Обратимся к проблемам практического характера: так как в системе организаций, инклюзивное образование появилось не так давно, возникает ряд проблем в организации в современном образовательном учреждении связаны в первую очередь с тем, что образовательное учреждение, как социальный институт ориентировано на детей, способных двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, на тех, для кого достаточными являются типовые методы педагогической работы. Первичной и важной ступенью подготовки системы образования к реализации процесса инклюзии является этап психологических и ценностных изменений ее специалистов, и уровня профессиональных компетентностей, думаю, в этом существенную поддержку могут оказать курсы повышения квалификации педагогов в этом направлении.
Дoлгие годы , система образования разделяла детей на обычных и инвалидов. Тем самым у обычных детей была возможность обучаться в общеобразовательной школе, посещать дошкольные учреждения, а дети с особенностями отправлялись в коррекционные учреждения, где для них были созданы все условия для дальнейшего развития, а также проводилась коррекция по улучшению здоровья детей. Дети с ограниченными возможностями всегда были отчуждены от общества и очень страдали от этой дискриминации.
По моему мнению, современном образовании, предлагается все больше инновационных подходов к обучению и воспитанию детей, к ним я отношу и интеграцию предметов ,думаю, актуальными они будут и для детей с особыми образовательными потребностями.
По сути, интеграция в той или иной мере осуществляется и в современном образовательном процессе, это всем известные межпредметные связи. Более полная интеграция , на мой взгляд , улучшит образовательный процесс при условии интеграции близких по методам и задачам предметов.
Понятие инклюзивное образование – используется для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях. На мой взгляд, совершенно справедливо, что в основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Но в то же время, инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. А как все инновационное, новое, вызывает очень много вопросов и противоречий, требующих решения.
Известно, что совместное (инклюзивное) обучениепризнано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования также становится одним из главных в российской образовательной политике.
Инклюзивное образование в школах имеет свою специфику так как, возникают сложности осуществления образовательной деятельности в связи с ограниченностью материально-технической базы, а также с наполняемостью классов в школе и возрастных особенностей детей.
Неоднозначное отношение к совместному обучению детей родителей здоровых детей, воспитанных в неприятии инвалидов обществом. Усложняет эти процессы.
Данные противоречия актуализируют проблему, которая заключается в недостаточной разработанности теоретико-педагогических основ реализации инклюзивного подхода в обучении детей с ОВЗ и специальных условий .
Согласно ФГОС обучения в общеобразовательной организации,
инклюзивное образование базируется на восьми принципах:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
И, на мой взгляд, эти принципы справедливы, но вот как их внедрить в практику? Здесь очень много вопросов.
То есть существует на данный момент потребностьвведенияспециальногообучениявучительскуюпрактику. Такого рода подготовка педагогических кадров, на мой взгляд, помогает в осуществлении успешного внедрения инклюзии в практику школы, но еще и открывает возможности в предоставлении коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи многим детям, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.
В основных принципах школьного образования, прописанных в ФГОС можно выделить некоторые, которые необходимо учитывать в первую очередь при разработке образовательной программы обучения в инклюзивных классах в которых находятся дети с ОВЗ.
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- помощь и совместная работа ребенка и учителя, принятие детей полноценным участником просветительных взаимоотношений;
- развитие познавательных интересов и познавательных УДД детей в разных видах деятельности;
Интересно, что исследователями Англии инклюзивное образование, согласно материалам Международной конференции Инклюзивное образование: перспективы развития в России, воспринимается следующим образом:
Инклюзия считается ходом повышения уровня роли любого отдельного ученика в академической и социальной жизни школы, а кроме того процессом уменьшения уровня изоляции обучающихся во всех процессах, проходящих внутри школы.
Инклюзия призывает к реструктуризации культуры школы, ее правил и внутренних норм, и практик, чтобы полностью принять все многообразие учеников, с их личными особенностями и потребностями. Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе.
Таким образом, на мой взгляд, инклюзия – это процесс формирования максимально доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных организациях, развитие процессов обучения с постановкой адекватных целей абсолютно всех учащихся, процедура ликвидации всевозможных барьеров для максимальной поддержки каждого ученика и наибольшего раскрытия его потенциала.
В то же время, для Российской Федерации вопрос внедрения инклюзивного образования актуальный и сложный. Это обусловлено рядом факторов. В первую очередь, согласно анализам, ВОЗ 2011 года, практически пятнадцать процентов жителей несовершеннолетнего возраста в Российской федерации имеет нетрудоспособность. Концепция образования на сегодняшний день в Российской федерации испытывает значительные перемены. Различные учебные заведения модифицируются, в следствии государственных реформ и под воздействием рыночной экономики.
При этом актуализуются значимость инклюзивного образования детей с инвалидностью, хоть общественное мнение в соответствии с данным вопросом далеко не однородно. Специальное образование, охватывающее обучающихся с особыми потребностями - инвалидов, испытывает существенные потрясения согласно обстоятельству снижения финансирования и структурных преобразований. Общественная значимость таких учреждений, как средние учебные заведения-интернаты для детей с нарушениями развития, подвергается переоценке. В практике специальное образование, с одной стороны, формирует специальные условия для удовлетворения потребностей обучающихся показанной группы в медицинских и педагогических услугах, а, с иной, - мешает социальной интеграции инвалидов, ограничивая их жизненные возможности.
Думаю, что при верной организации инклюзивное образование сформирует у школьников терпимость, толерантность, сострадание и уважение, ориентировано на развитие у всех без исключения людей возможностей, необходимых для общения. Именно те качества, которые способствуют развитию успешной и в то же время, сострадательной личности.
К тому же, на мой взгляд, введение инклюзивного образования в школу, будет способствовать тому, что все без исключения участники воспитательного процесса научатся видеть способности, которыми владеют дети с ограниченными возможностями здоровья, невзирая на существующие у них нарушения.
Но обратимся к проблемам практического характера: так как в системе организаций, инклюзивное образование появилось не так давно, возникает ряд проблем в организации в современном образовательном учреждении связаны в первую очередь с тем, что образовательное учреждение, как социальный институт ориентировано на детей, способных двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, на тех, для кого достаточными являются типовые методы педагогической работы. Первичной и важной ступенью подготовки системы образования к реализации процесса инклюзии является этап психологических и ценностных изменений ее специалистов, и уровня профессиональных компетентностей, думаю, в этом существенную поддержку могут оказать курсы повышения квалификации педагогов в этом направлении.
Поскольку, уже на первых этапах развития инклюзивного образования остро встает проблема неготовности педагогов массового образовательного учреждения (профессионального, психологического и методического) к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, обнаруживается недостаток профессиональных компетенций педагогов к работе в инклюзивной сфере, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов.
Основным психологическим барьером , на мой взгляд, является страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность педагога, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с особыми детьми. Таким образом, по моему мнению, педагоги общего образования, нуждаются в специализированной комплексной помощи со стороны специалистов в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии. Которая обеспечит понимание и реализацию подходов к индивидуализации обучения детей с особыми образовательными потребностями, в первую очередь – это работа с детьми с разными возможностями в обучении и умение учитывать это многообразие в своем педагогическом подходе к каждому.
1. Интегрированное обучениедетей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
2.Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ. М., 2011.
3. Ярская-Смирнова Е. Р., Лошакова И. И.Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования. - 2003.- № 5.
7