Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 28.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Индивидуальная проектная деятельность по биологии в рамках ФГОС. | Льянова Залина Казбековна . Работа №315986

Дата публикации:
Автор:
Описание:

    Учебный проект – организационная форма целенаправленной учебно-исследовательской работы (деятельности), которая направлена на достижение конкретного результата по решению какой-либо значимой (актуальной) проблемы с обязательным представлением результатов своих действий в виде проекта. Проект является итоговой оценкой достижения метапредметных результатов и обязателен для выполнения в старшей школе.

     В статье формулируются особенности проектно-исследовательской деятельности, предлагаются этапы работы над учебным проектом. Рассматриваются методы, которые могут быть использованы, для выполнения проектной работы. Предлагается программа курса «Технология учебно-исследовательской и проектной деятельности»

 

 

 

Индивидуальная проектная деятельность по биологии в рамках ФГОС.

Учитель биологии высшей категории

МБОУ СОШ №2 г. Алагира Льянова З.К.

XXI век- век нового тысячелетия и век нового поколения. Сегодня России необходимы люди, которые будут принимать неординарное решения, самостоятельно и творчески мыслить, добывать знания. Те, кто может работать с различными источниками информации. Им необходимо сочетать как учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, так и деятельность творческую, исследовательскую, связанную с развитием индивидуальных способностей учащихся. И именно этому должна научить школа. Однако, по данным международных исследований образовательных достижений учащихся РISA (Program for International Student Assessment), российские школьники ни разу не поднялись выше 27 места. У наших школьников, как показывают результаты PISA, слабо сформированы ключевые компетенции, а именно: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения. А в 2009 году российские учащиеся были в четвёртом десятке среди 65 стран. Возникает ряд вопросов. Тому ли учит наша школа? Как зажечь в учениках веру в силу знаний? Чему могут и как должны научить учителя? Чем мы можем помочь нашим детям?

Вместо получения готовых знаний, сегодня необходимо учить учащихся самостоятельно приобретать знания и использовать приобретённые знания на практике. Поэтому главным умением XXI века становится умение учиться. Именно это заложено в ФГОС второго поколения.

Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты).

Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);

Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход;

Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.

Реализация проектной деятельности как метода достижений метапредметных результатов имеет большие преимущества. В ходе проектной исследовательской деятельности учащиеся овладевают навыками 21 века, учатся формулировать цель, ставить задачи, учатся анализировать, выдвигать гипотезы, планировать её осуществление, идти к цели, экспериментировать, делать выводы и предъявлять результаты. Это дает возможность молодым людям в дальнейшей жизни принимать решения в сложных ситуациях, успешно применять свои знания на практике, почувствовать свою значимость, совершенствоваться, чтобы суметь реализовать себя.

Индивидуальный проект выполняется: самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта.

Проектная деятельность способствует успешной социализации школьников, позволяет организовать процесс познания, развивает творческие способности обучающихся. При работе над проектом школьники осваивают технологию проведения исследования, используя различные научные методы, Интернет-ресурсы, литературу по предмету, групповую и индивидуальную работу. Таким образом создается возможность каждому учащемуся построить собственную траекторию обучения и самообучения. Основной ожидаемый результат участия школьника в проектной деятельности является развитие его творческих способностей (создание моделей, конструкций и т.п.), приобретение основ исследовательской компетентности.

Учителю проект позволяет расширить рамки учебной программы, построить работу по изучению отдельной темы в течение продолжительного времени и в различных формах, что позволяет рассматривать метод учебного проекта как новое, интересное, достаточно эффективное средство обучения, воспитания и развития личности школьника.

Однако, в начале необходимо сформулировать и разъяснить для учащихся, что означают исследовательская деятельность, учебно- исследовательская деятельность, учебный проект.

Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и может привести к результатам, которые не предполагались.

Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности (Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. \\ Начальная школа№2.2007- с.45).

Проектно-исследовательская деятельность — это технология, в результате которого учениками решаются разнообразные задачи исследовательски-творческого характера под руководством педагога, что, гарантирует достижение запланированного результата – умение учащихся учиться (овладевать приемами познания).

Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами, и который необходим для конкретного использования.

