В презентации опыта работы по выявлению и предупреждению речевых нарушений у детей раннего возраста представлены современные методы и приемы по активизации и стимулированию речи у малышей. В настоящее время увеличивается количество неговорящих детей, коррекционную помощь которым нужно оказать как можно раньше. Кроме специалистов, к развитию речи детей нужно привлекать воспитателей, музыкальных руководителей и, конечно же, родителей. Только совместными усилиями мы сможем предупредить нарушения речи и сформировать её в соответствии речевым нормам данного возраста.
Профилактика речевых нарушений в раннем возрасте
Ранний возраст является важнейшим периодом в жизни человека, когда закладывается фундамент дальнейшего развития. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с интеллектуальным развитием ребенка и служит показателем общего развития. Речь влияет на все психические процессы ребенка.
Статистика показывает, что год от года увеличивается количество детей с различными нарушениями в развитии, в том числе и с нарушениями речи. В современном мире в большинстве семей в силу занятости родителей или по незнанию, живое общение, игры с детьми заменяются разными гаджетами.
Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью.
Преддошкольный
(этап первоначального освоения языковой системы.) от 1 года до 3 лет характеризуется:
появление
м первых слов
до появления
фразов
ой речи
.
К 3-м годам ребенок может произносить большинство звуков родного языка.
Понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.
Стимуляция речевой активности неговорящих детей
происходит
в определенной последовательности
Игры на звукоподражание и
договаривание
слов по стихам и сказкам
Дидактический материал и пособия для стимуляции речевой активности
Занимаясь с детьми, следует опираться на нормы развития детской речи, на психологические особенности данного возраста. Учитывая наличие тесной взаимосвязи физического и психического развития детей раннего возраста следует применять многофункциональные технологии, а с целью ранней профилактики речевых нарушений можно использовать коррекционные технологии.
Массажные мячики, су-джок. Научно доказано, что около трети коры головного мозга отвечает за развитие моторики рук. Координируя движения мелкой моторики, ребенок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм речи. Кроме этого, мелкая моторика оказывает непосредственное влияние на формирование мыслительных навыков, укрепление памяти, воображения и координации.
Современные образовательные технологии и методики, применяемые с детьми раннего возраста, направленные на развитие речи
Артикуляционная гимнастика
в данном случае будет служить не для постановки звуков речи, а для подготовки речевого аппарата, укрепления мышц.
Мимические упражнения
– служат для развития лицевой мускулатуры, а также для понимания и изображения эмоций
Дыхательные упражнения
(физиологическое дыхание, выработка силы воздушной струи)
. Звук речи состоит из 3-х составляющих: дыхание, голос и артикуляция. Многие дети не умеют дуть даже в возрасте 5 лет, особенно это относится к детям с ОВЗ. Поэтому для укрепления здоровья, насыщение мозга кислородом, а также в целях профилактики речевых нарушений, детям предлагаются разные игры на дыхание, упражнения с дыхательными тренажерами.
Фонетические упражнения
–основаны на подражании движений тела, которые сопровождаются произнесением звуков, слогов, слов. Двигательные возможности маленьких детей постепенно развиваются, движения рук и артикуляционного аппарата становятся более точными. Таким образом, движения улучшают произношение. Фонетические упражнения служат для уточнения артикуляции гласных звуков и простых согласных звуков (самолет гудит
УУУ..
, укачиваем куклу…)
Логоритмика
в продолжение фонетической ритмики
(«Мишка косолапый» под музыку или «Каравай»)
.
Целью
логоритмики
является преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Логопедическая ритмика одинаково полезна как детям с нарушениями речи, как и только начинающим говорить. Эту технологию хорошо применять для запуска речи.
Арт-терапия
, в данном случае рисование пальчиками с речевым сопровождением - например ребенку предлагается рисовать пальчиком капли, проговаривая речевой материал (кап).
Элементы
сказкотерапии
и театрализованной деятельности развивают слуховое внимание, память
, интонационную выразительность (
игра по сказке «3 медведя» - послушав сказку, предлагается угадать, кто сказал грубым, тонким голосом; предлагается детям изобразить героев и т.д.
)
Песочная терапия обязательно с озвучиванием, а если еще добавить игрушки, то ребенка, как магнитом тянет к играм с песком или манкой.
Информационно-коммуникационные технологии.
Детей раннего возраста особенно привлекают яркие, красочные предметы Использование звука и мультипликации, усиливает степень внимания и мотивации детей. ИКТ дает возможность передать движение, объем, цвет и звучание объекта, а также показать эмоции. Современные дети отличаются от предыдущих поколений, информационные технологии входят в жизнь детей очень рано. И сила их воздействия на детскую психику велика. Роль взрослого взять роль проводника на себя.
Работа с родителями!!!
Таким образом, современные образовательные технологии позволяют создавать условия для всестороннего развития детей, проводить профилактику и, в некоторой степени, коррекцию речевых нарушений.