Для закрепления полученных знаний, умений и навыков используются интегрированные тематические занятия. Многие педагоги задают вопрос: в чем специфика и различие комплексных и интегрированных занятий? Как часто следует их проводить в дошкольном образовательном учреждении? Современная дошкольная педагогика дает следующие определения понятий «комплексные занятия» и « интегрированные занятия». Интегрированные занятия не только обогащают знания детей об окружающем мире, но и способствуют развитию творческого мышления, формируют яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»
Республики Татарстан
Консультация
СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ
ИНТЕГРИРОВАННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В ДОУ
Музыкальный руководитель:
Асабина Р.В.
2023год
СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ
ИНТЕГРИРОВАННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ.
Занятие в дошкольном образовательном учреждении является специально организованной формой обучения. В отличие от школьного урока оно строится на основе игры / подвижной, сюжетной, дидактической/, а также других специфических для дошкольников видов деятельности: изобретательной, конструктивной и.т.д.
Для закрепления полученных знаний, умений и навыков используются интегрированные тематические занятия. Многие педагоги задают вопрос: в чем специфика и различие комплексных и интегрированных занятий? Как часто следует их проводить в дошкольном образовательном учреждении? Современная дошкольная педагогика дает следующие определения понятий «комплексные занятия» и « интегрированные занятия».
В комплексных занятиях прослеживается именно совокупность предметов и явлений в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками, сочетание материала / поэтического, музыкального, игрового, познавательного/ к одной теме. Например, подводя итоги наблюдений за природой в весенние месяцы, мы проводим комплексное занятие «Весна». В содержание этого занятия мы включаем все, что дети узнали, выучили, запомнили за последние три месяца: и про капели, про весенние ручейки, прилет птиц, первые подснежники, и про почки на деревьях. Дети поют песни, читают стихи про все это…., слушают музыку, играют в подвижные игры, и вся их исполнительская деятельность посвящена одному времени года – весне. В содержание занятия вокруг темы «Весна» объединяется самый разнообразный материал – здесь присутствует совокупность природных явлений в художественных образах.
Совсем другое дело, когда в основе содержания занятия – тема или образ одной тональности. Если речь идет об осени, то тема должна быть определена точнее. Например, осенью мы проводили интегрированное занятие «Художница - Осень», зимой «Зимняя сказка», весной «Подснежник и капелька», где весь репертуар - и стихи, и песни, и музыка для слушания –соответствовали именно этой теме и были направлены на достижение главной цели этих занятий – учить детей чувствовать характер музыки и ее цветовую гамму.
В результате интеграции у детей складывается более емкое, многогранное представление об окружающем мире.
Разрабатывая цикл интегрированных занятий на учебный год, мы должны учитывать, что в основу берется интегративно-тематический подход, при котором художественный образ рассматривается взаимосвязано. Поэтому, нужно определить для себя приоритетное направление, позволяющее целенаправленно, систематически и планомерно строить свою работу по данному разделу. Например, «основная нить» интегрированных занятий – музыка времен года – цвет – настроение человека. Вместе с воспитателем нужно постараться дать детям возможность познать, как одно и то же явление отражается в разных видах искусства, какие художественные средства использовали композитор, художник, поэт. Знания о природе объединяются со знаниями об искусстве легко, так как произведения искусства отражают явления природы в художественных образах.
Интегрированные занятия, которые готовит музыкальный руководитель и воспитатель решают прежде всего задачи эстетического развития / на данных занятиях музыки и изобразительной деятельности/, познавательного развития и социально-нравственного.
Для решения задач эстетического развития можно включить при разработке занятия высокохудожественные образцы литературных /стихи русских и современных поэтов/ и музыкальных произведений /народную, детскую, классическую музыку различных эпох/, стараться использовать качественные репродукции произведений изобразительного искусства. Все это создает условия для эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного здоровья ребенка, выход на творчески продуктивную деятельность. Например, прослушав и проанализировав музыку «Осенние дорожки» О.Поляковой, дети старались передать настроение музыки в творческом движении, исполняя танцевальную импровизацию «Осенние дорожки». Ребята самостоятельно выбрали атрибут, который на их взгляд наиболее полно позволит раскрыть образ осеннего листочка. Свободно импровизируя, они старались передать характер музыки в необычных движениях и в конце задания создали из платков, шарфиков, ленточек «Удивительный осенний коврик. Коллективная деятельность способствует становлению и развитию коммуникативной культуры ребенка.