 

Учебный проект – организационная форма целенаправленной учебно-исследовательской работы (деятельности), которая направлена на достижение конкретного результата по решению какой-либо значимой (актуальной) проблемы с обязательным представлением результатов своих действий в виде проекта. Проект является итоговой оценкой достижения метапредметных результатов.

Целью проектной деятельности является реализация творческого потенциала всех субъектов педагогического процесса, предоставление каждому обучающемуся возможности проектировать собственную образовательную траекторию на основе выбора содержания образования.

Существует множество определений проектного метода в научной литературе. Но все они сводятся к утверждению, что «учебный проект – совместная учебно– познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся – партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленные на достижение общего результата по решению какой - либо проблемы, значимой для участников проекта» (Бухаркина М.Ю).

Прое́кт (в переводе с латинского projectus) — брошенный вперёд; разработанный план сооружения; предварительный текст какого-либо документа; замысел, план.

 

 

Чаще всего по биологии проект может быть:

Информационный 

(проект, основной

целью которого является сбор, анализ и представление информации по какой-либо

значимой тематике

)

Исследовательский 

(проект, направленный на доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, исследование какой-либо проблемы).

Прикладной

 (практико-

ориентированный) (

проект, имеющий какой-то конкретный продукт; про

ект, направленный на реализацию

какой-то идеи, к

онечный продукт, который затем

может использоваться).

Учитель должен по отношению к ученику- выполнять роль консультанта, научного руководителя. Учитель является партнёром ученика. Он раскрывает возможные формы работы, помогает в прогнозировании результатов, оценить полученный результат и указать на недостатки.

Школьник, работающий над проектом, должен понимать, что основная доля ответственности за качество работы, сроки ее выполнения, лежат на нем.

Организация работы над учебным проектом.

Учебный проект – организационная форма целенаправленной учебно-исследовательской работы (деятельности), которая ориентирована на достижение конкретного результата по решению какой-либо значимой (актуальной) проблемы

Проект – это:

Проблема–постановка проблемы,

Проектирование – планирование деятельности.

Поиск информации – сбор и систематизация информации.

Продукт

изготовление

и

оформление продукта.

Презентация подготовка и представление презентации.

Портфолио

Оптимально, если результатом проекта являются:

Текстовый документ, в котором описываются

основные этапы

исследования

.

и их результаты

Презентация

где

представлена

демонстрации проектного продукта, а не рассказ о процессе работы над проектом.

Проектный продукт.

Рассмотрим последовательность работы над проектом.

I этап — это постановка и анализ проблемы(темы). Этот этап- один из наиболее сложных. Школьнику трудно сформулировать актуальную научную тему. Поэтому сначала неободимо определить "тематическое поле". Это тот круг вопросов, который наиболее интересен ребенку. Тематических полей для проектов много, но в биологии это: ботаника, зоология, науки о человеке, генетика и экология.

Если ученик не может сразу определиться, попробуйте задать ему следующие вопросы:

1. Что тебе интересно больше всего?

2. Чем бы хотелось заниматься в первую очередь?

3. Что из изученного по предмету хотелось бы узнать глубже?

Но, конечно, самый простой способ — это когда сам учитель предлагает список примерных тем. Например, это могут быть темы, которые уже защитили учащиеся МБОУ СОШ №2 под моим руководством.

1. Определение видов растений биометрическим методом.

2. Значение сорных растений в биогеоценозах.

3. Лекарственные растения.

4. Микробиология-целый мир в капле воды.

5. Слуховой(зрительный) анализатор.

6. Влияние экологических факторов на анатомическое строение листа.

7. Почвы Алагира.

8. Создание проекта экологического состояния школы с использованием программы Sweet Home 3D.

9. Цветочно-декоративные растения в интерьере школы.

10. Влияние химических веществ на рост и развитие растений.

Предложенные темы должны быть интересны и для самого учителя. Руководитель заранее должен себе представлять, как сформулировав тему должно идти исследование, в каком направлении, какими методами они будут пользоваться, что будет его итогом.

Существуют правила, помогающие правильно сформулировать тему.

Тема исследования

формулируется в виде одного

пред

ложения.

В конце темы не должно быть никаких других знаков препинания, кроме точки. Например, исследовательский проект не может называться так: «

Как видят(слышат) животные

?». Правильное название, например, «

Восприятие изображения различными животными

».

