Глобальные проблемы, происходящие в современном обществе, охватывают все
области его жизни. На сегодняшний день развитие общественной жизни повысило
интерес к проблемам социального воспитания в дошкольных учреждениях.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности, дошкольное детство —это
уникальный период стремительного накопления жизненного опыта:
нравственного, социального и духовного. Именно этот возраст нельзя пропустить для
становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных
нормах поведения и взаимоотношений. Русский философ И. А.Ильин писал об этом
возрасте: «В этот период жизни — впечатлениям открыта последняя глубина души; она
вся всему доступна и не защищена защитной бронёй; всё может стать или уже становится
её судьбой».Сегодня, в связи с использованием интернета, телевидения и
других информационных и мультимедийных средств,у ребёнкадошкольника складывается виртуальное восприятие мира,что отражается на его
психическом развитии: нарушаются основы развития детского мировосприятия, детской
культуры, психики. Из наблюдений за взаимоотношениями между
старшими дошкольниками можно сделать вывод об их неспособности решать простейшие
конфликтные ситуации и более одной четвёртой детей 5–6 лет демонстрируют
агрессивное поведение. Кроме того, воспитатели испытывают трудности в реализации
направлений социально-коммуникативного развития детей, не успевают адаптироваться к
одним образовательным требованиям, как на смену им приходят другие. Все эти факторы
сказываются на качестве и эффективности воспитания подрастающего поколения.
Социальное воспитание детей — процесс сложный и комплексный, включающий
как воспитание интеллекта, так и нравственное, сенсорное, эстетическое воспитание. Но
в современных программах дошкольного воспитания ещё недостаточно точно определены
задачи социализации В своё время новые образовательные стандарты были нацелены на
обучающие программы с использованием игровых действий, в которых ведущим типом
детской деятельности дошкольника была игра. Но постепенно произошла подмена
игрового типа деятельности на обучающую, что, в итоге, не могло не сказаться на
возрастном психологическом развитии ребёнка. Отсюда и недостаточная способность к
произвольным действиям, трудности во взаимоотношениях со сверстниками.
В воспитательном процессе сегодня преобладает гуманистической подход, создающий
образ успешного человека, во всем полагающегося на свои силы, стремящегося к
достижению собственного комфортного существования. Но способна ли
такая «педагогика успеха» воспитать гражданина своей Родины, семьянина или
настоящего профессионала? Государственные документы последних лет требуют
переосмысления задач воспитания как первостепенного приоритета в образовании, в них
всё чаще подчёркивается огромное значение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Традиционная отечественная
образовательная система своей целью всегда видела воспитание, в первую очередь, как
нравственное и духовное развитие маленького человека на приоритете духовного над
материальным, без которого все накопленные знания могут оказаться бесполезными.
Таким образом, проблема воспитания дошкольников в России может быть решена только
путём возвращения России к своим традиционным ценностным установкам, к
историческим корням. Не стоит дожидаться пока для этого будет перестроена вся система
российского образования. У дошкольного образовательного учреждения есть возможность
приступить к действию в данном направлении уже сегодня.
Глобальные проблемы, происходящие в современном обществе, охватывают все
области его жизни. На сегодняшний день развитие общественной жизни повысило
интерес к проблемам социального воспитания в дошкольных учреждениях.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности, дошкольное детство —это
уникальный период стремительного накопления жизненного опыта:
нравственного, социального и духовного. Именно этот возраст нельзя пропустить для
становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных
нормах поведения и взаимоотношений. Русский философ И. А.Ильин писал об этом
возрасте: «В этот период жизни — впечатлениям открыта последняя глубина души; она
вся всему доступна и не защищена защитной бронёй; всё может стать или уже становится
её судьбой».Сегодня, в связи с использованием интернета, телевидения и
других информационных и мультимедийных средств,у ребёнкадошкольника складывается виртуальное восприятие мира,что отражается на его
психическом развитии: нарушаются основы развития детского мировосприятия, детской
культуры, психики. Из наблюдений за взаимоотношениями между
старшими дошкольниками можно сделать вывод об их неспособности решать простейшие
конфликтные ситуации и более одной четвёртой детей 5–6 лет демонстрируют
агрессивное поведение. Кроме того, воспитатели испытывают трудности в реализации
направлений социально-коммуникативного развития детей, не успевают адаптироваться к
одним образовательным требованиям, как на смену им приходят другие. Все эти факторы
сказываются на качестве и эффективности воспитания подрастающего поколения.
