Проблема интеграции обучения и воспитания в начальной школе важна, современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства.
Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально - развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Интеграция тесно связана с дифференциацией. Эти процессы отражаются на построении системы учебных предметов и поиске способов обобщения знаний учащихся.
Шмакова Марина Николаевна
Учитель начальных классов
МБОУ Бажинская ООШ
Новосибирской области
Маслянинского района
«Интеграция на уроках в начальной школе, как средство реализации развивающего обучения»
«Интеграция-это глубокое взаимопроникновение,
слияние в одном учебном материале обобщённых
знаний в той или иной области»
Кульневич С.В., Лакоценин Т.Т.
Проблема интеграции обучения и воспитания в начальной школе важна, современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства.
Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально - развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Интеграция тесно связана с дифференциацией. Эти процессы отражаются на построении системы учебных предметов и поиске способов обобщения знаний учащихся.
По моему мнению, понятие «интеграция» применительно к системе обучения может принимать два значения:
-во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире, при котором интеграция рассматривается как цель обучения;
-во-вторых, это нахождение общих точек соприкосновения предметных знаний, где интеграция является уже средством обучения.
Вся система начального обучения и воспитания строится на идее интеграции. Интегрирующий характер сквозным потоком проходит через основные педагогические задачи, стоящие перед начальной школой и проявляется в общих методологических подходах, которые применяет учитель в процессе обучения. Он же и выступает тем самым системообразующим фактором и несет интегративную роль, становясь во главе всего учебно-воспитательного процесса в начальной школе.
Чтобы грамотно и качественно выполнять интеграционную функцию в процессе становления личности ребенка, учителю, прежде всего, самому необходимо четко ее понимать и быть подготовленным к ее реализации в профессиональном плане. Он обязан дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить его с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
При проведении интегрированных уроков, ведущими методами становятся совместные обсуждения, размышления, поиски, открытия, где ученику дается возможность проявить инициативу, самостоятельность, индивидуальный поиск информации, развить эрудицию, что несомненно учит ребенка соединять полученные знания в единую систему.
В моей педагогической практике происходит объединение элементов различных учебных предметов таких как: литературное чтение – окружающий мир, литературное чтение -ИЗО, русский язык-математика и др.
Приведу пример интеграции литературного чтения и окружающего мира в начальных классах. Возможности интеграции литературного чтения и окружающего мира очень широки, поскольку перед уроками чтения и перед уроками природоведения стоят общие образовательные и воспитательные задачи. На этих уроках учащиеся знакомятся с природой своего края, с сезонными изменениями в природе, узнают о жизни диких и домашних животных, насекомых. На уроках литературного чтения и окружающего мира есть и общая воспитательная цель - воспитать у младших школьников любовь и бережное отношение к природе, научить эстетически, воспринимать природу. Объектами изучения на уроках литературного чтения и окружающего мира являются одни и те же явления природы, но аспект изучения, подход к их изучению несколько иной. Уроки литературного чтения в большей мере, чем уроки окружающего мира, должны решать задачу формирования у детей эстетического, эмоционально окрашенного восприятия природы, дать детям языковые средства для передачи своего собственного, эстетического отношения к природе. Наличие общих тем и объектов для изучения, различный аспект и метод в их освещении на уроках литературного чтения и окружающего мира позволяют ставить вопрос о целесообразности интегрированного подхода к работе над материалом. Следует так спланировать уроки, чтобы сведения, получаемые из разных предметов, дополняли и углубляли друг друга. Таким образам будут решены задачи ознакомления детей с природой и воспитания у них гуманных чувств. При этом изучении окружающего мира мы будем идти от сознания к чувствам, при изучении литературного чтения, воздействуя прежде всего на чувства, мы будем формировать убеждения, развивать эстетически.
Приведу пример: по предмету окружающий мир дети знакомятся с перелетными птицами: внешним видом журавлей, дикой утки, ласточки, грача и других, с тем, как и чем питаются эти птицы, почему улетают в тёплые края, когда улетают, как готовятся к перелёту, как летят, в какой последовательности, когда и где выводят птенцов. По литературному чтению дети в ряде произведений читают об этих же птицах: "Серая Шейка" Д. Мамина-Сибиряка; об отлёте журавлей, ласточек, диких гусей, грачей говорится в ряде стихотворений: "Осень" Трутнева, "Осеннее" И. Исаковского, "Уж небо осенью дышало" А. Пушкина. На интегрированном уроке окружающего мира учащиеся получают научные знания в доступной, интересной для них форме. Они узнают, что птицы наши друзья, которые уничтожают вредных насекомых, оберегают урожай. Поэтому нельзя убивать птиц, разорять их гнёзда, подбирать выпавших из гнёзд здоровых птенцов и приносить их домой. Воздействуя на чувства детей, художественные произведения воспитывают у них бережное отношение к природе.
Интегрированные уроки имеют огромные преимущества:
1. Формируют целостную научную картину мира;
2. Являются источником нахождения новых связей между фактами в различных предметах;
3. Дают возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя;
4. Побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, активному познанию окружающей действительности;
5. Способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса;
6. Воспитывают широко эрудированного школьника;
7. Развивают потенциал учащихся, образное мышление;
8. Формируют познавательный интерес учащихся;
9. Способствуют формированию умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;
10.Здоровьесберегающая направленность уроков позволяет снимать утомляемость учащихся за счёт переключения на разные виды деятельности.
Таким образом, интеграция – один из основных принципов начального обучения в современных условиях развития образования.
Дети очень любят интегрированные уроки и с интересом воспринимают и усваивают объемный материал. Очень ценно, что приобретаемые знания и навыки младшие школьники используют не только в стандартных учебных ситуациях, но и применяют их в практической деятельности с применением различных видов творчества.
Что же касается количества интегрированных уроков, то здесь однозначного ответа быть не может. Всё зависит от умения учителя синтезировать материал, органично связать между собой и проводить интегрированный урок без перегрузки для детей.