3. В теме должны быть отражены объект и предмет исследования.

В теме может быть отражена проблема, на решение которой направ

лено исследование.

Количество слов в теме от 4 до 10.

 

Примеры названий тем, которые составлены неправильно:

Н.И

.

Вавилов

(Не указано, что именно о

Вавилове

вы собираетесь исследовать.)

Влияние

температуры

на развитие

покрытосеменных

комнатных растений в школьном помещении в зимнее время в районе, находящемся в

умеренной

полосе. (Слишком много слов.)

3. Микроскопическое строение растений. (Слишком широкая тема.)

Иногда, темы, предложенные учителем, обсуждаются, меняются, возникают новые направления изучения. Чтобы этого не происходило, целесообразно подать заявления еще в начале учебного года. Сообщив о теме и задачах исследования руководству.

Необходимо правильно определить область исследования, направление, объект и предмет исследования.

Наличие проблемы и гипотезы позволяет сформулировать цель исследования — прообраз результата. Цель всегда одна, и чтобы её достичь, необходимо поставить и решить ряд задач. Задачи исследования — шаги, этапы, которые необходимо пройти для достижения цели. Решение которых постепенно приближает к цели. Формулируя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что конкретно надо изучить из того, что раньше не было изучено?».

Выделения объекта и предмета исследования

Объектом исследования может быть реально существующий, какой-либо организм, предмет и т.п. Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что конкретно исследуется? Объект исследования должен быть обязательно указан в теме. Гипотеза – это основанное на ряде фактов научное предположение, которое необходимо доказать.

Методы исследования — это те средства, которыми будет проводиться исследование. Современная наука имеет широкий и разнообразный выбор методов исследования. Перечислю некоторые методы, используемые в исследовательских проектах биологической направленности (биология, экология, психология): наблюдение, описание, объяснение, тестирование, опыт, эксперимент, метод световой микроскопии, анкетирование, интервьюирование, мониторинг.

Цель и задачи проекта должны логически вытекать из постановки проблемы.

Цель проекта — создание реального продукта, с учётом запланированных ресурсов и изначально продуманных требований к его качеству. Цель исследования—это обоснованное мысленное представление о конечном результате научного поиска, стремление к его осуществлению.

Задачи — это конкретные шаги или этапы на пути достижения цели. Каждая из задач — это конкретная ситуация, которая требует разрешения, и для этого имеются необходимые условия.

Цель всегда одна, а чтобы её достичь, необходимо поставить и решить ряд задач. Задачи исследования — шаги, этапы, которые необходимо пройти для достижения цели. Решение каждой из поставленных задач постепенно приближает к цели.

ІІ этап- планирование исследовательской работы

Планирование-это ответы на вопросы:

Что мы должны сделать?

Какие возникают вопросы?

Как будем решать эти проблемы?

В какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию. Это ответы на вопросы;

Кто? Где? Когда?

Что будет результатом?

В какой

форме будет твой отчет

(текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или

эксперимента, аудио- или видео

записи

наблюдений, опытов, этапов

эксперимента

и конечного результата)?

Второй этап — это научная и теоретическая проработка темы исследования. На этом этапе школьникам важно понимать, что выбранная тема безусловно рассматривалась и другими учеными. Перед началом работы над школьным исследовательским проектом, необходимо познакомиться с тем материалом, который имеется по данной теме. Так как это научную работу, то и источники информации должны быть научными или научно-популярными. При работе с литературой необходимо показать ученикам, как работать с каталогом, как найти нужную книгу. Из большого числа источников информации следует отобрать необходимые. Их не должно быть слишком много. Сюда могут войти, например, школьный учебник, журнал «Биология для школьника», 34 книги по теме проекта, 34 официальных сайта. Это могут быть:

«Научная сеть» –

www.nature.ru

Животный мир» – www.zooland.ru

«

Криптозоология

» –

www.cryptoz.narod.ru

Центр охраны дикой

природы http://www.biodiversity.ru/publications/

Определитель травянистых растений средней полосы России по цветкам

 

http://www.ecosystema.ru/04materials/Guides/flowers.htm

На данном этапе подготовки проекта должны быть определены источники информации, способы сбора, анализа и представления результатов, определена последовательность решения поставленных задач. Источники информации не должны быть устаревшими. Но иногда проекты не могут быть спланированы от начала до самого конца.

