Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

: Приём звуковедения legato в работе над вокальными произведениями | Афанасьева Нелля. Работа №362714

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Знакомство с основными средствами музыкальной выразительности; обучать протяжному пению legatto, работать над дыханием, звуковедением.: Развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение, умение анализировать, сравнивать, воспитывать музыкальный вкус учащихся, эмоционально-ценностное отношение, устойчивый интерес к музыкальному искусству.Показ ученику и работа вместе с ним над дыхательными упражнениями;- правильное и подходящее ученику по голосу распевание, специальные, в зависимости от проблем, имеющихся у ученика, вокальные упражнения;-показ преподавателем и передача своих ощущений ученику;- правильный разбор произведения, точное интонирование учеником мелодии и нужных в произведении нюансов, а  после- соединение с партией концертмейстера;- Работа над образом в произведении, музыкальностью в каждой фразе;

 

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» Казачинско-Ленского района

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект открытого урока

Тема: Приём звуковедения legato в работе над вокальными произведениями.

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель:

Афанасьева Н.А.

 

Концертмейстер:

Наумова Л.В.

 

Учащаяся 1 класса

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

 

Цель: Добиться плавного, лёгкого звуковедения, при исполнении вокальных произведений.

Задачи:

Образовательные: Продолжить знакомство с основными средствами музыкальной выразительности; обучать протяжному пению legatto, работать над дыханием, звуковедением.

Развивающие: Развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение, умение анализировать, сравнивать, выделять главное.

Воспитательные: Воспитывать музыкальный вкус учащихся, эмоционально-ценностное отношение, устойчивый интерес к музыкальному искусству.

Методы работы:- показ ученику и работа вместе с ним над дыхательными упражнениями;- правильное и подходящее ученику по голосу распевание, специальные, в зависимости от проблем, имеющихся у ученика, вокальные упражнения;-показ преподавателем и передача своих ощущений ученику;- правильный разбор произведения, точное интонирование учеником мелодии и нужных в произведении нюансов, а после- соединение с партией концертмейстера;- Работа над образом в произведении, музыкальностью в каждой фразе;

Технологии:

-Технологии развивающего обучения

Межпредметные связи: сольфеджио, теория музыки, анализ музыкальных произведений, аккомпанемент, литература, методика музыкального воспитания, практика, информатика

Оборудование: фортепиано, ноутбук, ноты, партии.

Тип урока: комбинированный

Произведения:

Музыка

Ф.Абт

 

Вокализ №

9

Музыка

Э.Григ

перевод с норвежского

С.Свириденко

«Заход солнца»

Музыка

Харада

Рётаро

, слова

Кагэсимо

Тарнаки

перевод с японского

Е.Филиц

«Птицы над взморьем»

Ход урока:

Тема: Приём звуковедения legato в работе над вокальными произведениями.

Любое, красиво звучащее музыкальное произведение, не может не вызвать отклика в душах слушающих его. Проникновенно, продуманно и прочувствованно исполненное вокальное произведение, заключает в себе ещё большую силу воздействия на человека, пробуждая эмоциональные переживания и яркие впечатления посредством не только музыки, но и слова.

О предварительной работе при этом никто и не задумается, т. к. она и не видна в случае профессиональной подготовки исполнителя. А умению работать над вокальным произведением, доводить его исполнение до готовности и концертного уровня, обучают уже с младшего возраста в детских музыкальных школах на отделениях сольного пения, где учащиеся приобретают на уроках вокала необходимые вокально-технические навыки, развивают творческое воображение, воспитывают у себя эстетическое мышление, пополняют кругозор, обучаясь в процессе работы над произведением пониманию замысла авторов музыки и словесного текста и умению донести до слушателя задуманное композитором и поэтом, проявляя через исполнение своё личное отношение к этому.

Важным этапом подготовки вокального произведения к исполнению, после предварительного разучивания музыкального и поэтического текста, является работа над звуковедением и динамикой, от которых зависят цельность, красота и яркость художественного образа.

