Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Исследование состояния усвоения орфографии у младших школьников с ОНР. Работа №319968

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье говорится о проблеме усвоения орфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи. В работе представлены результаты исследования по обследованию состояния предпосылок усвоения орфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи.

Вопрос о нарушении письма у детей с общим недоразвитием речи получил разностороннее освещение в работах Р.Е. Левиной. Нарушения письма в концепции Р.Е. Левиной связываются с отклонениями в формировании как фонетико-фонематической, так и лексико-грамматической стороны речи детей, т.е. отклонением в развитии речи как системы. При этом степень нарушения письма находится в зависимости от уровня речевого развития ребенка.

Работа:

Статья по теме:

Исследование состояния предпосылок усвоения орфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи

Аннотация: в статье говорится о проблеме усвоения орфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи. В работе представлены результаты исследования по обследованию состояния предпосылок усвоения орфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: Общее недоразвитие речи, орфография, младшие школьники с ОНР, речевое развитие

В настоящее время в образовательных учреждениях многие дети имеют различные речевые нарушения. Большая часть детей с нарушением речи – дети с общим недоразвитием речи.

Вопрос о нарушении письма у детей с общим недоразвитием речи получил разностороннее освещение в работах Р.Е. Левиной. Нарушения письма в концепции Р.Е. Левиной связываются с отклонениями в формировании как фонетико-фонематической, так и лексико-грамматической стороны речи детей, т.е. отклонением в развитии речи как системы. При этом степень нарушения письма находится в зависимости от уровня речевого развития ребенка.

Мы провели исследование на базе МОУ «Никольская средняя школа», Белгородской области Белгородского района, в исследовании участвовали дети младшего школьного возраста. Исследование проводилось по следующим методикам: специфические и общепринятые психолого-педагогические принципы исследования речи детей, обследование тонких движений пальцев рук, обследование общей произвольной моторики, обследование состояния звукопроизношения, обследование фонематического восприятия (дифференциация фонем), исследование языкового анализа и синтеза, обследование грамматического строя речи, слуховой диктант, списывание с печатного текста, самостоятельное письмо (сочинение-рассказ по сюжетной картинке).

 

По результатам первой методики, мы получили следующие результаты: в целом дети показали неплохой результат при обследовании тонких движений пальцев рук. Только некоторые из них испытывали небольшие затруднения при выполнении 2 и 3 задания.

По результатам второй методики мы получили следующее: в процессе обследования общей произвольной моторики было выявлено, что самым сложным для детей было задание 5. Дети сбивались с темпа неоднократно, путались при выполнении задания. Наибольшая сложность возникала у детей при выполнении задания левой рукой.

По результатам третьей методики, дети с интересом выполняли предлагаемые им задания. В ЭГ двое детей справились с заданием без ошибок. У четырех детей наблюдались искажения звуков, еще у двух – искажения, пропуски и замены звуков. Наиболее грубые нарушения звукопроизношения были отмечены у Николая П.. В его речи встречаются множественные пропуски, искажения и замены звуков. Например: сом – “сиом”, собака – “ахака”, аист – “аис , колос – “оис”, слон – “свон , санки – “хаки” , капуста –“ апуса , забор –“ апо и т.д.

При исследовании состояния фонематического восприятия мы обнаружили, что недостаточная сформированность функций речеслухового анализатора при сохранном физическом слухе создаёт большие затруднения для детей при различении сходных звуков, отличающихся одним фонематическим признаком. Семь человек из восьми в ЭГ и шесть из восьми в КГ испытали большие трудности в дифференциации и различении звуков, особенно группы шипящих и свистящих , остальные дети допускали единичные ошибки. Только один ребенок в ЭГ и двое в КГ справились с заданием без ошибок. Они правильно показали все картинки.

Задание для обследования звукового анализа и синтеза не вызвало у детей значительных трудностей. Наиболее часто дети ошибались в определении количества звуков и слогов в составе слов.

При обследовании грамматического строя речи дети испытывали значительные трудности в употреблении предлогов, образовании новых слов с помощью приставок, склонении местоимений и числительных, образовании причастий, восстановлении правильного порядка слов в предложении, согласовании слов в предложении. Наименьшее количество трудностей вызвали задания по образованию прилагательных от существительных, составление предложений по вопросам и демонстрации действия. Высокий уровень в ЭГ и КГ не показал никто из детей.

В процессе написания диктанта и списывания было выявлено, что у всех детей в ЭГ и КГ имеется большое количество ошибок, то есть можно говорить о дисграфии у всех детей, участвующих в эксперименте.

Так же в написании диктанта встречались пропуски букв, слогов, слов, неправильно определялись границы предложения, допускались ошибки в окончаниях существительных, глаголов, наречий, написание имен и фамилий с маленькой буквы, добавление лишних букв в слово.

В целом, в сравнении написания диктанта и списывания с печатного текста, стало очевидно, что при списывании дети допускают меньшее количество ошибок. Из этого можно сделать вывод, что диктант для детей является более сложным заданием. Похоже, что у детей больше нарушено слуховое восприятие, чем зрительное.

В результате последнего проведенного обследования по написанию самостоятельно рассказа-сочинения по предложенной сюжетной картинке нами были выявлены аналогичные ошибки, что и при написании слухового диктанта и списывания с печатного текста. Помимо этого мы так же смогли проанализировать у детей уровень связной речи, состояние лексико-грамматического строя, словарного запаса. Как выяснилось, по результатам проведенного обследования, у детей довольно низкий уровень связной речи, а так же не высокий уровень активного словаря. Можно отметить и низкое качество лексико-грамматической стороны речи.

 

Список литературы:

1.Ананьев Б.Г. О методах современной психологии //Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов.// Л. ЛГУ, 1976. С.13-35.

2.А.Р. Лаурия Материалы к генезису письма у ребенка «Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии»

3.Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие.- СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.

4.Л.Р. Зиндер «Очерк общей теории письма» Издательство «Наука» Ленинградское отделение 1987г.

5. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление.- М.: «Юристъ», 1997. – 256 с.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X