По результатам проведенного исследования должна быть сформирована реферативная часть проекта.

ІІІ этап- поиск информации (сбор и систематизация информации).

Прежде чем приступать к сбору информации, следует выделить основные понятия и найти их определения.

Информацией могут служить интервью, опросы, наблюдения, эксперименты. Учитель играет наблюдает руководит деятельностью; учащиеся выполняют исследование, решают вопросы исследования. Однако, учитель не должен вмешиваться в деятельность учащихся, указывать на более быстрый и правильный путь достижения цели. Учащийся самостоятельно ставит и решает возникающие проблемы, учится самостоятельно мыслить. Таким образом, учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

IV этап- получение продукта. Каждый проект должен завершаться получением какого-либо продукта. Один из важных результатов реализации учебного проекта является представление проектного продукта и его обсуждение.

Этот этап обычно вызывает наибольший интерес у школьников, так как имеет отношение к практической деятельности. Но, к сожалению, имеющееся на сегодня оборудование большинства школ не позволяет проводить качественные инновационные исследования.

Каждый проект должен завершаться получением какого-либо продукта.

Формы продуктов проектной деятельности, представленные учащимися Алагирской школы №2:

Каталог сорных и лекарственных растений

Алагирского

района

.

Коллекция жуков

Алагирского

района.

Макет экодома и пасеки.

Модель муравейника, глаза, уха.

3

D

модель экологического состояния пришкольного участка.

Видеофильм и презентация о жизни микроорганизмов.

Альбом охраняемых

растений или животных СО заповедника или национального парка «Алания».

Альбом «Морфологическое строение листьев».

Буклет- пищевые добавки, сорные растения.

Генеалогическое древо.

Обработка результатов исследования для публичной защиты.

 

 

 

Оформление текстового документа.

Как правило, текст должен быть расположен на листе формата А4, напечатан через полуторный межстрочный интервал, шрифт обычный (не жирный, не курсив), Times New Roman, 12-й или 14-й размер шрифта, полуторный интервал между строками, автоматический перенос слов, параметры страницы: верхнее, нижнее, правое поле – 2 см, левое поле – 3 см. В проектной работе не должно быть эпиграфов. Фото и видеоматериалы, графики и диаграммы, должны быть вынесены в приложение. Необычные шрифты, цвета, многочисленные рисунки, фотографии, эпиграфы в научной работе лучше не делать. А вот в работе творческого характера это возможно.

Структура исследовательской работы включает следующие части:

титульный лист;

оглавление;

введение;

основная часть (главы);

заключение;

список использованной литературы;

приложения (при необходимости).

Каждая часть исследовательского проекта начинается с новой страницы. Первой страницей считается титульный лист, но номер страницы на нем не ставится.

Введение содержит все основные положения исследовательской работы в сжатой форме и входит в структуру.

Введение должно включать в себя:

актуальность исследования;

проблему исследования;

формулировку темы;

цель исследовательской работы;

объект, предмет исследования;

теоретическая и практическая значимость;

задачи, гипотезу;

методы исследования;

новизну;

краткий анализ изученной литературы

Актуальность исследовательской работы – это те причины, по которым именно эту проблему нужно изучать именно сейчас (сегодня).

Например:

Данная тема является частью какой-то более крупной, общей проблемы, волнующей человечество (определите – какой?)

Проблема … (описание проблемы) остается актуальной вследствие... (что исследуют ученые по этой проблеме, что уже открыто).

Цель исследовательской работы формулируется исходя из того, какой результат предполагается получить в ходе проведения исследования.

На основании изложенного мы сформулировали цель работы – (формулируется, исходя из темы; чего хотите добиться, выяснить, узнать, установить в результате работы над темой).

Задачи исследовательской работы показывают, что автор работы собирается предпринять для достижения поставленной цели. В отличие от цели, которая одна, задач может быть несколько.

Например:

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: (задач 3-5; это этапы работы над темой)

Задачи работы:

К задачам работы относятся:

Изучить литературу по теме

Выяснить значение терминов...

Найти примеры... в ... / собрать материал ... / изучить состав ... / измерить уровень ...

Провести опрос / эксперимент / наблюдение

Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты

Сделать выводы о ...

