Роль инклюзивного образования повышается, оно позволяет существенно сократить процессы маргинализации детей с ограниченными возможностями здоровья и способствуюет расширению доступности образования для них. Тем самым таким детям будут создаваться более благоприятные условия для их социальной адаптации.
В настоящее время актуальной проблемой инклюзивного образования, стоящей перед организацией комплексной помощи детям, является создание «безбарьерной» образовательной среды. Одним из общих правил такой образовательной среды является критерии ее доступности для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья — одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования. Препятствиями к получению детьми качественного образования являются многочисленные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством инвалидов .
Существующая система специальных учебно-воспитательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья претерпевает ныне серьезные изменения и во многом стоит на пороге своего сокращения. Вероятнее всего, возьмет верх набирающая силу тенденция устранения различий между общеобразовательной и специальной школой.
В этой связи повышается роль инклюзивного образования, позволяющего существенно сократить процессы маргинализации детей с ограниченными возможностями здоровья и способствующего расширению доступности образования для них. Тем самым таким детям будут создаваться более благоприятные условия для их социальной адаптации.
С тенденцией развития инклюзивного образования в общеобразовательной школе сочетается усиление неоднородности состава учащихся по уровню их умственного, речевого и в целом психического развития.
Это существенно затрудняет адаптацию как детей условно здоровых, так и детей с ограниченными возможностями здоровья, возникают дополнительные, нередко непреодолимые трудности в реализации индивидуального подхода педагогов к учащимся в процессе их обучения, воспитания, развития, не позволяющие в полной мере реализовать принцип дифференцированного, по-настоящему индивидуального подхода к каждому учащемуся .
Для преодоления этих трудностей общеобразовательная школа уже сейчас должна:
обеспечить нормативно-правовую базу процесса инклюзивного образования детей с ограниченными воз
можностями здоровья в системе общего образования;
обеспечить образовательный процесс професси
онально подготовленными педагогами общего образо
вания и специалистами сопровождения, способными реализовать инклюзивный подход;
создать «
безбарьерную
» образовательную и со
циальную среду инклюзивного образования, ориенти
рованного на принципы принятия и взаимопомощи;
создать комплексную модель деятельности спе
циалистов различного профиля, обеспечивающих про
цесс сопровождения ребенка с ограниченными воз
можностями здоровья в условиях инклюзивного обра
зования;
разработать научно-программно-методическое обеспечение инклюзивного образования (учебные планы, учебные программы (их варианты), при необ
ходимости — специальные учебники и рабочие тетра
ди, учебные пособия для самого ученика);
активно использовать возможности дистанцион
ного образования как эффективного инструмента реа
лизации
компетентностного
подхода в образовании;
обеспечить межведомственное взаимодействие и социальное партнерство между организациями, уч
реждениями, ведомствами, обеспечивающими психо
лого-педагогическую и социальную поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья;
обеспечить организацию взаимодействия учреж
дения с семьей, воспитывающей ребенка с ограничен
ными возможностями здоровья.
На сегодняшний день, в этом плане в общеобразовательных школах предпринимаются попытки преобразований организационно-методического характера. Так, например, в некоторых школах наблюдается рост количества программ по дополнению учебного процесса различными средствами поддержки (психологической, логопедической, коррекционно-педагогичес-кой). Однако такие программы, как правило, односто-ронни, недостаточно научно обоснованы. Зачастую программы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья создаются специалистами, не имеющими специального образования.
В современных условиях все рельефнее обнаруживается недостаточность, а порой и слабость существующих форм поддержки и помощи детям. Многое здесь делается недостаточно профессионально, узка специализация педагогов применительно к такой деятельности, низка их психологическая компетентность . Они слабо владеют методами психопрофилактики отклонений в развитии, затрудняются в использовании методов психологической и педагогической коррекции. Педагоги общеобразовательных школ пока не умеют работать с различными категориями детей, организовывать групповую работу и проводить уроки в деятельностной парадигме. Они не владеют современными технологиями построения образовательного маршрута и разработками индивидуальных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья .
В целом же внимание к поддержке детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и всесторонней помощи им в процессе обучения в школе нуждается в существенном усилении.