Для активизации внимания детей, желания услышать музыку, понять ее, в чем-то продуктивном выразить свои впечатления, можно использовать разные педагогические приемы: игровые, словесные, наглядные, практические. Например, зимнее интегрированное занятие «Путешествие в царство Снежной Королевы». Цель: Развитие художественно - творческих способностей через интеграцию образовательных направлений. Ребята слушали фрагменты произведений П. Чайковского «Вальс снежных хлопьев», «Вальс снежинок» М. Минкова, из цикла «Времена года» А. Вивальди, которые являются шедеврами мировой классики. Слушание музыки дополнялось выразительным чтением отрывков мировой художественной литературы, а именно произведениями А.С.Пушкина. Поддерживая быстрый темп занятия, не оставляющий места однообразию и скуке, и на основе уже полученных впечатлений, дети исполнили танцевальную импровизацию «Снежинки». После чего, они рисовали снежинки на зеркалах зубной пастой для Снежной Королевы. Здесь происходит настрой детей на необычность занятия в тоже время, решающих определенные педагогические задачи - развитие мелкой моторики, умения согласовывать движения со словом, что очень важно для детей с речевыми нарушениями. : Такой прием, вызывает у детей новый всплеск положительных эмоций, доставляет им радость от непосредственного общения с персонажем и настраивает их на дальнейшую продуктивную деятельность, возможность проявить свою инициативу, самостоятельность, творчество.
Как показывает практика, участие нескольких педагогов в занятии снижает утомляемость детей, повышает их интерес к материалу и в конечном итоге результативность занятия. Поэтому, каждое интегрированное занятие предполагает активное участие музыкального руководителя, воспитателя и, если в штате предусмотрен, педагога дополнительного образования соответствующего профиля. Составляя циклы занятий, следует хорошо продумать с какого занятия лучше начать тот или иной цикл. Например, мы провели музыкальное интегрированное занятие с использованием татарского языка в старшей группе «Весеннее настроение». Данное занятие способствует творческой реализации полученные впечатления, навыки и умения в дальнейшей художественно-эстетической деятельности. Следуя принципу межпредметной связи, тема предстоящего интегрированного музыкального занятия изучалась в одни и те же дни на музыкальных и других художественно – эстетических занятиях. Воспитатели, используя различные формы взаимодействия с детьми, проводили большую предварительную работу – беседы, пояснения, познавательные рассказы, посещение музея, заучивание стихотворений татарских поэтов, пословиц и загадок, использовали татарскую музыку в игровой, самостоятельной творческой деятельности детей, на занятиях художественно-эстетического цикла и т.д. В ходе таких занятий происходит взаимосвязь восприятия музыки с активной познавательной деятельностью. Перед итоговым интегрированным занятием, которое проходит в музыкальном зале, воспитатели настраивают детей на его «необычность», важность, создавая таким образом атмосферу радости и увлеченности происходящим. Главное - необходимо дать детям возможность воплотить свое эмоциональное состояние в изобразительной и музыкальной творческой деятельности.
Учитывая, что «интегрированное музыкальное занятие более сложное по насыщенности, требующее серьезной и систематической предварительной работы, определенной подготовки детей к восприятию того или иного материала, оно проводится 1 раз в квартал» /С.И.Мерзлякова – доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО/. Во избежание переутомления детей, при разработке занятия я сочетаю задания с высоким уровнем сложности с более простыми, а также играми и динамическими паузами. Хочется обратить особое внимание на использование информационно-коммуникационных технологий при разработке и проведении не только открытых интегрированных занятий, но и при организации педагогического процесса в целом. Применение презентаций, мультимедийного оборудования, безусловно, усиливают впечатления детей, делают учебный материал еще более интересным, увлекательным и запоминающимся.
И в заключении хочется сказать, что интегрированные занятия не только обогащают знания детей об окружающем мире, но и способствуют развитию творческого мышления, формируют яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми.