Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 05.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Психологическая поддержка родителей детей с РАС. Работа №311173

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Статья раскрывает этапы переживания семейного стресса и основные направления психологической поддержки родителей и других родственников детей с расстройством аутистического спектра, а также психологическую поддержку самих детей.

Психологическая поддержка - это система мер, которая принимается в следующих целях:

1. снижение эмоционального дискомфорта в связи с состоянием ребенка

2. поддержание уверенности родителей в возможностях ребенка

3.формирование у родителей адекватного отношения к состоянию ребенка

4. сохранение адекватных родительско-детских отношений и стилей семейного воспитания

Работа:

Психологическая поддержка родителей детей с РАС.

Важным звеном в системе психологической помощи детям с расстройством аутистического спектра является психологическая поддержка, которая осуществляется в двух основных направлениях:

- психологическая поддержка родителей и других родственников детей с нарушениями в развитии;

- психологическая поддержка самих детей.

Психологическая поддержка родителей рассматривается как система мер, принимаемых в следующих целях:

с

нижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребёнка;

п

оддержание уверенности родителей в возможностях ребёнка;

ф

ормирование у родителей адекватного отношения к болезни ребёнка;

с

охранение адекватных родительско-детских отношений и стилей семейного воспитания.

Семья – это первый источник социализации ребёнка, наиболее сильный психический фактор, воздействующий на ребёнка и фактически определяющий его дальнейшую жизнь. Рождение больного ребёнка является своеобразным испытанием для семьи, а процесс воспитания и уход за ребёнком-инвалидом погружает родителей в пролонгированный стресс. Не только тяжесть дефекта у ребёнка, но и определённые стереотипы, имеющие место в нашем обществе относительно лиц с ограниченными психическими и физическими возможностями, выступают в качестве причин стрессовых состояний родителей.

К сожалению, сегодня дети с нарушениями в развитии нередко воспринимаются как социально опасные для здоровых детей: окружающие зачастую воспринимают такого ребёнка как источник катастрофы, наказания для семьи. Кроме отгороженности от ребёнка-инвалида, у отдельных лиц может проявляться неприязнь, презрение ко всей семье в целом.

Как правило, расстройство аутистического спектра (РАС) диагностируется у ребёнка далеко не сразу после рождения, а в возрасте полутора-четырёх лет. Родители детей с аутизмом часто обращаются к специалистам, когда ребёнку уже более трёх лет, выдвигая на первый план жалобы на задержку в речевом развитии. И когда специалисты сообщают им о нарушениях в развитии ребёнка, делают прогнозы о его дальнейшей инвалидизации, родители переживают глубочайший стресс. Состояние стресса усугубляется ещё и тем, что очень мало специализированных учреждений для детей с РАС. Оценочные суждения специалистов о ребёнке усугубляют негативный эмоциональный фон в семье и нередко оказывают деструктивное влияние на семейные отношения. Родители приходят к специалисту не за диагнозом, а за помощью, и поэтому особую важность приобретает не констатация проблем ребёнка, которые родители видят и понимают иногда лучше психиатра и психолога, а активное участие специалистов в реабилитации ребёнка и поддержке его семьи. Некорректные оценочные суждения специалистов могут крайне негативно отразиться и на супружеских взаимоотношениях, взаимоотношениях с прародителями ребёнка.

У большинства матерей наблюдается выраженное эмоциональное замыкание на проблемах аутичного ребёнка, следствием которого нередко становится уход в себя. У таких мам наблюдается внешнее равнодушие к ребёнку, они не прислушиваются к специалистам, а иногда и проявляют к ним недоверчивость, ограждают ребёнка от любых контактов со специалистами и с другими детьми, сами перестают общаться с родственниками и друзьями. Эти мамы преданы своему ребёнку, пытаются удовлетворить все его потребности, не делают ему замечаний. Подобное состояние матери может быть обусловлено не только её переживаниями в связи с психическим состоянием дочери или сына, но и потерей любимой работы, конфликтами с супругом, недостатками общения с друзьями. Такие матери нуждаются в длительной психологической помощи.

Переживание семейного стресса, вызванного проблемами в воспитании аутичного ребёнка, меняет свой характер с течением времени. Условно можно выделить несколько этапов: острый (аффективный), гностический и поведенческий (разработка и реализация собственных стратегий отношения и воспитания ребёнка). Длительность каждого этапа зависит от тяжести аффективной патологии у ребёнка, от особенностей защитных механизмов личности родителей и специфики межличностных отношений в семье.

Аффективный период начинается после консультации у врача-психиатра. На этом этапе родители и другие родственники часто испытывают чувство безысходности, катастрофы, отчаяния. Смягчение эмоционального напряжения у родителей вполне возможно. В значительной степени оно определяется действиями всех специалистов, принимающих участие в обследовании ребёнка. Родители должны уяснить, что необходимо целенаправленное воздействие на ребёнка различного рода профессионалов. В процессе беседы с родителями специалисты должны не столько акцентировать внимание родителей на перспективах дальнейшего развития ребёнка, сколько совместно с родителями обсуждать планы помощи ребёнку в настоящий момент и в ближайшем будущем. При прохождении этого периода прежде всего необходима согласованность в действиях родителей и других членов семьи, их адекватность актуальному развитию ребёнка.

