Кинезиологических упражнеия - одно из эффективных средств, позволяющих модернизировать и оптимизировать в работе с «особенными» детьми учебно-воспитательный процесс нашего образовательного учреждения.
Кинезиологические упражнения применяются для развития когнитивных способностей обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья, способствуют их положительной адаптации, снимают эмоциональное напряжение, формируют учебную мотивацию.
На основе изученного опыта мною был составлен комплекс упражнений, в которые включены:
1. Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
2. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
3. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
4. Телесные упражнения развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольное непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
5. Упражнения для развития мелкой моторики
6. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
7. Упражнения с использованием геоборда, бизиборда, су-джок массажеров, массажных ковриков, мячиков, мягких модулей на развитие когнитивных способностей, мелкой моторики руки.
Современные технологии в обучении детей с ОВЗ
Сегодняшний мир неустанно меняется: новые технологии, поток информации, которую ребенку необходимо воспринимать и ориентироваться в ней, уметь перерабатывать. А также, современному школьнику важно социализироваться и постараться стать успешным. Поэтому востребованными становятся не сами знания, а умение добывать их, а затем применять приобретённые знания, умения и навыки для решения практических задач в различных сферах жизни. Формирование функциональной грамотности - одна из основных задач современного образования. Вдвойне становится ответственным формирование функциональной грамотности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Таким детям сложно усваивать и обрабатывать информацию об окружающем нас мире. Когнитивные способности «особенного ребенка» являются тем самым инструментом, который способствует достижению ключевых и предметных компетенций.
В этом особая роль принадлежит вспомогательным технологиям, т.е. устройствам, методам или средствам, которые позволяют школьникам с ограниченными возможностями здоровья принимать активное участие в повседневной жизни, получать образование, развиваться, социализироваться в микро и макро социуме.
Кинезиологические упражнения - одно из эффективных средств, позволяющих модернизировать и оптимизировать в работе с «особенными» детьми учебно-воспитательный процесс нашего образовательного учреждения.
Кинезиологические упражнения применяются для развития когнитивных способностей обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья, способствуют их положительной адаптации, снимают эмоциональное напряжение, формируют учебную мотивацию.
Чобану И.К. в своих трудах говорит о том, что под влиянием кинезиологических упражнений происходит:
развитие когнитивных способностей,
укрепление физического здоровья; они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей ребенка о коррекции проблем в различных областях.
улучшение памяти ребенка,
развитие внимания,
развитие пространственных представлений,
развитие мелкой и крупной моторики,
снижение утомляемости, повышение способности к произвольному контролю.
У детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушением речи происходит расширение зрительных горизонтов, развивается творческое воображение и целостное восприятие, значительно улучшается состояние здоровья в целом, повышается двигательная активность, звукопроизношение.
На основе изученного опыта мною был составлен комплекс упражнений, в которые включены:
1. Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
2. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
3. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
4. Телесные упражнения развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольное непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
5. Упражнения для развития мелкой моторики
6. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
7. Упражнения с использованием геоборда, бизиборда, су-джок массажеров, массажных ковриков, мячиков, мягких модулей на развитие когнитивных способностей, мелкой моторики руки.
Для более быстрой настройки детей на урок используется комплекс кинезиологических упражнений (с учетом особенностей обучающихся моего класса), направленный на улучшение концентрации внимания. Данные упражнения используются мною на уроке ежедневно, наряду с артикуляционной гимнастикой, которая направлена на укрепление мышц, развитие подвижности речевого аппарата и дифференцированности движений органов участвующих в речевом процессе.
На уроках обучения грамоте, литературном чтении при работе с текстом, стихотворными отрывками, параллельно с работой по списыванию проводились дыхательные упражнения, которые улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Вместе с ними применялись детские музыкальные инструменты (ложки, бубны, дудки, губные гармошки), вертушки, свистки, «Воздушный футбол». Все использованные упражнения и средства, вызывали живой интерес у детей и проходили в доброжелательной и гармоничной атмосфере.
Дыхательно-голосовые игры и упражнения использую так же на уроках русского языка на материале слогов, слов, предложений и фраз.
«Имитации» (упражнение на развитие дыхания с участием голоса) – подражаем гудку парохода («у»), вою ветра («в»), писку комара («з»), произнося звуки тише или громче в зависимости от удаления объекта. Замечу, что развитие правильного дыхания способствует общему оздоровлению и является одной из составляющих произвольной саморегуляции, развивают речь, внимание, память.
На уроках математики, чтобы активизировать мыслительную деятельность обучающихся, развить функции внимания, улучшить операции запоминания, на организационном этапе урока я использую упражнения: «Колечко», «Зайчик», «Цепочка», геоборды, бизиборды, конструкторы, пазлы, мозаики, математические доски, логические лабиринты, Векслеровские коврики, которые способствуют повышению работоспособности, развитию концентрации и переключению внимания, мыслительных операций. Постепенно я их усложняю: увеличиваю скорость выполнения задания, добавляю игровые и соревновательные моменты. Дыхательные упражнения используются на уроках математики на материале устного характера: считалки, пословицы, ребусы. Упражнения: «Ныряльщик», «Свеча», «Шарик» способствуют усвоению счета путем повторения количества вдохов и выдохов, профилактике заболеваний дыхательных путей, обогащению кислородом головного мозга, поскольку учат правильно дышать. Используемые на уроках поговорки математического содержания, упражнения дыхательного характера с использованием счета, позволяют преодолеть моторно-закрепощенную и статическую позу у обучающихся. Они обеспечивают высокую работоспособность в течение всех занятий, позволяют развивать слуховую память, а также снимают утомление.
Работа с песочным столом Dusyma
Среди детей c ограниченными возможностями здоровья отмечалась группа ребят с низким уровнем развития мелкой моторики, графо - моторных навыков. Этим детям сложно соотносить образ буквы с её написанием, работать в матричной сетке и рабочей строке «Прописи». Поэтому был необходим некий «посредник» между предъявляемым учителем образцом буквы и её написанием в «Прописи». Таким посредником выступил стол с песком.
Песок является прекрасным сенсорным материалом, раздражающий рецепторы подушечек пальцев, сигнал от которых поступает в моторные зоны коры головного мозга. Тем самым развивается мелкая моторика, графо- моторная функция, зрительно-моторная координация, ориентирование на плоскости. Песочный стол использую во время внеурочной деятельности, индивидуальной коррекционной работе.