Разработка содержания и организационных принципов деятельности субъектов помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, (школьной психологической службы, коррекци-онно-педагогической службы, социальной службы) возможна только на основе целостного представления о комплексной модели деятельности специалистов различного профиля: врачей-психиатров, невропатологов, физиологов, психологов, логопедов, педагогов-дефектологов, которые ныне достаточно разобщены, их деятельность не скоординирована и не сфокусирована на нуждах детей. Разрозненные их усилия не дают и не могут дать желаемых результатов в воспитательной, учебной, психокоррекционной, профилактической работе .
В настоящее время актуальной проблемой инклюзивного образования, стоящей перед организацией комплексной помощи детям, является создание «безбарьерной» образовательной среды. Одним из общих правил такой образовательной среды является критерий ее доступности для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В учреждениях, обеспечивающих сопровождение таких детей, общепедагогические требования к оборудованию и оснащению должны учитывать проблемы и трудности социализации детей данной категории. Социальная среда в образовательных учреждениях должна учитывать уровень современной жизнедеятельности общества и быть приближена к ее требованиям. Особенно это касается технического оснащения всех сфер жизни ребенка: осуществление бытовых нужд, формирование социальной компетентности, социальной активности и жизнеустойчивости ребенка .
Также имеют место серьезные проблемы в использовании новых информационных технологий в образовательном процессе, которые обусловлены следующими факторами:
отсутствие информационно-технологической инфраструктуры (в рамках учебного заведения), про
граммно-аппаратного обеспечения, оптимизированно
го на основе использования технологий, предназна
ченных для детей с ограниченными возможностями здоровья, отвечающего целям и задачам обучения, ин
дивидуальным потребностям обучаемых;
отсутствие условий, основанных на принципах создания технологической инфраструктуры, ориенти
рованной на инклюзивное образование: удобстве ис
пользования, доступности, гибкости, экономической доступности, рентабельности.
Наличие у детей с ограниченными возможностями здоровья проблем контактирования с окружающей средой, гиподинамии, нарушения психоэмоциональной сферы и, часто, зависимости от взрослых требует условий для систематического упражнения детей в проявлении себя при выполнении различных видов деятельности.
В этом особая роль принадлежит вспомогательным технологиям, т. е. устройствам или услугам, которые позволяют людям с функциональными ограничениями принимать активное участие в повседневной жизни, получать образование, работать или отдыхать.
Для решения проблем в этой области в первую очередь требуется создание банка данных о существующих в настоящее время вспомогательных устройствах, как зарубежных, так и отечественных, используемых в образовательном процессе для всех категорий детей.
В условиях быстрых изменений в науке и общественной жизни, стремительного развития информационных технологий в качестве эффективного инструмента реализации компетентностного подхода в образовании, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, целесообразно рассматривать дистанционное обучение. В условиях дистанционного обучения учащийся, студент приобретает навык эффективного поиска информации, ее отбора и структурирования, анализа и оценки.
Введение технологий дистанционного обучения в учебный процесс приводит к появлению новых возможностей для реализации проблемно-поисковой и проектной деятельности учащихся. Так, в условиях интерактивного телекоммуникационного взаимодействия педагогов с учащимися и учащихся между собой естественным образом формируются компетенции, необходимые для организации деятельности в современном обществе.
Организация взаимодействия с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, должна быть обеспечена на совершенно новом уровне и предполагает:
создание программно-методического обеспече
ния и координации решений по социально-психологи
ческой и социально-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможнос
тями здоровья;
создание программно-методического обеспече
ния для выявления и коррекции проблем, возникаю
щих между членами семьи, где воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья;
создание условий для реализации права родите
лей (или лиц, их заменяющих) на информационное обеспечение по имеющимся в стране услугам в сфере комплексной диагностики, комплексной реабилита
ции и образования;
активное вовлечение семьи в работу учрежде
ния, обеспечивающего сопровождение детей с ограни
ченными возможностями здоровья;
консультирование родителей по проблемам раз
вития их детей;
обучение родителей доступным им методам и приемам оказания помощи детям в условиях семьи;
организация обратной связи родителей с учреж
дением и др.
Решение этих проблем и ряда других, возникающих в условиях общеобразовательной школы, приведет к снятию барьеров в образовательной, профессиональной и бытовых сферах, в самопознании, саморазвитии и самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья, что, в свою очередь, будет способствовать более успешному развитию инклюзивного образования.