает эмоциональный 
дискомфорт в этих условиях из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, 
условиях и особенностях обучения. 

Это состояние может сопровождаться внутренним напряжением, которое затрудняет 

принятие интеллектуальных и личностных решений, может сопровождаться снижением 
успеваемости, переутомлением и раздражительностью. Все эти признаки характерны для 
ребенка, который находится в процессе адаптации к новым условиям, в норме это может длиться 
от 2 недель до 2 месяцев. 

Иногда школьная дезадаптация остается скрытой как от учителей, так и от семьи, ее 

симптомы могут не оказывать негативного влияния на успеваемость и дисциплину учащегося, 
проявляясь либо в субъективных переживаниях учащегося, либо в виде социальных проявлений. 
Нарушения адаптации выражаются в форме активного протеста (враждебности), пассивного 
протеста (избегания), тревоги и неуверенности в себе и так или иначе затрагивают все сферы 
деятельности ребенка в школе: 

  Реагируя на активный протест, ребенок непослушен, нарушает дисциплину в классе, на 

перемене, ссорится с одноклассниками, мешает им играть, и дети отвергают его. В 
эмоциональной сфере наблюдаются вспышки раздражения, злости; (возможно, именно поэтому 
учителя жалуются на поведение некоторых учеников, которые открыто демонстрируют свое 
пренебрежение школьными правилами, неудовлетворенность некоторыми предметами и, в 
основном, новыми для них, недовольство учителями) 

Реагируя на пассивный протест, ребенок редко поднимает руку на уроке, выполняет 

требования учителя формально (не задумываясь о смысле того, что он делает), пассивен на 
переменах, предпочитает быть один, не проявляет интереса к коллективным играм. У него 
преобладает подавленное настроение, страхи; 

  При реакции тревоги и неуверенности ребенок пассивен на уроке, в ответах присутствует 

напряжение и скованность, он не может найти себе занятие на перемене, предпочитает 
находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт. Как правило, он тревожен, часто 
плачет, краснеет, теряется даже при малейшем замечании учителя. Иногда проявление 
тревожной реакции сопровождается тиками, заиканием, а также усилением соматических 
заболеваний (головная боль, тошнота, повышенная утомляемость и др.). 

13 

 

 Задача классного руководителя состоит в том, чтобы наблюдать, выявлять, принимать меры, 

взаимодействуя и сотрудничая с другими учителями. И задача учителей-предметников по всем 
проблемам обучения, поведения, организационным вопросам - обращаться к классному 
руководителю при возникновении конфликтных, стрессовых ситуаций, проблем немедленно, а не 
через неделю, месяц, когда ребенок уже забыл об этой ситуации, или она перестала быть 
значимой и актуально для него! 

Ситуация адаптации пятиклассников существенно осложняется в случае заболеваемости и 

взаимозаменяемости учителей. Конечно, это огромный стресс для детей! К сожалению, такие 
ситуации влияют на успеваемость учащихся, качество образования и уровень адаптации к новым 
образовательным условиям. 

Высокая тревожность, страхи, негативные состояния и эмоции, которые наблюдаются у 

пятиклассников в период адаптации, часто приводят к школьному стрессу, последствия которого 
негативно сказываются на физическом (соматическом) здоровье учащихся, приводят к появлению 
психосоматических признаков дезадаптации. 

Классный руководитель и школьный психолог (если в школе есть психолог) должны уделять 

повышенное внимание новому ученику в течение некоторого времени после перехода, 
действовать совместно со всем преподавательским составом, чтобы помочь новому ученику 
освоиться на новом месте. Дайте студентам время адаптироваться к их требованиям, в противном 
случае успеваемость студента может значительно снизиться по сравнению с результатами, на 
которые он действительно способен. 

Поэтому общая задача учителей среднего звена - помочь детям: проявить терпение, 

внимание, гибкость, мудрость, педагогический такт, понимание, создать в классе атмосферу, 
которая раскрепощает учащихся, стимулирует их познавательную и творческую активность. 

Необходимо действовать сообща, как команда, чтобы избежать и уменьшить воздействие 

стрессовых факторов на учащихся, учитывая возможности развития каждого ребенка, не оставляя 
его наедине со стрессом. 

Большую помощь в адаптации учащихся среднего звена к новым условиям обучения могут 

оказать и другие специалисты образовательного учреждения: социальный педагог, медицинский 
работник, психолог, логопед, педагог дополнительного образования. 

Включив в свою деятельность конкретные, эффективные меры по адаптации учащихся: 

упражнения для снятия тревоги, напряжения, проявлений эмоциональных всплесков; 
индивидуальную работу с детьми и их родителями, которые также имеют повышенный уровень 
тревожности за своих детей; тренинги; профилактические мероприятия по предотвращению 
психосоматических признаков дезадаптации; досуг и внеклассные занятия и другие виды 
деятельности, которые помогут избежать или уменьшить воздействие стрессовых факторов, 
снизят уровень тревожности детей. И, следовательно, способствовать успешной адаптации 
пятиклассников к новым школьным условиям! 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×