По наблюдениям практикующих логопедов, было замечено, что у детей с нарушениями речи часто наблюдается проявления ряда особенностей со стороны эмоционально - волевой сферы. Чем сильнее выражен речевой дефект, тем заметнее расстройства эмоционально - волевой сферы: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, двигательное беспокойство, неусидчивость, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения, маловыразительная речь.
Поэтому так важен поиск наиболее эффективных методов и приемов в работе логопеда.
«Особенности логопедической работы с детьми с расстройствами эмоционально-волевой сферы»
Специфика работы логопедического пункта в направлении реализации здоровьесберегающих технологий
В рамках работы логопункта, учителем-логопедом реализуется основная задача по коррекции звукопроизношения детей. Но в последнее время, по наблюдениям практикующих логопедов, было замечено, что у детей с нарушениями речи часто нарушены не только речевые, но и неречевые психические процессы, т.е. наблюдается ряд особенностей со стороны эмоционально - волевой сферы. Чем сильнее выражен речевой дефект, тем заметнее расстройства эмоционально - волевой сферы: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, двигательное беспокойство, неусидчивость, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения, маловыразительная речь.
Психофизиологические особенности детей с нарушениями речи.
Дети с дислалией. У детей с дислалией наблюдаются незначительные изменения со стороны эмоционально-волевой сферы: раздражительность, плаксивость, расторможенность, в единичных случаях вспышки аффекта. Они менее активны в коллективе, стесняются своего недостатка. Их речь может вызвать насмешки у сверстников и критические замечания у взрослых — это еще более подавляет их и приводит к вторичным изменениям в характере.
Дети с дизартрией. Разные виды дизартрии – это тяжелые нарушения не только речи, но нарушение общей моторики. Оказывают задерживающее влияние на общее развитие и характер детей: они делаются застенчивыми, малообщительными, нерешительными, пассивными, причем страдает не только звукопроизношение, но и другие звуковые компоненты речи. Наблюдаются нарушения просодической стороны речи: голос, темп, ритм, интонация (эмоциональный оттенок речи утрачивается, речь становится монотонной, однообразной, немодулированной).
У детей с дизартрией неустойчивая эмоциональная сфера: незначительная тревога или нагрузка вызывают сердцебиение, учащение пульса, потливость, сбивчивость дыхания, то есть вегетативные расстройства. Вследствие этого может развиться раздражительность, плаксивость, обидчивость. Так как они сами не могут справиться с плохой речью и, страдая от этого замыкаются в себе, реагируют непослушанием или агрессивным поведением.
Такие дети могут составить основную группу риска по неуспеваемости в школе. Поэтому комплексное, целенаправленное воздействие всех специалистов ДОУ способствуют преодолению имеющихся у детей проблем.
Таким образом, прослеживается необходимость взаимодействия специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности и поиски разнообразных эффективных педагогических технологий, создания единого образовательного пространства.
Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ.
В настоящее время нет единых требований в интеграции учителя-логопеда на логопункте с другими специалистами ДОУ. Каждая организация, опираясь на федеральные законы и нормативно-правовые документы, в праве разрабатывать свои, локальные акты, образовательные программы адаптируя их под свои условия, цели и задачи. Работа учителя-логопеда на логопункте предполагает ведение отдельного, параллельного подхода во взаимодействии с другими специалистами ДОУ, в то же время, ориентируясь на общие образовательные цель и задачи, направленные на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей. Поэтому одна из важнейших задач, стоящая перед логопедом: сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье и развитие детей.
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя - логопеда.
Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых технологий, становятся новыми способами взаимодействия педагога и ребёнка и служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Поэтому эти методы и элементы методик можно отнести к здоровьесберегающим методам.
Задачи при использовании здоровьесберегающих методов и приемов (элементов методик), в работе с детьми с расстройствами эмоционально-волевой сферы :
Повысить результативность коррекционного процесса;
Сохранить и укрепить здоровье воспитанников;
Стимулировать работоспособность, способствовать восстановлению сил, снятия напряжения;
Создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу, поддержать психологическое здоровье;
Формирование эмоционально-волевой сферы через здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
На логопедических занятиях наиболее приемлемы следующие средства, методы и приемы здоровьесберегающих технологий:
Средства двигательной направленности (физические упражнения, подвижные игры, физкультминутки, элементы танцевальных и гимнастических упражнений);
Методы: игра, соревнование, метод индивидуальных заданий;
Приёмы: компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, различные виды гимнастики, массаж).
Элементы психолого-педагогических методик.
Коррекционно-развивающие практики:
Дыхательная гимнастика в начале занятия, активизирует внимание, снижает излишнюю эмоциональную и двигательную активность, создает положительный эмоциональный фон, обеспечивая плавный переход к коррекционному процессу.
Артикуляционная гимнастика - целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению звуков. Проводятся упражнения эмоционально, в игровой форме.
Гимнастика для глаз направлена на профилактику нарушений зрения, позволяют снять напряжение и расслабить мышцы глаз, укрепляет мышцы глаз. Они также развивают концентрацию внимания; обеспечивают межполушарное взаимодействие; развивают навыки волевой регуляции и умение управлять движениями; развивают зрительное внимание. В сочетании с заданиями на пространственную ориентировку («Куда приведет дорожка» и т. п.) способствуют решению еще одной очень важной задачи — развитию оптико-пространственных представлений.
Развитие тонкой моторики рук и уровень речевого развития находятся в прямой зависимости друг от друга. В зависимости от поставленной цели применяются расслабляющие, статические и динамические упражнения. Это наиболее удобный вид заданий на этапе автоматизации звукопроизношения, позволяющий разнообразить работу, сделать ее интересной для ребенка, избежать излишнего напряжения, сохранив интерес к коррекционному процессу.
Элементы психолого-педагогических методик
Мимические и пантомимические игры и упражнения (элементы психогимнастики). Выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний.
Игра - это универсальное средство, которое снимает напряжение, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Наличие прямых или косвенных правил, помогает выработке сосредоточенности, сдержанности, выработке самоконтроля.
Элементы сказкотерапии помогают при работе над просодической стороной речи (развитию: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности) и диалогической формой связной речи происходит автоматизация поставленных звуков, введение их в самостоятельную речь. Введение сказочных героев, которые создают положительный эмоциональный фон, способствуют снятию напряженности на занятии, стимулируют речевую активность, внося в занятие элементы театрализованной деятельности.
Использование музыкального сопровождения стимулирует двигательные, речевые функций, способствует снятию напряжения, тревожности.
Телесноориентированные практики
Кинезеологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия, решают ряд важнейших задач:
‒ развитие специализации полушарий головного мозга;
‒ синхронизация полушарий головного мозга;
‒ развитие мышления, памяти, внимания;
‒ развитие способности к произвольному контролю;
‒ снятие психоэмоционального напряжения.
Разновидности массажа и самомассажа.
При регулярных массажных сеансах улучшаются функции проводящих нервных волокон, стабилизируются рефлекторные звенья в цепи взаимодействия между корой головного мозга и системой мышц и сосудов,а также нормализуется тонус мышц.
Упражнения для релаксации
Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. Занятия могут сопровождаться музыкой. Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых.
Заключение
Включение всех вышеперечисленных элементов методик позволяет добиваться устойчивого внимания детей и поддержания их интереса к материалу на протяжении всего занятия, способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, нивелированию расстройств эмоционально-волевой сферы, а значит, помогает достигать максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей.