В статье представлены основные задачи работы учителя с детьми с ЗПР и интеллектуальными нарушениями в условиях общеобразовательного класса. Приведены примеры методов коррекционно-развивающей направленности, применяемые в работе с детьми с ЗПР. В статье приведён пример индивидуального учебного плана для обучающегося с интеллектуальными нарушениями (вариант 9.2), находяшегося на домашнем обучении. План включает следующие учебные предметы: речь и альтернативная коммуникация, математические представления, окружающий природный мир, окружающий социальный мир, человек, домоводство, изобразительная деятельность.
Работа:
Работа с детьми с ЗПР и интеллектуальными нарушениями в начальной школе.
Под инклюзивным (включенным) образованием понимается процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Данный подход позволяет рассматривать коррекцию и компенсацию нарушений развития не как конечную цель, а как одно из важнейших условий наиболее адекватного и эффективного вхождения ребенка в социум.
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностямизаключается:
-в нарушении его связи с миром
- в ограниченной мобильности
- бедности контактов со сверстниками и взрослыми
- в ограниченном общении с природой
- недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
В моем 4 классе двое обучающихся с ОВЗ, один ребенок с ЗПР и один с УО. В своей работе с такими детьми я поставила следующие задачи:
1. Познакомиться с особенностями методики работы с детьми с ОВЗ.
2. Выявить наиболее успешные методы и приёмы работы с детьми ОВЗ.
3. Составить индивидуальный план работы с данным учеником.
Дети с задержкой психического развития не готовы к обучению в школе и испытывают трудности в усвоении общеобразовательных программ, имеют нарушения ценностно-личностной ориентации, высокую степень педагогической запущенности, отклонения интеллектуального и личностного развития, частичное отставание в развитии психических.
Они могут обучаться как в коррекционномклассе в условиях общеобразовательной школы для детей с ЗПР, так и в обычном общеобразовательном классе. Образовательный процесс с детьми с ЗПР в начальных классах обеспечивается специальными программами АООП НО для детей с ЗПР. Обучение детей с ЗПР не требует создания специальных условий пребывания в школе.
Моя работа начинается с адаптации образовательной программы для обучающихся с ОВЗ. Работа осуществляется в несколько этапов:
Определение возможностей и затруднений в освоении образовательной программы.
Определение цели и задач помощи ребенку с ОВЗ в усвоении учебного предмета.
Анализ образовательной программы по предмету, выделение существенных дидактических единиц, универсальных учебных действий, обязательных для освоения обучающих.
Календарно-тематическое планирование по предмету.
Постановка цели и задач урока по определенной теме в соответствии с предполагаемым уровнем освоения ребенком с ОВЗ данной темы.
На уроках с детьми с ЗПР применяю следующие методы, которые имеют коррекционно-развивающая направленность.
1.Индивидуальный подход на всех этапах обучения(при опросе, инд. дом. задания, посильная работа на уроке; обязательная оценка положительных результатов при всём классе даже небольшого вида деятельности);
2. Максимальное использование наглядности, опорных схем, конспектов, рисунков таблиц, карт;
3.Смена видов деятельности каждые 15–20 минут с целью предупреждения утомления;
4. Рассказ по рисунку, опорным словам, схемам;
5. Дробить вопрос на более мелкие, если возникает затруднение с ответом;
6. К подаче материала подходить очень обдуманно и не требовать от обучающегося того, что он не может сделать, учитывать материальное положение ученика, психологическое состояние на конкретный момент;
7.Чаще включать в урок коллективные, групповые виды деятельности, предусматривающие взаимопомощь;
8. Оценивать не результат и его соответствие нормам отметок, а участие в коллективной работе, поддерживать желание работать (лучший стимул-похвала);
9. Снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам;
10 Внедрение современных компьютерных технологий;
11.На уроке максимально загружать умственной работой (дома могут не выполнить), помогать во время урока, оказывать поддержку, внимание;
12. Учить работать с книгой: чтение с хоровым проговариванием фраз, слов, с объяснением значения слов, терминов, с привлечением личного опыта ученика с целью вызвать ассоциации, образы;
13. Создание на всех этапах обучения обстановки принятия обучающегося, благоприятных отношений между обучающимися в классе, между учеником и учителем.