При начальном «черновом» исполнении произведения от начала до конца, уже чувствуя форму и, пытаясь показать динамическую и смысловую кульминации, «вырисовывается» образ, появляется понимание целостности произведения и его динамического развития.

А далее следует кропотливая работа по небольшим частям, т.е. по предложениям и по фразам.

ЗВУКОВЕДЕНИЕ — в вокальном искусстве термин применяется для обозначения различных видов ведения голоса по звукам мелодии (напр., легато, кантилена, портаменто, маркато и т. п.). Кантилена «легато» — основной вид звуковедения в пении.

Основной вид звуковедения в вокальных произведениях – легато, кантилена, т.е. связное пение звуков. Навык пения на легато исключает такой недостаток пения как скандирование, вследствие которого теряется связность, певучесть и целостность мелодии.

Отрабатывание навыка кантиленного пения, т.е. способа звуковедения легато, проводится и при исполнении упражнений, и при работе над произведениями. Существуют и такие виды звуковедения или, по-другому, способы вокализации как нон-легато (не связно), маркато (подчёркнуто) и стаккато (отрывисто).

Работа над звуковедением – это есть работа над нужной подачей выдыхаемого воздуха, который, прорываясь через голосовые складки, ведёт за собой образование звука и не только одного звука, но целой фразы или предложения.

Распевки:

Ход урока:

1. Подготовка голосового аппарата к работе

- Дыхательные упражнения для диафрагмы

а) Вдох, выдох;

б) Два вдоха, два выдоха;

в) Задуваем сечу;

- Распевки

а) Пение закрытым ртом

б) пение на одном звуке слогов «ма-мэ-ми-мо-му» постепенно меняя согласные буквы;

в) распевка в пределах терции на «контилену» ми-и-я»;

г) распевка в пределах квинты на слогах «зи-я-зи-я-зи»;

д) распевка на активном, но мягком стаккато. Слоги «ми» или «лё» по дважды повторяющемуся мажорному трезвучию.

е) распевка по нисходящему трезвучию «я-по-ю»

2. Работа над произведениями

Ф. Абт Вокализ №9

-Что такое вокализ в музыке?

-Как исполняется вокализ?

Вокализ представляет собой упражнение или этюд для развития вокальной техники - разных приёмов вокального звукоизвлечения legato, staccato, non legato, выработки красивой кантилены и подвижности голоса.

     Задача работы – добиваться хорошей кантилены (работая над плавностью голосоведения, спокойным взятием «правильного» дыхания), ровности и мягкостью звучания на всем диапазоне, свободной артикуляции, грамотной фразировки.

Э.Григ «Заход солнца»

-Кто композитор этого произведения? (портрет)

-Что хотел показать, передать композитор в произведении? (картины природы)

-В какой форме написано это произведение?

-Какие ещё ты знаешь произведения Э.Грига?

 

В музыке Грига звучит чарующая красота норвежской природы, то величественной, то скромной. Простота музыкального выражения и в то же время его оригинальность, национальный колорит, самобытность образов подкупают слушателя. “Неудивительно,- писал П. И. Чайковский, что Грига все любят, что он везде популярен!..” Подобно Глинке в России, Григ явился основоположником норвежской музыкальной классики.

Просмотр видеоролика

Работа над произведением

Х. Рётаро «Птицы над взморьем»

-Что хотел показать, передать композитор в произведении?

-В какой форме написано это произведение?

Работа над произведением.

Заключение

Содержание и характер вокального произведения предопределяют его звуковое и динамическое оформление, способствующие созданию художественного образа этого произведения. Именно звуковедение и динамика имеют здесь важное, большое значение. От них зависит красота, своеобразие и оригинальность.

Вся вокально-техническая и художественно-эмоциональная работа над произведением направляется на достижение исполнительских навыков и мастерства, на передачу всех авторских замыслов композитора и поэта, что в итоге ведёт к раскрытию художественного образа вокального произведения и к его яркости при исполнении.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×