Или: проанализировать классифицировать, разработать, пронаблюдать, дать определение, описать, объяснить, сравнить, выявить, установить, обобщить.

Теоретическая значимость работы -это описание того, где и как могут применяться данные результаты исследования в жизни человека и обществе и практическая значимость результатов указывает на возможность их использования (где, когда и кем).

Например:

"Практическая значимость моей проектной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в для ...". (помогут в изучении темы… по биологии в школе, принесут экономическую выгоду, способствуют улучшению экологической ситуации, улучшению отношения к животным и природе, и т.д.).

Желательно прежде всего, сделать акцент на той пользе, которая принесет данная работа школе.

Литературный обзор исследовательской работы – это краткое описание того, что другие авторы изучили по данному вопросу. Необходимо отметить, что вы знакомы с разнообразными исследованиями по нескольким источникам и что вами поставлена новая задача.

Например:

Несмотря на то, что изучением … занимаются (сколько примерно времени занимаются), еще не полностью выяснена(-но,-ны) (здесь вы пишите, что не выяснено, фактически – о чем Ваша тема, но самыми общими словами).

Гипотеза исследовательской работы - это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо факторов, особенностей, характеристик, предполагаемое знание, которое ещё не доказано.

Рабочая гипотеза: … (какой результат может быть получен; формулируется, исходя из темы работы).

Альтернативная гипотеза: .. (противоположная первой).

Всё введение занимает 1-2 страницы.

Основными ошибками, встречающимся во введении, часто бывают следующие: замена введения кратким содержанием основной части, использование слов «я», «мне», «моя» вместо «мы», «наше», частое использование слова «является».

Структура работы. Работа состоит из 3 глав, выводов и списка литературы. Список литературы содержит от 5 до10 источников

2. Основная часть.

В основной части работы описывается содержание проекта. Рекомендую разбить основную часть на теоретическую и практическую. В некоторых случаях возможно выделение отдельной главы: Материалы и методы В теоретической части дается анализ литературы по теме исследования, а в практической - описание результатов опроса, наблюдений, экспериментов, опытов, и т.п.

Методы исследования

 - это способы достижения цели исследовательской работы.

Основные методы исследования:

1.Библиографический анализ литературы и материалов сети Internet;

Этот метод исследования представляет собой сбор информации по теме исследования (проекта) из книг, журналов, газет, дисков и сети Интернет. Необходимо помнить, что информация может иметь разную степень достоверности, особенно в сети Интернет. В тексте исследовательской работы необходимы ссылки на источники информации.

2. Наблюдение

Этот метод исследования представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает информацию. Ответьте на вопросы: когда, где, сколько по времени и за чем именно будете наблюдать. Результаты наблюдений записывайте. Записи можно делать в форме текста или таблицы.

3. Опрос

Существует 3 основные вида опроса: беседа, интервью, анкетирование.

Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.

При проведении интервью исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются.

4. Анкетирование

Это метод исследования представляет собой сбор материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают ответы на вопросы письменно. Анкеты могут быть на бумажном носителе. Готовясь к опросу, четко сформулируйте вопросы, на которые хотите получить ответы, и определите, кому будете их задавать. Результаты опроса могут быть представлены текстом или в форме диаграмм, показывающих, сколько процентов, опрошенных выбрали тот или иной вариант ответа.

5. Эксперимент

Этот метод исследования заключается в проведении серии опытов. Опыт включает в себя создание определенных условий, наблюдение за происходящим и фиксацию результатов. И условия, и ход эксперимента, и полученные результаты должны быть подробно описаны в исследовательской работе (проекте). Результаты могут быть представлены в форме текста, графиков, диаграмм. Необходимо помнить, что учебные эксперименты над животными и людьми категорически запрещены!

6. Анализ текста

Этот метод исследования позволяет получить информацию через осмысление и анализ текста. В тексте можно найти определения, различную трактовку авторов по данному вопросу, различную классификацию объектов и явлений. Желательно, ознакомиться с различными интерпретациями провести и анализ.

К основным ошибкам, встречающимся в основной части, можно отнести следующие: отсутствие собственного вывода (выводов) автора, вывод в виде краткого пересказа основной части, наличие в тексте больших по объему таблиц, схем, рисунков и т.п., несоответствие содержания заявленной теме, рассмотрение вопроса очень подробно, наличие большого количества маленьких (по полстранички) разделов, тезисное изложение темы, отсутствие анализа литературных источников.