Социальное воспитание детей — процесс сложный и комплексный, включающий
как воспитание интеллекта, так и нравственное, сенсорное, эстетическое воспитание. Но
в современных программах дошкольного воспитания ещё недостаточно точно определены
задачи социализации В своё время новые образовательные стандарты были нацелены на
обучающие программы с использованием игровых действий, в которых ведущим типом
детской деятельности дошкольника была игра. Но постепенно произошла подмена
игрового типа деятельности на обучающую, что, в итоге, не могло не сказаться на
возрастном психологическом развитии ребёнка. Отсюда и недостаточная способность к
произвольным действиям, трудности во взаимоотношениях со сверстниками.
В воспитательном процессе сегодня преобладает гуманистической подход, создающий
образ успешного человека, во всем полагающегося на свои силы, стремящегося к
достижению собственного комфортного существования. Но способна ли
такая «педагогика успеха» воспитать гражданина своей Родины, семьянина или
настоящего профессионала? Государственные документы последних лет требуют
переосмысления задач воспитания как первостепенного приоритета в образовании, в них
всё чаще подчёркивается огромное значение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Традиционная отечественная
образовательная система своей целью всегда видела воспитание, в первую очередь, как
нравственное и духовное развитие маленького человека на приоритете духовного над
материальным, без которого все накопленные знания могут оказаться бесполезными.
Таким образом, проблема воспитания дошкольников в России может быть решена только
путём возвращения России к своим традиционным ценностным установкам, к
историческим корням. Не стоит дожидаться пока для этого будет перестроена вся система
российского образования. У дошкольного образовательного учреждения есть возможность
приступить к действию в данном направлении уже сегодня.
В наши дни большую значимость приобрела проблема раннего
(дошкольного) выявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Важно подчеркнуть, что неприятие обществом гиперактивных детей приводит к развитию
у них чувства отверженности, отдаляет их от коллектива, усиливает неуравновешенность,
вспыльчивость и нетерпимость к неудачам. Психологическое обследование детей с этим
синдромом у большинства из них выявляет повышенную тревожность, беспокойство,
внутреннюю напряженность, чувство страха. Чувство тревоги и страха дополняется
агрессией, которая проявляется у многих современных детей. Многочисленные наблюдения за детьми раннего возраста свидетельствуют о том, что чаще всего они
проявляют агрессию при недостатке общения, когда недополучают человеческого тепла и
необходимой «порции» информации. Очень отчетливо прослеживается негативная
тенденция в состоянии здоровья современных детей, абсолютно здоровых детей у нас
становится все меньше и меньше. Это касается отклонений в физическом и
нервнопсихическом развитии дошкольников. По данным Всемирной организации
здравоохранения, до 20% детей во всем мире имеют проблемы психического здоровья.
Серьезную проблему вызывает «уход» сюжетно-ролевой игры из жизни современного
ребенка. Результаты исследований детских игр (Е.О.Смирнова, О.В.Гударева,
О.В.Солнцева и др.) свидетельствуют, что значительная часть дошкольников
(приблизительно 40%) в свободное время не играет. Они демонстрируют отдельные
предметные действия (катание машинок, бросание мяча), рассматривают книжки, рисуют,
занимаются конструктором и пр. Выяснение сюжетов детских игр свидетельствовало о
том, что они весьма однообразные и ограничены в основном семейной тематикой.
Современные дошкольники предпочитают проигрывать в своих играх сюжеты,
заимствованные из телевизионных фильмов, в которых они воспроизводят не
профессиональные роли взрослых, а роли телевизионных героев (около 15% случаев).
Игры с производственной тематикой (в повара, шофера, доктора, космонавта и пр.),
которые были популярны лет назад, практически отсутствуют в игровой деятельности
современных дошкольников. Между тем, именно такие игры и такие "профессиональные"
роли в наибольшей мере способствуют вхождению ребенка в мир взрослых. Именно
игровая роль в концентрированной форме воплощает связь ребенка с обществом. Таким
образом, дети все более отдаляются от взрослых: они не видят и не понимают
профессиональной деятельности родителей, плохо знакомы с их трудовыми и личными
отношениями. Место близких взрослых начинают занимать виртуальные персонажи. У
современных детей в период расцвета ролевой игры в средней и старшей группе
преобладает игра-действие, характерная для первого уровня развития игровой
деятельности. Игра сводится к однотипным несложным сюжетам и отдельным репликам,
обращенным к партнеру. Дошкольники, так и не научившиеся играть, остаются личностно
незрелыми, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, а
также его воли и произвольности. Серьезной проблемой является и то, что сегодня
фактически разрушена детская субкультура, которая передавала бы дошкольникам
игровой опыт от одного поколения к другому, помогала социальной адаптации. Тревогу
вызывают факты и факторы, связанные с приобщением детей к телеэкрану, начиная с
младенческого возраста. Дошкольное детство оказалось под прессом агрессивного
влияния СМИ, цифровых технологий, увлечение которыми привело к резкому
ограничению времени, так необходимому для общения, взаимодействия со сверстниками.