На этом этапе у родителей могут проявляться различные способы выхода из стрессовой ситуации. Бессознательное стремление избавиться от неприятных эмоциональных состояний, связанных с инвалидностью ребёнка, активизирует действие защитных механизмов. Традиционно в психологии выделяют три группы защитных психологических механизмов:

компенсаторные: гиперкомпенсация, замещение и др.;

деструктивные, оказывающие деструктивное влияние на личность и способствующие её дезадаптации;

пассивные: рационализация. Изоляция проекция и др.

У многих родителей детей с РАС, особенно у отцов, наблюдается такой защитный механизм, как отрицание. Одна из наиболее распространённых форм поведения родителей – неприятие, отрицание диагноза.

Проекция – ещё один пассивный защитный механизм, при котором человек приписывает другим людям свои собственные неприемлемые для сознания инстинкты и желания. При таком способе психологической защиты родители ищут виновных в болезни ребёнка, упрекают врачей, других специалистов.

Реактивные образования, как защитный механизм проявляется в том, что иногда человек может скрывать от самого себя мотив собственного поведения за счёт его подавления и сознательно поддерживать мотов противоположного типа. Н-р, бессознательная неприязнь к больному ребёнку может выражаться в особом внимании к нему и его потребностям. Такие родители могут активно заниматься общественной работой, добиваться гуманитарной помощи, выступать на собраниях о защите прав ребёнка, но они крайне мало времени уделяют своему больному ребёнку, бросают его на воспитание бабушек и нянь, определяют в специализированное учреждение.

Нередко, особенно у отцов детей с аутизмом, чётко прослеживается такой защитный механизм, как рационализация. Это способ разумного оправдания любого поступка. Н-р, оправдание неспособности что-либо сделать для больного ребёнка, объяснение самому себе и близким нежелательных для семьи действий («мне тяжело дома», «надо работать», «буду жить у своей мамы, так будет лучше и для меня, и для больного ребёнка»).

На втором этапе семейного стресса – гностическом –происходит вторичная оценка родителями проблемы ребёнка и выработка альтернативных возможностей её решения. Именно в этот период у родителей, как правило, формируется чувство вины. Глубина и специфика эмоционального стресса у матери должна быть в зоне особо пристального внимания психолога. На этом этапе он ещё ярко выражен и проявляется в раздражительности не только по отношению к супругу, но и в адрес других родственников или специалистов.

Поведенческий этап начинается тогда, когда у родителей уже сформирована чёткая позиция по отношению к болезни ребёнка и эта позиция проявляется на поведенческом уровне. Родители определяют для себя стратегические и тактические задачи помощи ребёнку.

В соответствии с этим становится очевидно, что процесс реализации психологической поддержки родителей длителен и требует обязательного комплексного подхода, что предусматривает участие не только специалиста-психолога, но и всех других специалистов, сопровождающих ребёнка. Однако главная роль в этом процессе, безусловно, принадлежит психологу. Психолог разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей в зависимости от имеющихся проблем семейного воспитания больного ребёнка и внутрисемейного взаимодействия.

К числу такого рода поддерживающих мероприятий можно отнести рекомендации о вступлении родителей детей-инвалидов в клубы, ассоциации или другие родительские организации.

Важным психотехническим приёмом психологической поддержки являются родительские семинары. Родительский семинар строится на использовании нескольких специальных приёмов (лекционный приём, групповая дискуссия)

Психологическая поддержка родителей осуществляется не только в форме организации их взаимодействия с родителями со сходными проблемами, но и в процессе индивидуальных психотерапевтических бесед с психологом о трудностях семьи, семейных взаимоотношений. В процессе психотерапевтической работы с семьёй ребёнка с РАС психолог помогает родителям разрешить межличностные конфликты, связанные с проблемами воспитания ребёнка. Следует отметить, что главным направлением психотерапевтической работы психолога с семьёй ребёнка с аутизмом является включение родителей в медико-психологическую работу с ребёнком, основанную на объективном, реалистическом подходе к перспективам дальнейшего развития ребёнка.

Психологическая поддержка является важным звеном в системе психологической помощи родителям детей, страдающих РАС. Основные цели психологической поддержки состоят в повышении сензитивности (чувствительности) родителей к проблемам ребёнка, снижении эмоционального дискомфорта у родителей в связи с состоянием ребёнка, формировании у родителей адекватных представлений о потенциальных возможностях ребёнка и оптимизации их педагогического потенциала. Важную роль в эффективности психологической поддержки родителей играет создание разнообразных форм группового взаимодействия родителей и других членов семьи ребёнка, а также активное включение родителей в лечебный и психолого-педагогический процесс. Сам процесс психологической поддержки является непрерывным, комплексным, предъявляющим высокие требования к личности специалиста-психолога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×