"Фольклор: роль в развитии ребенка" | Федоренко Татьяна Юрьевна. Работа №277958
Автор: Федоренко Татьяна Юрьевна
Публикация раскрывает значение фольклорных произведений в жизни и развитии ребенка с раннего возраста. Также в тексте приведены примеры фольклорных произведений разных жанров. В публикации выделены и охарактеризоны несколько жанров - сказка, прибаутка, пестушка, присказка, колыбельная.
Фольклор (в переводе — «народная мудрость») является отдельным видом искусства. Устное народное творчество играет огромную роль в формировании у ребенка представлений об окружающем мире, природе, родном крае. Также, на примерах героев произведений, ребенок учится как правильно поступать в бытовых ситуациях, в обиходе появляются базовые понятия и определения «хорошо-плохо», «добро-зло» .
Фольклорные произведенияв развитии ребенка.
Фольклор (в переводе — «народная мудрость») является отдельным видом искусства. Устное народное творчество играет огромную роль в формировании у ребенка представлений обокружающем мире, природе, родном крае. Также, на примерах героев произведений, ребенок учится как правильно поступать в бытовых ситуациях, в обиходе появляются базовые понятия и определения «хорошо-плохо», «добро-зло» .
Народное наследие выражается в различных формах, таких как сказки, былины, народные песни, припевки, заклички, считалки, потешки, прибаутки и многое другое.
С самого рождения ребенок слышит колыбельные, пестушки и потешки из уст родных людей. Колыбельные не только помогают усыпить дитя,но и дают первое познание окружающего мира, так как в колыбельных встречаются простые для восприятия слова-образы («котенька-коток» «серенький волчок», «прилетели гули»).
Люли-люли-люли,
Прилетели гули.
Сели на воротцах
В красных чеботцах.
Сталигули говорить,
Чем нам Машу накормить?
Сахарком и медком,
Сладким пряником.
Сладким пряником -
Коноплянником.
Коровку подоим -
Молочком напоим.
Стали гули ворковать -
Стала Маша засыпать.
Наряду с колыбельными часто употребляются в бытуразличные потешки, прибаутки, пестушки. Они могут сопровождаться движениями рук, пальцев. Такие фольклорные формы не только несут новые познания, но и помогают ребенку развеселиться, отвлечься, переключиться и научиться новому опыту (например, умываться,чистить зубы) . А если добавлять к ним движения, то развивают мелкую моторику и память.
Прилетели птички,
Принесли водички.
Надо просыпаться,
Надо умываться,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Сказки - важная часть устного народного творчества, существуют с незапамятных времен. Народные сказки легли в основу всех авторских сказок. У них свой простой и понятный для восприятия слог, композиция и смысл. Герои в сказках зачастую наделены каким-либо одним качеством (волк злой, петух храбрый, лиса хитрая), которое определяет поведение персонажа. Русские народные сказки воспевают победу добра над злом, веру в чудеса, торжество справедливости. Также сказки учат дружбе, добру, бережному отношению к животным, к природе, любви к родному краю, к семье, к людям. Отдельная роль сказки заключается в развитии фантазии ребенка, которая способствует укреплению творческих способностей и раскрывает потенциал в целом. К изучению рекомендуются такие сказки, как «Маша и Медведь», «Гуси-лебеди», «Теремок», «Царевна-лягушка», «Снегурочка», «Волк и семеро козлят», «У страха глаза велики» и др.
Невозможно представить детскую игру без считалки. Помимо памяти, логики и навыков счета эти фольклорные произведения помогаютразвивать навыки коммуникации между детьми.
Сидел петух на палочке,
Считал свои булавочки:
— Раз, два, три,
В этот счет выходишь ты!
На златом крыльце сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной...
Отвечай, кто ты будешь такой!
Говори поскорей,
Не задерживай добрых и честных людей.
Значение устного народного творчества для развития детей огромно. Оно выступает фундаментом, в котором отражены правила воспитания, сформированные поколениями. Ежедневно используя фольклорные произведения в бытовых ситуациях, в играх, ребенок будет успешнее развиваться и формироваться как личность.
Список используемой литературы:
- Детская литература. Арзамасцева И.Н, Николаева С.А. -М.:Высшая школа, 2001,
- Круглый год. Русский земледельческий календарь. Некрылова А.Ф. -М.:- Правда, 1989,
-Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Гербова В. -М.:Синтез, 2010,
- Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. Аникин В.П.М.: 1993,
- Русский детский фольклор. КапицаФ.С., Колядич Т.М.М.: 2002,
-Детская литература и фольклор: Аспекты взаимодействия. Трыкова О.Ю. Ярославль, 2003.