Актуальность проблемы личностного развития детей с ЗПР определяется высокими требованиями современного образования. Поэтому необходим поиск и использование новых, эффективных психолого-педагогических методов в обучении и воспитании.
Основная задача педагогов – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. В данной статье представлены психологические методики по коррекционно-развивающей работе с обучающимися с ОВЗ
Актуальные методы развития ВПФ у обучающихся с ЗПР
Актуальность проблемы личностного развития детей с ЗПР определяется высокими требованиями современного образования. Поэтому необходим поиск и использование новых, эффективных психолого-педагогических методов в обучении и воспитании.
Для детей с задержкой психического развития характерно недоразвитие личности, что проявляется в несформированности школьной мотивации, неустойчивой системе социальных отношений и проблемной самооценке личности. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ОВЗ вступившем в силу 1 сентября 2016 г., впервые в содержание образования в качестве обязательного направления коррекционной работы включена работа по формированию у детей с ЗПР произвольной регуляции деятельности и поведения.[4]
Теоретико-методологическая основа темы статьи опирается на культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского; на возрастную периодизацию Ж. Пиаже и Д.Б. Эльконина; на мотивационный подход (Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Н. И. Гуткина и др.), исходящий из положения, что только при присутствии учебной мотивации ребенок становится «хозяином» положения, а учение — успешным; на научный подход к классификации и дифференциации детей с проблемами интеллектуального развития (Е.Л. Инденбаум, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская и др.). Личностные особенности детей с задержкой психического развития изучались Н.Л. Белопольской, Е.С.Слепович, У.В. Ульенковой и др. отечественными исследователями.
Внесение изменений в условия обучения и внешняя помощь педагогов детям с ОВЗ в организации деятельности (например, упрощенное повторение инструкции, эмоциональная поддержка, переход от фронтальной работы к индивидуальной и др.) приводят к существенному улучшению результатов у обучающихся и воспитанников с ЗПР.
Основная задача педагогов – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Одной из таких технологий являются квест-технологии. На ИКЗ в МАУ «ЦППМиСП» используется Лэпбук (квестбук) - современный методический материал, папка-раскладушка или мини-книжка, включающий задания для детей по развитию эмоционального интеллекта («Квестбук «Путешествие в страну Эмоций»).
Квест-игра как форма групповой работы с детьми позволяет формировать эмоциональный интеллект у детей и подростков с помощью игровых и сказкотерапевтических методов. Педагоги-психологи Центра разработали и провели «Квест-игру для подростков « Тайна страны Счастливых людей» с целью объединить коллектив подростков, профилактики негативных состояний, осознание подростками нравственных ценностей и положительных черт личности как ресурса преодоления кризисной ситуации, создания благоприятной психологической атмосферы, обогащения эмоционально-чувственной сферы обучающихся, повышения самооценки и взаимной оценки друг друга за счет проявления личностных качеств.
Психолого-педагогические методы, коррекционно-развивающие упражнения, направленные на развитие личностной сферы детей с задержкой психического развития (ЗПР) должны учитывать следующие принципы:
Учебная мотивация действий;
Доступность заданий, с их постепенным усложнением;
Повторяемость, возможность самостоятельного поиска решения задачи каждым ребенком;
Включение речи в процесс решения проблемно-практических задач.
Предлагаем познакомиться с разными видами упражнений по развитию личностной сферы детей с ЗПР.
Упражнение «Шкатулки пожеланий для себя и для других»
Цель: формирование умений адекватного реагирования на неуспех, повышения настроения, формирования адекватной самооценки.
Я горжусь собой
Я горжусь тобой
Каждый раз я волнуюсь, а у меня получается всё лучше
Каждый раз ты волнуешься, а у тебя получается всё лучше
Я молодец, потому что очень старался ( старалась), несмотря на результат
Спасибо тебе за помощь. Я очень ценю то, что ты мне помогаешь.
Я смогу достичь, чего хочу. Мне помогут те, у кого я попрошу помощи
Я и не сомневаюсь, что ты достигнешь всего, чего захочешь.
Я отношусь к учёбе как взрослый: стараюсь быть внимательным на уроке, сам делаю домашние задания, прошу помощи, когда мне сложно и трудно.
Ты взрослеешь не по дням, а по часам: сам делаешь домашние задания, внимательно слушаешь учителя, умеешь просить помощь, если есть разные сложности и трудности .
Я могу быть разным: и весёлым, и грустным.
Ты очень разный: веселый, грустный, умелый, сообразительный.
Я тоже хочу много знать, уметь. Смогу трудности одолеть.
Ты много знаешь, умеешь. Сможешь помочь мне преодолеть трудности?
Я очень важен и нужен этому миру.
Ты мне очень важен и нужен.
Список литературы и интернет-источников
1.Бабкина Н.В. Роль осознанной саморегуляции в реализации когнитивных и личностных ресурсов ребенка с задержкой психического развития [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 3. C. 40–55.
2. Исследование личностной готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://дцо.рф/issledovanie-lichnostnoj-gotovnosti-k-shkolnomu-obucheniyu-detej-s-zaderzhkoj-psihicheskogo-razvitiya
3.Мухаматулина ЕА.., Михеева Н.Е. Попробуй повтори! Нейропсихологическая игра.
4. ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья. Утвержден приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598
Приложение 1
Список литературы по развитию личностной сферы у детей с ЗПР
1 Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М., 2003.
2. Баженова О.В. Тренинг эмоционально-волевого развития для дошкольников и младших школьников. СПб,2010.
3. Васильева И.Ю. Волшебная книга игр. СПб, 2010.
4. Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. 2007.
5. Крюкова СВ., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М., 2003.
6. Крылова Т.А., Сумарокова А.Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны. Программа эмоционально-волевого развития детей. СПб, 2011.
7. Кряжева Н.Л. Радуемся вместе: Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург, 2006.
8. Лебеденко Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Кто я? Какой Я? М.,2005.