Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс образования. И прежде всего – это создание оптимальных психолого-педагогических условий для усвоения детьми с ОВЗ общеобразовательных программ в соответствии с образовательными стандартами, максимальное сглаживание нарушенных процессов и функций, недостатков эмоционального и личностного развития. А чтобы процесс обучения был успешным необходимо, чтобы дети с ОВЗ хотели учиться, чтобы у них была мотивация к обучению и не пропадала познавательная активность. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения. Вспомните, как загораются глаза у детей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда мы говорим: «А сейчас мы поиграем в интересную игру…» Здесь не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое огромное место занимает в жизни ребёнка игра.
Приемы активизации познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья через дидактические игры.
Учитель начальных классов
КОГОБУ ШИ ОВЗ пгт Опарино
Ершова И.В.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обеспечением тех необходимых условий, которые позволят данной категории детей включиться в полноценный процесс образования. И прежде всего – это создание оптимальных психолого-педагогических условий для усвоения детьми с ОВЗ общеобразовательных программ в соответствии с образовательными стандартами, максимальное сглаживание нарушенных процессов и функций, недостатков эмоционального и личностного развития. А чтобы процесс обучения был успешным необходимо, чтобы дети с ОВЗ хотели учиться, чтобы у них была мотивация к обучению и не пропадала познавательная активность. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения. Вспомните, как загораются глаза у детей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда мы говорим: «А сейчас мы поиграем в интересную игру…» Здесь не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое огромное место занимает в жизни ребёнка игра.
Для меня как учителя, обучающего детей с ОВЗ, всегда было важно так построить учебно-воспитательный процесс, чтобы переход к школьной жизни, где основное – учёба, был менее болезненным. Известно, что на развитие познавательной активности и самостоятельности ребёнка оказывают влияние множество факторов: стихийных и специально организованных, природных, социальных. И главный фактор – это среда, окружение, в котором пребывает ребёнок и посредством которого он себя реализует как личность. Очевидно, что обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою активность, лучше всего создают игровые ситуации. Игровые действия ребёнка сопровождаются высоким эмоциональным подъёмом, устойчивым познавательным интересом, являются наиболее мощным стимулятором его активности в познании. Игра служит как бы переходным мостиком к учению, той средой, в которой легче, интереснее проходит познавательная деятельность. Поэтому я постоянно использую на уроках наглядно-дидактический и игровой материал. Считаю, что игра помогает делать урок живым, а общение искренним, дойти до ума и сердца ребёнка, вызвать творческий интерес к предмету. При использовании на уроке наглядно-дидактического и игрового материала процесс усвоения учебных знаний проходит эффективнее, предоставляется возможность развивать у учащихся с ОВЗ произвольность внимания и память, смекалку, находчивость, сообразительность, обогащать словарный запас.
Многие игровые упражнения требуют не только умственных, но и волевых усилий: выдержки, умения соблюдать правила (порядок выполнения действий). Главное, чтобы игра органически сочеталась с серьёзным напряжённым трудом, не отвлекала от учёбы, а способствовала интенсификации умственной работы, развитию познавательных интересов и способностей учащихся с задержкой психического развития.
Рассматривая роль игры в интеллектуальном и психическом развитии детей, Л.С.Выгодский писал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает из жизни ребёнка, но, наоборот, она пропитывает собою деятельность ученика. Поэтому использование наглядно-дидактического и игрового материала на уроках в начальных классах, опора на игру (игровую деятельность, игровые формы, приёмы) в процессе обучения детей с ОВЗ учителем– это путь включения этих детей в учебную деятельность, средство активизации познавательных процессов, способ обеспечения эмоционального отклика на учебно-воспитательное воздействие и создание нормальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности.
Особенности познавательной деятельности у учащихся с ОВЗ проявляются в недостаточном развитии внимания (распределение, концентрация, объём) и пониженной работоспособности. У всех школьников, отстающих в развитии, наблюдаются недостатки памяти, причём они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь у таких учащихся ограничен объём памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала.
С уверенностью могу сказать, что при применении этих наглядно-дидактических материалов время выполнения задания сокращается, результат выполняемой задачи становится выше.
Использование наглядно-дидактического и игрового материала активизирует у детей с ОВЗ и слуховую, и зрительную память, повышает интерес (произвольное внимание) и желание выполнить задание быстро и правильно. Услышанное и увиденное, повторённое не один раз запоминается детьми лучше, что положительно влияет на формирование стойких знаний, умений, навыков.
Наглядно-дидактический и игровой материал способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.
Учитывая особенности детей с интеллектуальными нарушениями, возраст, использую игры в адаптированном варианте. Каждая дидактическая игра содержит одну – две задачи. При проведении игр опираюсь на уже имеющиеся у детей знания, чтобы дидактическая задача была доступна, поддерживаю интерес игрового действия.
Для развития интереса и познавательной активности на уроках я приведу примеры некоторых дидактических игр:
Развивающая игра "Математические пазлы" предназначена для младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Игра состоит из предметных картинок (их можно добавить на усмотрение педагога), распечатанных на цветном принтере. Все картинки заламинированы для прочности. Игра развивает фантазию, воображение, тренирует память и зрительное восприятие, формирует пространственное мышление, способствует быстрому запоминанию чисел, развитию логического мышления: умению сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать вывод.
Развивающая игра «Делим слова на слоги» предназначена для закрепления навыков слогового анализа слова, знакомства с ударением в словах, развития памяти, внимания, мышления.
Дидактические карточки – пазлы «Предлоги» предназначены для значения и правил употребления предлогов, развития речи и сформированности пространственных представлений у детей с ОВЗ.
Разрезные карточки-лото «Собери пословицу» на повторение русских пословиц, объяснению их смысла.
«Домино слов». Эта игра помогает формированию навыка чтения, развивает внимательность, активность, быстроту реакции и положительную мотивацию
Таким образом, использование дидактических игр активизирует познавательную деятельность. Отмечается повышение мотивации обучения. На уроке создаётся неформальная обстановка, которая позволяет школьнику раскрыть свой потенциал, проявить себя, реализовать умения, полученные ранее. Игры заставляют думать, предоставляют возможность ученику проверить и развить свои способности, настойчивость, стремление к спеху, мотивационные качества, самоутвердиться.