Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач современного образования. В условиях ухудшения экологической ситуации в мире и роста антропогенного воздействия на природу, с раннего возраста необходимо воспитывать у детей бережное отношение к окружающей среде, развивать у них осознание значимости природных ресурсов и их сохранения для будущих поколений. Именно в дошкольный период закладываются основы мировоззрения и ценностных ориентиров, которые будут сопровождать человека на протяжении всей жизни.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач современного образования. В условиях ухудшения экологической ситуации в мире и роста антропогенного воздействия на природу, с раннего возраста необходимо воспитывать у детей бережное отношение к окружающей среде, развивать у них осознание значимости природных ресурсов и их сохранения для будущих поколений. Именно в дошкольный период закладываются основы мировоззрения и ценностных ориентиров, которые будут сопровождать человека на протяжении всей жизни.
Одной из главных задач экологического воспитания является развитие у детей интереса к природе и формирование у них эмоционально-положительного отношения к природным объектам. Дети среднего дошкольного возраста проявляют большой интерес к окружающему миру, поэтому именно в этом возрасте важно начать систематическую работу по формированию экологической культуры. Для этого используются разнообразные методы и формы работы, направленные на знакомство детей с миром природы, формирование у них экологически грамотного поведения и осознание необходимости охраны окружающей среды.
Эффективным методом формирования экологической культуры является организация экологических занятий и игр, где дети могут на практике изучать природные явления и процессы. Например, воспитатели могут проводить с детьми наблюдения за изменениями в природе, организовывать экскурсии в парк или лес, где дети смогут увидеть, как меняется окружающая среда в зависимости от времени года, познакомиться с растениями и животными, узнать об их особенностях и значении для экосистемы. Во время таких прогулок дети могут собирать природные материалы, которые затем используются для создания поделок и других творческих работ. Это помогает детям лучше понять взаимосвязи в природе и развивает у них чувство ответственности за сохранение окружающей среды.
Большое значение в формировании экологической культуры имеет использование художественных и литературных произведений, которые способствуют развитию у детей эстетического восприятия природы. Чтение сказок, стихотворений и рассказов о природе помогает детям формировать образное представление о мире, развивает воображение и чувство прекрасного. Воспитатели могут также использовать мультфильмы и диафильмы на экологическую тематику, которые помогут детям лучше понять, почему важно беречь природу и какие последствия могут быть, если не заботиться об окружающей среде.
Практическая деятельность детей также играет важную роль в формировании экологической культуры. Воспитатели могут организовывать в группах мини-огороды, где дети будут выращивать растения, ухаживать за ними и наблюдать за их ростом. Это не только развивает у детей интерес к природе, но и учит их трудолюбию, терпению и ответственности. Дети учатся понимать, что растения нуждаются в заботе, и что от их усилий зависит результат. Такой опыт помогает детям на практике осознать значимость природы и необходимость бережного отношения к ней.
Участие родителей в процессе формирования экологической культуры также является важным аспектом. Воспитатели могут организовывать совместные экологические мероприятия, такие как посадка деревьев, уборка территории, создание клумб и другие активности, направленные на улучшение окружающей среды. Совместная деятельность родителей и детей способствует укреплению семейных связей, формирует у детей чувство коллективной ответственности и подчеркивает важность заботы о природе на уровне семьи.
В заключение следует подчеркнуть, что формирование экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста является важным этапом в их воспитании и развитии. Экологическое воспитание помогает детям лучше понять окружающий мир, развивает у них чувство ответственности за сохранение природы и формирует основы экологически грамотного поведения. Важно, чтобы воспитатели и родители совместными усилиями создавали условия для формирования у детей любви к природе и желания заботиться о ней, что в будущем будет способствовать сохранению и улучшению экологической ситуации в мире.
Список литературы
1. Валова З. Г. Ребенок среди природы / З. Г. Валова, Ю. Е. Моисеенко. – Минск : Полымя, 2017. – 112 с.
2. Зайнуллина, Г.Ф.Экологическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] Г.Ф. Зайнуллина// Актуальные вопросы современной педагогики. – 2016. - № 9. – С.62-66
3. Киселева, Е. В. Особенности формирования экологической культуры дошкольников среднего возраста в условиях реализации ФГОС ДО / Е. В. Киселева, Т. М. Советова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 560-562.