Заключение. При написании заключения необходимо оценить, достиг ли проект цели, в какой степени цель достигнута. Примерный план содержания этой части проекта может быть в виде ответов на следующие вопросы:

Какой

изучение какой

тем

ы

, проблем

ы

было

направлено

исследование?

Каковы были цель и задачи исследования? Выполнены ли о

ни?

И

сследование

лишь

тогда считается

выполненной

, когда все задачи решены и цель достигнута.

Что нового вы узнали? Чему научились?

Каковы персп

ективы дальнейших исследований?

По объему «Заключение» составляет примерно 1–2 ст

раницы

Существуют общепринятые фразы, которые используются при написании заключительного раздела исследовательской работы:

В процессе моего исследования я выяснил (а)...

На основании проведенного мной исследования, можно сделать следующие выводы...

В заключении отметим, что...

Наша исследовательская работа позволяет сделать вывод о...

Практическая значимость моего исследования состоит в...

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном изучении ...

В перспективе было бы интересно ...

Мы считаем, что было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть ...

Мы приходим к выводу о...

Выводы можно сформулировать следующими фразами:

Таким образом, наша рабочая гипотеза о том, что (вставляете гипотезу), подтвердилась.

Таким образом, наша рабочая гипотеза о том, что (вставляете гипотезу), не подтвердилась и следует согласиться с альтернативной гипотезой.

Отмечу, что выводы должны быть сформулированы самостоятельно и не дублировали содержание основной части. Согласно цели, и формулируем выводы.

По объему «Заключение» составляет примерно 1–2 страницы.

4. Библиография. Это обязательная часть проектной работы. При работе над проектом необходимо использовать школьные учебники, научные издания (книги, журналы, газеты), сайты научных учреждений. Порекомендуйте еще раз сходить в библиотеку, предварительно ознакомившись сами с каталогом. Посоветуйте ученикам такие журналы, как «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», журнал «Биология» Издательского дома «Первое сентября».

5. Приложение (приложения). Эта часть проекта не является обязательной. Однако, если мы хотим выполнить все требования исследовательской работы, лучше посоветовать сделать 1–2 приложения. Здесь могут быть размещены следующие материалы: словарь, рисунки, фотографии, географические карты, большие таблицы, графики, схемы, диаграммы, анкеты и т.д. Лучше, если на них будут сделаны ссылки в работе. Если ребенок проводил опрос, анкетирование, желательно сохранить и приложить все ответы опрашиваемых.

Пятый этап — публичная защита проекта. Она направлена на формирование коммуникативных навыков, умение отстаивать свою точку зрения, проводить научную дискуссию. Также на этом этапе важно определить, существуют ли перспективы дальнейшей работы над проектом.

Доклад на защиту исследовательской работы

Доклад защиты исследовательской работы обучающихся представляет собой краткое изложение проведенного исследования, полученных результатов, их теоретической и практической значимости.

Подготовка доклада начинается с определения его структуры, далее разрабатывается план доклада, по которому пишется текст защиты материала. Рекомендуется провести несколько репетиций своего выступления на защите исследовательской работы, чтобы запомнить ключевые моменты в тексте и ориентироваться в установленном для выступления регламенте. Время, выделяемое на доклад, составляет не более 5-7 минут.

Шестой этап — опубликование научных результатов в виде тезисов или статей. Для учащихся старших классов этот этап позволит сформировать навыки, которые будут востребованы в дальнейшем при обучении в высших учебных заведениях. Кроме того, уже со школьного возраста будет формироваться индивидуальное портфолио. Очень приветствуется возможность внедрения получаемых в процессе выполнения проекта результатов в практическую деятельность.

Общие требования к оформлению исследовательского проекта

Также в результате проектной деятельности учитель оформляет отчет о работе учащихся над творческим проектом. В отчете отражаются все этапы деятельности, обозначается конкретная работа каждого участника проекта. Учитель, кроме того, указывает цели и задачи работы, описывает результаты, уточняет, что получилось хорошо, а на что надо обратить внимание в последующей работе. 

