Инклюзивное образование сегодня: реалии и перспективы.
Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья – как взрослых, так и детей. Одним из важнейших направлений деятельности по реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья – создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательном учреждении общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
Реализуемый в нашем общеобразовательном учреждении подход к совместному обучению детей строится на принципах междисциплинарности, уважения к личности ребенка и понимания основных этапов его развития, участия родителей в воспитательном и образовательном процессах.
Основных составляющих механизма внедрения инклюзии может быть несколько. Во-первых, обеспечение детей услугами специалистов (силами учреждения, комиссии психолого-медико-педагогического сопровождения), поиск оптимальных форм междисциплинарной работы над индивидуальными маршрутами при участии воспитателей групп; во-вторых, организация семинаров и практикумов для воспитателей и специалистов, посвященных основам возрастной психологии, видам дизонтогенеза, формам работы с детьми, имеющими особенности в развитии, основам игровой терапии; в-третьих, внедрение форм взаимодействия специалистов с семьей и интеграции семей (родительские собрания, родительский клуб, консультации специалистов, проведение праздников, походов, субботников и т. д.).
Особое место в организации работы группы, в которой реализуется инклюзивная практика, отводятся учителю-логопеду и педагогу-психологу. Ведь учитель-логопед и педагог-психолог вместе с учителем начальных классов помогают ребенку с ОВЗ социализироваться и адаптироваться к обучению в школе, способствуют формированию у ребенка с ограниченными возможностями здоровья навыков общения, налаживанию адекватного взаимодействия ребенка как со сверстниками, так и со взрослыми.
Недостаточно организовать безбарьерную среду – важно иметь в штате квалифицированных специалистов для работы с особым контингентом детей. Учитель, в чей класс поступает ребенок с ОВЗ, должен быть готов к этому. В связи с этим педагоги проходят соответствующую профессиональную подготовку.
При организации инклюзивного образования в школе созданы особые условия и обеспечено грамотное с точки зрения коррекционной педагогики сопровождение. При этом основополагающим принципом является соблюдение интересов ребенка. Педагог, отвечающий за сопровождение ребенка с ОВЗ, решает каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для обучающегося, то есть способствует созданию оптимальных условий как в школе, так и в семье.
На этапе внедрения инклюзии было улучшено материально-техническое обеспечение школы оборудованы функциональные помещения (кабинет учителя-логопеда, кабинет социально-психологической службы, физкультурный зал); приобретены речевые компьютерные программы, тактильные дорожки, тактильная настенная панель, развивающие и коррекционные деревянные игры.
Для каждого ребенка с ОВЗ составляется индивидуальный маршрут развития. В рамках реализации маршрута ребенка коррекционно-развивающие занятия проводят педагог-психолог, учитель-логопед. Необходимо отметить, что при планировании коррекционных занятий специалисты учитывают содержание общеобразовательной программы данного класса и строят коррекционные развивающие занятия так, чтобы темы занятий и уроков перекликались и дополняли друг друга.
Также не надо забывать о различных формах работы с родителями. Ведь наша задача, чтобы на уроке, празднике или спортивном мероприятии ребенок с особенностями в развитии не только пассивно высиживал время, но и активно принимал участие. Ведь это хорошая возможность показать положительные результаты и личные достижения ребенка с ОВЗ, ведь участие ребенка в мероприятии – своего рода отчет педагогов о проделанной работе. В свою очередь родители, воспитывающие детей с особенностями в развитии, могут наглядно увидеть, чему научился их ребенок, и гордиться его достижениями. Единство школы и семьи – ключ к успеху в инклюзивном образовании.
Цель образовательного процесса работы с детьми с проблемами в развитии является не только социализация и адаптация детей в обществе, но и развитие познавательных и речевых способностей детей. Ведь развитие таких психических процессов, как восприятие, внимание, речь, память, мышление, позволяет ребенку познавать самого себя и окружающий мир, чувствовать себя уверенным среди других людей и уметь ориентироваться в той или иной ситуации.
Образовательный процесс в школе мы выстроили следующим образом:
-Мониторинг индивидуальных особенностей развития ребенка с ОВЗ.
-Организация совместной жизнедеятельности детей в классе инклюзивного образования.
-Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия специалистов.
-Совместная деятельность учителя и специалистов в организации образовательного процесса в классах, реализующих инклюзивную практику.
Накопленный опыт позволяет сделать вывод о том, что слаженная, дисциплинарная работа специалистов, учителей и педагогов, основанная на понимании, тесном сотрудничестве и взаимодействии, способная работать в команде, способствует повышению качества образовательного процесса и созданию благоприятного эмоционального климата, в основе которого уважение к личности ребенка, высокий уровень профессиональной компетентности каждого педагога.