Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 03.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Особенности методики работы с детьми больными аутизмом". Работа №315502

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Педагог должен пытаться определить, что может тот или иной ребенок, а не ограничиваться тем, что он или она не может. Акцент должен быть на развитии и расширении уже существующих навыков ребенка.

В моём случае моя ученица Шкудова Злата очень любит петь. Именно с этого мы и начали знакомство с ней. Самое главное было на первом этапе завоевать её доверие. Чтобы она смогла принять меня в круг людей . которым она полностью доверяет . Это был нелёгкий и длительный процесс.

Мне приходилось принимать её правила игры, даже порой говорить её словами. И в результате она стала чувствовать себя со мной свободно, нам даже не нужно было присутствие мамы на уроке.

Мы постепенно стали выучивать новые песенки ,все их Злата играла на фортепиано и пела ,ей очень это нравилось. Песни были в разных тональностях. Для запоминания нот у нас были карточки : с одной стороны написана была нота на нотном стане, а с другой подсказка . что это за нота. Так нам было легче запоминать написание и название нот. Нужно отдать должное родителям всё домашнее задание они выполняли вместе.

Дети с аутизмом часто фиксируются на чем-то одном, поэтому очень важно работать над расширением их фиксаций.

Работа:

 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств имени А.В. Варламова

 

 

 

 

 

Методическая разработка

Тема : « Особенности инклюзивного образования в ДШИ».

 

 

 

Разработчик

преподаватель

высшей категории

Дроздова И.В.

 

 

 

 

 

Г. Ульяновск

2022 г.

 

Аути́зм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки проявляются в возрасте до трёх лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.

Немногим детям удаётся перейти к самостоятельной жизни по достижении совершеннолетия, однако некоторые добиваются успеха, более того, возникла своеобразная культура аутичных людей, ряд представителей которой занимаются поисками лекарства, другие же считают, что аутизм — скорее «особое», альтернативное состояние, чем болезнь Классифицирующийся как заболевание нервной системы, аутизм проявляется прежде всего в задержке развития и нежелании идти на контакт с окружающими. Это состояние чаще всего формируется у детей в возрасте до трёх лет. Симптомы этого заболевания не всегда проявляются физиологически, но наблюдение за поведением и реакциями ребёнка позволяет распознать это нарушение, развивающееся примерно у 1-6 детей на тысячу. Причины аутизма не выявлены до конца.

характерной триады:

недостаток социальных взаимодействий;

нарушенная взаимная коммуникация;

ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения.

Аутизм — состояние, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни, активным отстранением от внешнего мира, бедностью выражения эмоций. Человек с аутизмом неспособен к полноценному социальному общению и зачастую не может, подобно обычным людям, интуитивно почувствовать состояние .Вопреки распространённому убеждению, дети - аутисты отнюдь не предпочитают одиночество — им сложно завязывать и поддерживать дружеские отношения. Согласно исследованиям, чувство одиночества у них связано скорее с низким качеством имеющихся отношений, нежели с небольшим числом друзей другого человека.

Компульсивное поведение — намеренное соблюдение неких правил, например, расположение объектов определенным образом.

Потребность в однообразии, сопротивление переменам; пример — сопротивление перемещениям мебели, отказ отвлекаться на чужое вмешательство.

Ритуальное поведение — выполнение повседневных занятий в одном порядке и в то же время, например, соблюдение неизменной диеты или ритуала облачения в одежду. Эта черта тесно связана с предыдущей потребностью в однообразии.

Ограниченное поведениеузкосфокусированное, при котором интерес человека или его активность, например направлены на единственную телепрограмму или игрушку.

Аутоагрессия — активность, приводящая или способная привести к ранениям самого человека, например, укусы самого себя. Исследование 2007 года говорит о том, что около 30 % детей с расстройствами аутистического спектра в течение своей жизни причиняли себе повреждения.

Гиперактивность и дефицит концентрации внимания. Нередко явная гиперактивность проявляется при заданиях, навязанных взрослыми (напр., школьные занятия), при этом ребёнок может хорошо сосредоточиваться на самостоятельно выбранных задачах (напр., выстраивание кубиков в ряд, просмотр одного и того же мультфильма снова и снова). Однако в других случаях аутизма плохая концентрация внимания отмечается при всех занятиях.