Проектная деятельность способна обогатить личностный опыт учащихся, позволяет им четче осознать свои интересы, совершенствовать умение работать с информацией, актуализировать знания по предмету и конкретной теме и применять их в своей учебной деятельности.

Презентация – ваш помощник на защите проекта, она дополняет ваше выступление и подсказывает последовательность изложения информации. Обычно презентацию готовят в Microsoft PowerPoint. Рассмотрим основные правила оформления презентации проекта для школьников и студентов.

Основными ошибками, встречающимся во время защиты индивидуального проекта, часто бывают стремление учителя включить в итоговый продукт все, что было создано учеником во время работы над проектом. Но на презентации в первую очередь должен быть представлен продукт проектной работы.

Ученическая презентация проекта должна быть оптимального объема. Для передачи ключевых понятий исследовательской работы будет достаточным оформление 10-20 слайдов, 

Защита проекта, которая может проводиться по окончании аналитического этапа.

Не забывайте о шести принципах эффективной презентации.

Информация, которой вы делитесь, должна быть доступной для ее понимания.

Люди перегружены информацией еще до презентации.

У слушателей обычно короткая память.

Профессионально проводить презентацию - это не то же самое, что выступать публично.

Цель любой презентации - убедить.

Восприятие вашей

презентации аудиторией

более важно, чем ваше собственное ощущение.

Каждая презентация должна быть запоминающейся, привлекать внимание, призывать к действию, быть значимой

 

Программа курса

«Технология учебно-исследовательской и проектной деятельности»

по биологии 10 класс

Примерная программа учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования разработана на основе требований к структуре и результатам освоения ООП в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования и преемственна по отношению к начальному общему образованию и направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и проектной деятельности. Данная программа согласуются с программами социализации и профессиональной ориентации обучающихся на ступени общего образования.

Программа курса «Основы научно-исследовательской и проектной деятельности» предназначена для углубления знаний и умений поисково-исследовательской деятельности учащихся и направлена на развитие навыков самостоятельной научной работы, развитию способностей, формированию личностных качеств обучающихся.

Программа курса «Технология учебно-исследовательской и проектной деятельности» может содержать следующие тематические модули:

Тема 1. Введение в проектную деятельность. Что такое метод проектов; история развития проектного метода; возможности и смыслы проектной деятельности. (3 ч).

Тема 2. Работа над проектом. Что такое проектный продукт; требования к целям и содержанию проекта; структура проекта; требования к оформлению проекта; работа над содержанием проекта; календарный план работы над проектом. Структура и содержание исследовательского проекта школьников. Логические части исследовательского проекта.;

Выбор темы, определение результата, составление плана работы, подготовка черновика и защита проекта (3 ч).

Тема 3. Исследовательский проект. Основы научного знания и теоретической науки; особенности научного исследования; особенности учебного исследования. Основополагающие принципы естественно-научного исследования. Типы и виды учебных исследований. Выбор темы. Организация исследования. Работа с научной литературой. Информационное обеспечение исследования. Конспектирование источников. Обработка содержания научных текстов. Проектирование исследования. Постановка проблемы; формирование и способы проверки гипотез; поиск решений, анализ и выводы в научном исследовании. Выбор темы тренировочного учебного исследования, определение результата, составление плана работы; подготовка черновика работы.

Методологические характеристики исследования. Актуальность исследования. Проблема, на решение которой направлено исследование. Объект и предмет исследования. Гипотеза, на доказательство которой направлено исследование. Цель, задачи, методы, новизна исследования. Теоретические основания исследования. Тема исследования. Оформление исследовательского проекта. Оформление титульного листа. Оформление страницы «Содержание». Цитаты. Оформление таблиц, рисунков, схем, диаграмм. Ссылки на приложения. Сноски. «Оформление раздела «Библиография». Требования к составлению и оформлению тезисов. (16 ч).

Тема 4. Защита исследовательского проекта.

Формы представления исследовательских работ Подготовка школьников к публичной защите. Рецензирование исследовательского проекта. Составление текста доклада. Составление компьютерной презентации. Подготовка к публичной защите. Защита проектов (12 ч).

Календарно-тематическое планирование курса

«Технология учебно-исследовательской и проектной деятельности»

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Факт.

Тема 1. Введение в проектную деятельность(3 ч).

 

Введение .Подготовительная работа.