Умственная отсталость – это качественное изменение всей психики, всей личности в целом, явившееся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. В работе с умственно отсталыми детьми необходимо учитывать особенности их развития. Учащиеся с нарушением интеллекта испытывают значительные трудности при усвоении программного материала по основным учебным предметам (математика, чтение, письмо). Эти трудности обусловлены особенностями развития их высших психических функций. У данной категории детей отмечается значительное отставание в познавательном развитии.
В моем классе ребенок с УО обучается по программе по программе АООП О УО (ИН) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 9.2). В силу особенностей поведения, ребенок переведён на домашнее обучение по индивидуальному учебному плану. Учебный план включает такие предметы:
Речь и альтернативная коммуникация;
Математические представления;
Окружающий природный мир;
Окружающий социальный мир;
Человек;
Домоводство;
Изобразительная деятельность ;
Коррекционно-развивающие занятия
Индивидуальный учебный план составлен с учетом психофизического состояния обучающегося. Объем недельной нагрузки ученика начальной школы, обучающегося индивидуально –8 часов. Режим обучения строится в соответствии с расписанием – два раза в неделю. Продолжительность урока - занятия 20-30 минут, между уроками предусмотрены перемены. Урок может быть сокращен из-за обострения реактивного состояния ребенка.
По предметам индивидуального учебного плана разработана Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Данная программа реализуется с учетом индивидуальных особенностей ребенка, на основе диагностических данных, данных наблюдений.
Ребенку с интеллектуальными нарушениями нужен щадящий режим в учебной деятельности. На занятиях я чередую умственную работу и физминутки, их должно быть две за урок. Обучающемуся постоянно требуется помощь учителя, контроль. При объяснении материала, я привлекаю внимание ребёнка наглядным и дидактическим материалом. Интенсивную интеллектуальную работу организую в течение 10 мин, затем обучающийся выполняет практические задания и физминутку. Устный опрос проводится с учетом индивидуальных особенностей ребенка, т. к. у обучающегося наблюдается недоразвитие речи.
Обучающийся с УО посещает курс реабилитации в КУ ВО Борисоглебский региональный реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ . Курс включает занятия с психологом, трудотерапию, занятия по социальной адаптации, занятия по ЛФК.
Итогом образования является овладение набором компетенций, позволяющих соразмерно психическим и физическим возможностям максимально социализировать его жизнь в обществе.
Скачать работу
Под инклюзивным (включенным) образованием понимается процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Данный подход позволяет рассматривать коррекцию и компенсацию нарушений развития не как конечную цель, а как одно из важнейших условий наиболее адекватного и эффективного вхождения ребенка в социум.
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностямизаключается:
-в нарушении его связи с миром
- в ограниченной мобильности
- бедности контактов со сверстниками и взрослыми
- в ограниченном общении с природой
- недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
В моем 4 классе двое обучающихся с ОВЗ, один ребенок с ЗПР и один с УО. В своей работе с такими детьми я поставила следующие задачи:
1. Познакомиться с особенностями методики работы с детьми с ОВЗ.
2. Выявить наиболее успешные методы и приёмы работы с детьми ОВЗ.
3. Составить индивидуальный план работы с данным учеником.
Дети с задержкой психического развития не готовы к обучению в школе и испытывают трудности в усвоении общеобразовательных программ, имеют нарушения ценностно-личностной ориентации, высокую степень педагогической запущенности, отклонения интеллектуального и личностного развития, частичное отставание в развитии психических.
Они могут обучаться как в коррекционномклассе в условиях общеобразовательной школы для детей с ЗПР, так и в обычном общеобразовательном классе. Образовательный процесс с детьми с ЗПР в начальных классах обеспечивается специальными программами АООП НО для детей с ЗПР. Обучение детей с ЗПР не требует создания специальных условий пребывания в школе.
Моя работа начинается с адаптации образовательной программы для обучающихся с ОВЗ. Работа осуществляется в несколько этапов:
Определение возможностей и затруднений в освоении образовательной программы.
Определение цели и задач помощи ребенку с ОВЗ в усвоении учебного предмета.