Название этого заболевания происходит от латинского слова autos — «сам» (аутизм — погружение в себя). Ребенок, страдающий аутизмом, живет в собственном мире, он плохо понимает и воспринимает события, происходящие вокруг него. Аутист избегает общения с людьми, в том числе и с родителями, может не реагировать на обращенную к нему речь, что часто заставляет подозревать у этих детей нарушения слуха. Несмотря на многие «странности» аутичный ребенок может быть высокоинтеллектуальным и даже проявлять гениальные способности в какой-либо области. Из него может вырасти прекрасный музыкант, художник, ученый и т.д. В тоже время

этот же ребенок может не иметь простейших бытовых и социальных навыков.

 

Особенности методики работы с аутистами.

Педагог должен пытаться определить, что может тот или иной ребенок, а не ограничиваться тем, что он или она не может. Акцент должен быть на развитии и расширении уже существующих навыков ребенка.

В моём случае моя ученица Шкудова Злата очень любит петь. Именно с этого мы и начали знакомство с ней. Самое главное было на первом этапе завоевать её доверие. Чтобы она смогла принять меня в круг людей . которым она полностью доверяет . Это был нелёгкий и длительный процесс.

Мне приходилось принимать её правила игры, даже порой говорить её словами. И в результате она стала чувствовать себя со мной свободно, нам даже не нужно было присутствие мамы на уроке.

Мы постепенно стали выучивать новые песенки ,все их Злата играла на фортепиано и пела ,ей очень это нравилось. Песни были в разных тональностях. Для запоминания нот у нас были карточки : с одной стороны написана была нота на нотном стане, а с другой подсказка . что это за нота. Так нам было легче запоминать написание и название нот. Нужно отдать должное родителям всё домашнее задание они выполняли вместе.

Дети с аутизмом часто фиксируются на чем-то одном, поэтому очень важно работать над расширением их фиксаций.

Затем у нас появились карточки с ритмическими группами и отдельными нотами. И мы выкладывали ритм уже выученных песен. Познакомились метром и ритмом и пели наши песенки нотами с тактированием.

Акцент должен постоянно делаться на успехах и сильных сторонах. Моменты, откровенно скучные и монотонные, не могут быть усвоены, опираясь на понятие «надо».

В течении урока постоянно менялись типы работы, чтобы не терялся интерес к обучению. Злата очень любит слушать музыку, и мы обязательно слушали её. Самые любимые произведения из «Детского альбома» Чайковского можно было поставить любое произведение с любого места и Злата сразу могла назвать , что это звучит.

Один из важных моментов - любое задание, просьба или игра нуждаются в завершении, что требует строгости в действиях педагога. Это помогает структурировать деятельность ребенка. Например - при прослушивании произведений Чайковского обязательно давалось задание. Какой характер произведения, в каком ладу оно звучит, сколько в нём частей.

Ещё один важный момент - от простого к сложному. Занятия начинаются с простых знакомых ребенку упражнений, которые связаны с положительными эмоциями . Я начинаю занятие с Златой с повторения выученных ранее песен, которые ей нравятся. Сначала она поёт их под мой аккомпанемент, затем играет и поёт сама. И только потом мы начинаем разговор об устойчивых и неустойчивых ступенях, разбираем мелодию. А на дальнейших уроках опять начиная с любимых песен, определяем какие интервалы содержит мелодия. И только позднее, познакомившись с трезвучиями главных ступеней, Злата играет и поёт песни с собственным аккомпанементом.

Многократное повторение на занятиях способствует выработке и закреплению необходимого навыка или знания.

Конечно, существуют трудности, связанные со спецификой восприятия аутистов. Для Златы одно из нелюбимых форм работы это запись мелодии нотами, ритма мелодии, построение интервалов и аккордов в нотную тетрадь. Хотя на инструменте она без труда строит любые интервалы и аккорды.

Но при всей сложности работы хочется отметить результаты обучения. В 1, 2 и 3 классе Злата посещала занятия по сольфеджио в группе и индивидуально. Ей нравилось выполнять задания вместе с другими детьми: петь мелодии с тактированием, гаммы .С 4 класса Злата занимается сольфеджио только индивидуально и хочется отметить, что на слух она определяет интервалы даже лучше чем дети из её группы. На инструменте она строит простые интервалы от любого звука вверх и вниз, играет и поёт в пройденных тональностях 3 вида минора и мажорные гаммы. Строит трезвучия главных ступеней. Сольфеджирует музыкальный пример по учебнику с тактированием. Ей очень нравятся творческие задания,

например, досочинить мелодию со словами, написать ритм предложенного стихотворения и сочинить к нему мелодию.

