Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 03.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Взаимосвязь нарушений речи и эмоционально-волевой сферы.. Работа №326881

Дата публикации:
Автор:
Описание:

По наблюдениям практикующих логопедов, было замечено, что у детей с нарушениями речи часто наблюдается проявления ряда особенностей со стороны эмоционально - волевой сферы.  Чем сильнее выражен речевой дефект, тем  заметнее расстройства эмоционально - волевой сферы: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, двигательное беспокойство, неусидчивость, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения, маловыразительная речь.

 Поэтому так важен поиск наиболее эффективных методов и приемов  в работе логопеда.  

Работа:

«Особенности логопедической работы с детьми с расстройствами эмоционально-волевой сферы»

 

Специфика работы логопедического пункта в направлении реализации здоровьесберегающих технологий

В рамках работы логопункта, учителем-логопедом реализуется основная задача по коррекции звукопроизношения детей. Но в последнее время, по наблюдениям практикующих логопедов, было замечено, что у детей с нарушениями речи часто нарушены не только речевые, но и неречевые психические процессы, т.е. наблюдается ряд особенностей со стороны эмоционально - волевой сферы. Чем сильнее выражен речевой дефект, тем заметнее расстройства эмоционально - волевой сферы: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, двигательное беспокойство, неусидчивость, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения, маловыразительная речь.

Психофизиологические особенности детей с нарушениями речи.

Дети с дислалией. У детей с дислалией наблюдаются незначительные изменения со стороны эмоционально-волевой сферы: раздражительность, плаксивость, расторможенность, в единичных случаях вспышки аффекта. Они менее активны в коллективе, стесняются своего недостатка. Их речь может вызвать насмешки у сверстников и критические замечания у взрослых — это еще более подавляет их и приводит к вторичным изменениям в характере.

 Дети с дизартрией. Разные виды дизартрии – это тяжелые нарушения не только речи, но нарушение общей моторики. Оказывают задерживающее влияние на общее развитие и характер детей: они делаются застенчивыми, малообщительными, нерешительными, пассивными, причем страдает не только звукопроизношение, но и другие звуковые компоненты речи. Наблюдаются нарушения просодической стороны речи: голос, темп, ритм, интонация (эмоциональный оттенок речи утрачивается, речь становится монотонной, однообразной, немодулированной).

У детей с дизартрией неустойчивая эмоциональная сфера: незначительная тревога или нагрузка вызывают сердцебиение, учащение пульса, потливость, сбивчивость дыхания, то есть вегетативные расстройства. Вследствие этого может развиться раздражительность, плаксивость, обидчивость. Так как они сами не могут справиться с плохой речью и, страдая от этого замыкаются в себе, реагируют непослушанием или агрессивным поведением.

Такие дети могут составить основную группу риска по неуспеваемости в школе. Поэтому комплексное, целенаправленное воздействие  всех специалистов ДОУ способствуют преодолению имеющихся у детей проблем.

Таким образом, прослеживается необходимость взаимодействия специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности и поиски разнообразных эффективных педагогических технологий, создания единого образовательного пространства.

 

Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ.

В настоящее время нет единых требований в интеграции учителя-логопеда на логопункте с другими специалистами ДОУ. Каждая организация, опираясь на федеральные законы и нормативно-правовые документы, в праве разрабатывать свои, локальные акты, образовательные программы адаптируя их под свои условия, цели и задачи. Работа учителя-логопеда на логопункте предполагает ведение отдельного, параллельного подхода во взаимодействии с другими специалистами ДОУ, в то же время, ориентируясь на общие образовательные цель и задачи, направленные на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей. Поэтому одна из важнейших задач, стоящая перед логопедом: сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

 

Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье и развитие детей.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя - логопеда.

Эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых технологий, становятся новыми способами взаимодействия педагога и ребёнка и служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Поэтому эти методы и элементы методик можно отнести к здоровьесберегающим методам.

 

Задачи при использовании здоровьесберегающих методов и приемов (элементов методик), в работе с детьми с расстройствами эмоционально-волевой сферы :

Повысить результативность коррекционного процесса;

Сохранить и укрепить здоровье воспитанников;

Стимулировать работоспособность, способствовать восстановлению сил, снятия напряжения;

Создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу, поддержать психологическое здоровье;

Формирование эмоционально-волевой сферы через здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда

На логопедических занятиях наиболее приемлемы следующие средства, методы и приемы здоровьесберегающих технологий:

Средства двигательной направленности (физические упражнения, подвижные игры, физкультминутки, элементы танцевальных и гимнастических упражнений);

Методы: игра, соревнование, метод индивидуальных заданий;

Приёмы: компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, различные виды гимнастики, массаж).

Элементы психолого-педагогических методик.

Коррекционно-развивающие практики:

Дыхательная гимнастика в начале занятия, активизирует внимание, снижает излишнюю эмоциональную и двигательную активность, создает положительный эмоциональный фон, обеспечивая плавный переход к коррекционному процессу.

Артикуляционная гимнастика - целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению звуков. Проводятся упражнения эмоционально, в игровой форме.

Гимнастика для глаз направлена на профилактику нарушений зрения, позволяют снять напряжение и расслабить мышцы глаз, укрепляет мышцы глаз. Они также развивают концентрацию внимания; обеспечивают межполушарное взаимодействие; развивают навыки волевой регуляции и умение управлять движениями; развивают зрительное внимание. В сочетании с заданиями на пространственную ориентировку («Куда приведет дорожка» и т. п.) способствуют решению еще одной очень важной задачи — развитию оптико-пространственных представлений.

Развитие тонкой моторики рук и уровень речевого развития находятся в прямой зависимости друг от друга. В зависимости от поставленной цели применяются расслабляющие, статические и динамические упражнения. Это наиболее удобный вид заданий на этапе автоматизации звукопроизношения, позволяющий разнообразить работу, сделать ее интересной для ребенка, избежать излишнего напряжения, сохранив интерес к коррекционному процессу.

Элементы психолого-педагогических методик

Мимические и пантомимические игры и упражнения (элементы психогимнастики). Выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний.

Игра - это универсальное средство, которое снимает напряжение, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Наличие прямых или косвенных правил, помогает выработке сосредоточенности, сдержанности, выработке самоконтроля.

Элементы сказкотерапии помогают при работе над просодической стороной речи (развитию: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности) и диалогической формой связной речи происходит автоматизация поставленных звуков, введение их в самостоятельную речь. Введение сказочных героев, которые создают положительный эмоциональный фон, способствуют снятию напряженности на занятии, стимулируют речевую активность, внося в занятие элементы театрализованной деятельности.

Использование музыкального сопровождения стимулирует двигательные, речевые функций, способствует снятию напряжения, тревожности.

Телесноориентированные практики

Кинезеологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия, решают ряд важнейших задач:

‒ развитие специализации полушарий головного мозга;

‒ синхронизация полушарий головного мозга;

‒ развитие мышления, памяти, внимания;

‒ развитие способности к произвольному контролю;

‒ снятие психоэмоционального напряжения.

Разновидности массажа и самомассажа.

При регулярных массажных сеансах улучшаются функции проводящих нервных волокон, стабилизируются рефлекторные звенья в цепи взаимодействия между корой головного мозга и системой мышц и сосудов,а также нормализуется тонус мышц.

Упражнения для релаксации

Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. Занятия могут сопровождаться музыкой. Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. 

 

Заключение

Включение всех вышеперечисленных элементов методик позволяет добиваться устойчивого внимания детей и поддержания их интереса к материалу на протяжении всего занятия, способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, нивелированию расстройств эмоционально-волевой сферы, а значит, помогает достигать максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×