Анализ образовательной программы по предмету, выделение существенных дидактических единиц, универсальных учебных действий, обязательных для освоения обучающих.
Календарно-тематическое планирование по предмету.
Постановка цели и задач урока по определенной теме в соответствии с предполагаемым уровнем освоения ребенком с ОВЗ данной темы.
На уроках с детьми с ЗПР применяю следующие методы, которые имеют коррекционно-развивающая направленность.
1.Индивидуальный подход на всех этапах обучения(при опросе, инд. дом. задания, посильная работа на уроке; обязательная оценка положительных результатов при всём классе даже небольшого вида деятельности);
2. Максимальное использование наглядности, опорных схем, конспектов, рисунков таблиц, карт;
3.Смена видов деятельности каждые 15–20 минут с целью предупреждения утомления;
4. Рассказ по рисунку, опорным словам, схемам;
5. Дробить вопрос на более мелкие, если возникает затруднение с ответом;
6. К подаче материала подходить очень обдуманно и не требовать от обучающегося того, что он не может сделать, учитывать материальное положение ученика, психологическое состояние на конкретный момент;
7.Чаще включать в урок коллективные, групповые виды деятельности, предусматривающие взаимопомощь;
8. Оценивать не результат и его соответствие нормам отметок, а участие в коллективной работе, поддерживать желание работать (лучший стимул-похвала);
9. Снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам;
10 Внедрение современных компьютерных технологий;
11.На уроке максимально загружать умственной работой (дома могут не выполнить), помогать во время урока, оказывать поддержку, внимание;
12. Учить работать с книгой: чтение с хоровым проговариванием фраз, слов, с объяснением значения слов, терминов, с привлечением личного опыта ученика с целью вызвать ассоциации, образы;
13. Создание на всех этапах обучения обстановки принятия обучающегося, благоприятных отношений между обучающимися в классе, между учеником и учителем.
Умственная отсталость – это качественное изменение всей психики, всей личности в целом, явившееся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. В работе с умственно отсталыми детьми необходимо учитывать особенности их развития. Учащиеся с нарушением интеллекта испытывают значительные трудности при усвоении программного материала по основным учебным предметам (математика, чтение, письмо). Эти трудности обусловлены особенностями развития их высших психических функций. У данной категории детей отмечается значительное отставание в познавательном развитии.
В моем классе ребенок с УО обучается по программе по программе АООП О УО (ИН) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 9.2). В силу особенностей поведения, ребенок переведён на домашнее обучение по индивидуальному учебному плану. Учебный план включает такие предметы:
Речь и альтернативная коммуникация;
Математические представления;
Окружающий природный мир;
Окружающий социальный мир;
Человек;
Домоводство;
Изобразительная деятельность ;
Коррекционно-развивающие занятия
Индивидуальный учебный план составлен с учетом психофизического состояния обучающегося. Объем недельной нагрузки ученика начальной школы, обучающегося индивидуально –8 часов. Режим обучения строится в соответствии с расписанием – два раза в неделю. Продолжительность урока - занятия 20-30 минут, между уроками предусмотрены перемены. Урок может быть сокращен из-за обострения реактивного состояния ребенка.
По предметам индивидуального учебного плана разработана Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Данная программа реализуется с учетом индивидуальных особенностей ребенка, на основе диагностических данных, данных наблюдений.
Ребенку с интеллектуальными нарушениями нужен щадящий режим в учебной деятельности. На занятиях я чередую умственную работу и физминутки, их должно быть две за урок. Обучающемуся постоянно требуется помощь учителя, контроль. При объяснении материала, я привлекаю внимание ребёнка наглядным и дидактическим материалом. Интенсивную интеллектуальную работу организую в течение 10 мин, затем обучающийся выполняет практические задания и физминутку. Устный опрос проводится с учетом индивидуальных особенностей ребенка, т. к. у обучающегося наблюдается недоразвитие речи.
Обучающийся с УО посещает курс реабилитации в КУ ВО Борисоглебский региональный реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ . Курс включает занятия с психологом, трудотерапию, занятия по социальной адаптации, занятия по ЛФК.
Итогом образования является овладение набором компетенций, позволяющих соразмерно психическим и физическим возможностям максимально социализировать его жизнь в обществе.