Коммуникативный дефицит приводит к разобщенности, изолированности ребенка от
сверстников, доминированию собственных интересов, неумению понимать собеседника
или игрового партнера. Наблюдается отторжение партнера, игнорирование его
программы, повышенная конфликтность детей. Экранная зависимость является причиной
неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии, отсутствия интересов,
гиперактивности, повышенной рассеянности. Телевизор всеG более заменяет семейное
общение, чтение книг, бабушкины сказки и беседы с отцом. ПричеGм они не просто
смотрят телевизионную продукцию, они впитывают и усваивают ееG. Экран становится
главным «воспитателем» ребеGнка. Теле воздействия формируют душу и ум ребеGнка,
воспитывают его вкусы и взгляды на мир. ВсеG, что смотрят и что воспринимают
маленькие дети, закладывает фундамент их личности и мировоззрения. Сегодня ребенок
поставлен в ситуацию разорванных социальных связей и хаотичного потока информации
без структурно-логических связей. Современные дети рано начинают жить по законам
взрослых. Они разучились мечтать, воображать. Романтические настроения уступают
место прагматизму, рационализму, не по годам взрослой практичности, даже меркантильности. Между тем взрослые искусственно ускоряют детское развитие, вводя
раннее обучение по школьному типу. Модная сейчас концепция раннего развития
приводит к тому, что дети устают от учебы задолго до школы. Постоянный стресс,
которому подвергаются современные дошкольники, приводят в дальнейшем к более
серьезным последствиям: заболеваниям телесным и духовным, к апатии, равнодушию и
агрессивности. В мире актуальной, быстро меняющейся, общедоступной информации
взрослые перестали быть авторитетными проводниками детей по лабиринту знаний. Итак,
современный дошкольник достаточно противоречив. К положительным изменениям в
личности и деятельности современного ребенка можно отнести те, что характеризуют его
как развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, свободный. К
отрицательным - импульсивный, конфликтный, агрессивный, гиперактивный, социально
незрелый, воспитываемый телевизором. В числе многих факторов, определяющих
развитие детей в современном обществе, американские ученые выявили пять процессов:
маркетизация, маргинализация, медикализация, милитаризация и мобилизация.
Возможно, мы не в состоянии остановить глобальные социальные, культурные и
экономические процессы жизни общества, но мы можем сделать очень многое в наших
семьях и дошкольных учреждениях для того, чтобы изменить отношение к детству как
субъекту взаимоотношений, чтобы нас не вытесняли раньше времени из жизни наших
детей. И здесь на первый план перед педагогами и родителями выходит проблема
формирования культуры использования Интернета и телевидения. Особый смысл
приобретает проблема отношений детей, отношений их к себе, к миру и к другому
человеку, понимания, чувствования ими другого человека. Отношения являются не только
основой наших трудностей как родителей и воспитателей, они также могут стать ключом
к их преодолению. Сегодня семье нужна помощь в осознании новых реалий и подлинных
жизненных ценностей, поддержка в освоении новых способов общения и совместной
деятельности со своими детьми, оказания им должной духовной поддержки. Малышам не
хватает любви, ласки, терпения, заботы, внимания со стороны родителей. По сути, дети
сегодня объективно вышли из системы постоянного контакта со взрослыми, наблюдается
отстранение взрослого мира от мира детства. Здесь существует ещеG одна особенность
воспитания современных детей - это повышенная занятость родителей. Заниматься со
своими детьми катастрофически некогда - не только родителям, но и бабушкам и
дедушкам, которые тоже, как правило, много работают. С учетом сказанного, задача
воспитания современных детей должна состоять также в создании условий для снижения
гиперактивности, развития сосредоточенности и концентрации внимания, двигательного
опыта и физического здоровья, а также развития волевых качеств ребенка. Сегодня, как
никогда, важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и
физическом здоровье, обеспечить психологическую защищенность.