1

 

 

Что такое метод проектов; история развития проектного метода. Научный способ познания.

1

 

 

Классификация проектов

1

 

 

Тема 2. Работа над проектом.

Что такое проектный продукт; требования к целям и содержанию проекта; структура проекта; требования к оформлению проекта; работа над содержанием проекта; календарный план работы над проектом

1

 

 

Структура и содержание исследовательского проекта школьников. Логические части исследовательского проекта.;

1

 

 

Выбор темы (тренировочных, информационного, игрового, прикладного, социального проектов), определение результата, составление плана работы, подготовка черновика и защита проекта

1

 

 

Тема 3. Исследовательский проект.

Основы научного знания и теоретической науки; особенности научного исследования; особенности учебного исследования..

1

 

 

Основополагающие принципы естественно-научного исследования

1

 

 

Типы и виды учебных исследований.

1

 

 

Организация исследования.

1

 

 

Работа с научной литературой.

1

 

 

Информационное обеспечение исследования.

1

 

 

Конспектирование источников.

1

 

 

Обработка содержания научных текстов.

1

 

 

Проектирование исследования.

1

 

 

Выбор темы. Методологические характеристики исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

Структура исследовательских работ.

1

 

 

Актуальность исследования. Проблема, на решение которой направлено исследование.

1

 

 

Объект и предмет исследования. Гипотеза, на доказательство которой направлено исследование. Цель, задачи, методы, новизна исследования. Теоретические основания исследования.

1

 

 

Оформление исследовательского проекта. Оформление титульного листа. Оформление страницы «Содержание».

1

 

 

Цитаты. Оформление таблиц, рисунков, схем, диаграмм. Ссылки на приложения. Сноски. «Оформление раздела «Библиография»

1

 

 

Размещение графических материалов.

 

 

 

Требования к составлению и оформлению тезисов.

1

 

 

Тема 4. Защита исследовательского проекта.

 

Формы представления исследовательских работ

1

 

 

Подготовка школьников к публичной защите исследовательского проекта

1

 

 

Рецензирование исследовательского проекта

1

 

 

Составление текста доклада.

1

 

 

Составление компьютерной презентации.

1

 

 

Как проходит публичная защита исследовательского проекта.

1

 

 

Подготовка автора исследовательского проекта к участию в полемике и дискуссии.

1

 

 

Культура выступления. Речевая компетенция учащихся. Публичное выступление. Понятие информационной речи. Виды убеждающих выступлений.

1

 

 

Тренировочное выступление

1

 

 

Защита проектов

1

 

 

Анализ результатов исследования.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Таким образом, главным результатом проектной деятельности учащихся, является интерес к изучению биологии, развитие познавательной активности учащихся; воспитание потребности постоянно пополнять свои знания, развитие умений, позволяющих в море окружающей информации находить ту необходимую, которую можно использовать в дальнейшей жизнедеятельности. Использование метода проектов на уроках биологии позволяет решить значительную часть стоящих перед преподавателем проблем, помогая учащимся осознать фундаментальность изучаемого курса.

В ходе выполнения проекта ученик активен, он проявляет творчество. Работая над проектом, каждый обучающийся имеет возможность проявить собственную фантазию, активность и самостоятельность. Проект меняет обязанности ученика и учителя. Первый активно участвует в выборе, организации и конструировании содержания обучения и конкретного урока; второй – выступает в роли консультанта, помощника, участника игр и занятий.

Идея этого подхода для меня очень привлекательна, потому что обучение ориентировано на личностные характеристики.

Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся жизни. В решении проблем растет и развивается личность.

.

Ресурсы Интернета:

 

1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru- Козлицкая Ирина Владимировна Учебныйпроектhttp://www.ms45.edu.ru/ms45/cont_05/html/2005_06/adm_project.html

2. http://www.internet-school.ru/Enc.ashx?item=4272

3. http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=7913&tmpl=com

4. http://www.ucheba.ru/referats/26760.html

5. www.mega.educat.samara.ru.

6. http://www.sibuch.ru/article.php?no=640

7. http://www.sch982.ru/modules/myarticles/1.html

8. http://bg-prestige.narod.ru/proekt/index.html

9. http://www.sch996.edusite.ru/p42aa1.html

10. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=72958&tmpl=com

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×