Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название работы:

Особенности мышления у детей с ЗПР. Работа №211961

Дата публикации:
Автор:
Описание:

МЫШЛЕНИЕ-процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности.

Работа:
Особенности мышления у детей с ЗПР и приёмы по его развитию.
Бургучева Галина Ивановна,
учитель начальных классов,
МБОУ СОШ№23.
Мышление – процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности.
Отставание в развитии мышления – одна из основных черт, отличающих детей с задержкой психического развития (ЗПР) от нормально развивающихся сверстников. Отставание в процессе мыслительной деятельности у детей с ЗПР проявляются во всех компонентах структуры мышления (по исследованиям Т.В.Егоровой, У.В.Ульянковой, Т.Д.Пускаевой, В.И.Лубовской и др.)
У детей с ЗПР неравномерно развиваются виды мышления. Наиболее значительно выражено отставание в словесно-логическом мышлении (оперирующем представлениями, чувственными образами предметов), ближе к уровню нормального развития находится наглядно-действенное мышление (связанное с реальным физическим преобразованием предмета).
В нашей школе мы используем следующие технологические требования к учащимся с ЗПР при развитии у них мыслительной деятельности.
1.Общая коррекционная направленность всего процесса обучения, обеспечивающая режим жизнедеятельности (увеличенный срок обучения, малая наполняемость класса, щадящий режим); соответствующий учебный план (увеличенное число часов на трудные разделы программы, введение специального предмета ознакомление с окружающим миром; индивидуальные и групповые коррекционные занятия (по исправлению недостатков развития и восполнения пробелов в знаниях), логопедические занятия.
2.Развитие у учащихся воспроизводящих способов мышления, которые являются основой для усвоения знаний, использование при этом опор, позволяющих приучать к аналитической обработке информации, к логической последовательности, к рациональным способам деятельности.
3.Использование проблемных заданий, которые всегда предполагают частично-поисковый метод обучения (создание микропроблемной ситуации, вместе с учащимися поиск нового задания, помогающего решить эту ситуацию). Совместная поисковая деятельность стимулирует познавательную активность и самостоятельность мышления, помогает активизировать инертные и малоподвижные мыслительные процессы, активизирует все виды мыслительных операций, расширяет личный опыт ребёнка по выявлению причинно-следственных связей и временных отношений, формирует потребность в преодолении ситуации незнания.
4.Целенаправленное развитие конкретных мыслительных операций и способов действия на основе их речевого опосредования, проговаривания. Оречевление умственных действий (цели, плана, способа, результата деятельности) способствует развитию высшей словесно-логической формы мышления. Для тренинга мыслительных операций учитель может адаптировать программы для младших школьников общеобразовательной школы (В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина, Л.В.Занкова).
5.Формирование у ребёнка рефлексии, которая в первую очередь связана с мотивацией учения, осознанием действий и контролем за ходом выполнения действий.
взаимооценка.
Хочу остановиться на некоторых разработанных и систематически применяемых упражнениях на уроках по развитию мыслительной деятельности младших школьников с ЗПР:
Развитие операций синтеза и анализа.
*Исключите лишнее:
Стол, ковёр, кресло кровать, табурет.
345, 675, 80, 648, 567
*Соедини половинки слов так, чтобы получились целые слова:
Земле ход стале лёт
Мясо мер верто люб
Ледо рубка книго вар
Приёмами анализа и синтеза должен владеть каждый ученик, так как выполнение любого задания начинается с анализа и заканчивается синтезом отдельных его частей.
Развитие операций сравнения.
*Сравните картинки и найдите 10 отличий.
*Сравни вопрос, условие, решение, ответ задачи.
*Сравните зиму и лето, осень и весну.
Развитие операции классификации.
*На сколько групп и по каким признакам можно разделить слова, приведённые ниже? (по частям речи, глаголы с приставкой по, пере, за; животные домашние и дикие, предметы по общим признакам: мебель посуда, времена года, одежда, транспорт и др; единицы длины, массы, объёма и тд.)
*На какие группы можно разделить данные уравнения, выражения? (простые, сложные; числовые, буквенные …)
Развитие операции систематизации.
*На основе данного материала составьте два кластера по теме имя существительное и имя прилагательное:
Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Предмет. Признак предмета. Изменяется по рода, числам и падежам. Род, число и падеж зависят от рода, числа и падежа имени существительного, к которому оно относится. Во множественном числе по родам не изменяется. Определение. Подлежащее. Дополнение. Обстоятельство. Главный член предложения. Второстепенный член предложения.
*Составьте таблицу единиц массы, длины, объёма, времени.
При выполнении данных упражнений учащиеся учатся структурировать материал. Необходимо начинать в начальных классах обучение школьников умению составлять таблицы, схемы, алгоритмы.
Развитие операции обобщения понятий.
* Перечислите свойства, характерные как для существительных, так и для прилагательных.
* Перечислите свойства, характерные как для домашних животных, так и для диких.
*Что общего в задачах, у которых в условии есть слова больше на? или больше в; меньше на; меньше в.
*Что общего между Каштанкой - героиней рассказа А.П.Чехова Каштанка и пуделем Арто из рассказа А.И.Куприна Белый пудель?
Литература:
1.Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка, М., Владос, 2004.
2.Ведилина Е.А., Кененбаева М.А. Развитие математического мышления и способностей на уроках математики начальной школы.//Начальная школа Казахстана.-2005.№6-с.4.
3.Шевченко С.Г. Дети с ЗПР. Коррекционные занятия в общеобразовательной школе, М., Школьная Пресса, 2005.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×