Таким образом, можно проследить развитие способностей, и не случайно. Существует целая методика музыкальной терапии для детей с аутизмом.

Музыкальная терапия - это психотерапевтическое направление, основанное на лечебном воздействии музыки на психологическое состояние человека.

Эффект от применения музыкальной терапии прежде усматривают в следующем]: эмоциональная разрядка, облегчение ситуации взаимодействия, регуляция эмоционального состояния, повышение доступности для сознательных переживаний психо- и социодинамических процессов, приобретения новых средств эмоциональной экспрессии, создание основы коммуникативных навыков, развитие творческого воображения и фантазии, содействие самовыражению и саморазвитию, облегчение возможностей усвоения больным новых отношений и наставлений. Как доказано , стимуляция мозга классической музыкой активизирует связи между нервными клетками и предотвращает дальнейшей их деградации.

Методы, которые применяет современная музыкотерапия ,являются соответствующими с актуальными проблемами детей с аутичными типом развития. Так, в классификации современных методов музыкотерапии по критерию подавляющего лечебного действия отмечается

1. методы, направленные на отреагирования, а также эмоциональную активацию;

2. тренинговые методы, применяемые в контексте поведенческой терапии;

3. релаксационные и регулятивные методы;

4. коммуникативные методы;

5. творческие методы в форме инструментальной, вокальной, двигательной импровизации;

Главной задачей методики определено следующее: наладить слухо-вокальную, слухо - двигательную и зрительно-двигательную координацию, способность синтезировать их в одной деятельности.

Принципы построения занятий:

- принцип психической экологии: начинать и заканчивать занятия спокойной негромкой музыкой; на протяжении занятия отслеживать эмоциональное состояние ребенка и соответственно корректировать интенсивность занятия;

- постепенное усложнение материала, целесообразно при формировании любой деятельности. Занятия методически построены от простого к сложному : от определенных операций и действий к целостному вокально-пластическому самовыражению.

-максимальное задействование произвольных двигательных реакций в комплексе с работой слухового, зрительного, тактильного анализаторов. Важность ориентира на этот принцип обусловлена тем, что кинестезия является обязательным элементом любой ассоциации и центральной объединяющей функцией ощущения ( ведь ощущение любой модальности, по Б. Г. Ананьеву, порождается кинестетическим ощущением, то есть движением. Исходя из того, что любое полноценное восприятие музыки есть ритмичным восприятием, мы делаем процесс восприятия музыки, активным, сотворческим, таким, что включает разнообразные осмысленные движения и становится слухо-двигательным процессом.

Так как ребёнок приходит на занятия, имея непредсказуемое эмоциональное состояние, главное ритуала приветствия, которое происходит в начале занятия - создать атмосферу доверия и настроить его на занятия.

Перед началом пения проверяется правильность положения корпуса и головы, обращается внимание на обработку правильного дыхания. Занятия пением начинаются без слов, на низких тонах, вызывающих в нашем организме максимальный резонанс и дают возможность почувствовать активность и удовольствие в процессе управлении собственным голосом.

Для того, чтобы ребёнок занимались эффективно, занятия необходимо проводить с удовольствием и энтузиазмом, только тогда можно захватить своим настроением учащегося.

Как известно, одной из главных проблем при налаживании взаимодействия с аутичными ребенком есть отсутствие его внимание, пребывание на «своей волне».

И только музыка способна привлечь внимание ребёнка и окунуться в волшебный мир эмоций. Музыка является древней формой общения, присущей всем человеческим культурам. Музыка не требует от людей наличия у них вербальных способностей, и она может быть адаптирована для удовлетворения потребностей и вкусов каждого человека.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Алвин Дж., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом. - М.: Теревинф, 2004. - 208 с.

2. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. - М.: Смысл, 2001. - 264 с.

3.Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. - М.: Центр лечебной педагогики, 2000. - 364 с.

4.Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. - М.: ВЛАДОС, 2000 176 с.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×