Излагая данную проблему, нужно отметить, что точкой отсчета современного российского образования и педагогического сознания стал ХVIII век и реформаторская деятельность Петра I. Осмысливая сегодня произошедшее в эпоху Петра I, надо прежде всего сказать, что в этот период Россия стала светской страной. В связи с этим было изменено направление развития Российского государства в политическом, и в светском смысле. «Европеизация» коснулась не только образа жизни дворянского сословия, но и многих областей жизни всего населения. В частности, трансформация коснулась и педагогической мысли России. Потребность в новых специалистах породила создание новых учебных заведений, способных удовлетворить запросы государственной машины. Реконструкция, проводимая Петром I по западному образцу, требовала решения многих государственных задач. Пётр I прекрасно осознавал необходимость в подготовке собственных кадров и отдавал приоритет отечественным специалистам, но выращенным русской образовательной системой по подобию западных образцов. К.Д.Ушинский, выдающийся педагог XIX века, основоположник научной российской педагогики, подчёркивал важность образовательной политики первого российского императора так: «Пётр Великий и его ближайшие преемники основывали разные училища не для удовлетворения потребности высших классов в образовании (этой потребности не было), а для того, чтобы иметь лиц, подготовленных к различным родам государственной службы».
В кратчайшие сроки нужно было сократить отставание России от западных стран, подготовить грамотных «людей государственного дела», обязанных быть полезными государству на любом поприще. Пётр Великий «поставил» для России своеобразную «планку» западных достижений, до которой она могла дотянуться, только вырастив собственных специалистов. Предполагалось, что это будут дворянские дети, и дети среднего сословия - купцов, торговцев. Низшее, крестьянское сословие оставалось, практически, без внимания. Образование и воспитание становятся новым требованием времени. Государству, императору Петру Великому, прежде всего, для выполнения собственных замыслов нужны были эрудированные, образованные люди, с широким общеобразовательным кругозором. В петровскую эпоху существовали так называемые «цифирные школы» (по-другому арифметические). Созданы они были, согласно указу Петра I, в 1714 году в провинциальных городах в целях массового образования и были призваны, как говорилось, «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии». В данных школах готовили грамотных людей для госучреждений, армии, флота, промышленности, торговли, а также для поступления в специальные школы – навигацкие и адмиралтейские. Помимо этого открывались архиерейские школы религиозной направленности по инициативе епископов, поддерживавших правительственные преобразования. Особенности новых школ проявлялись в следующем: 1)Все школы были государственными и гражданскими. 2)Содержание образования в них было реальное. 3)Присутствовал демократический характер школьного образования (школы были запрещены только для крепостных крестьян). 4) «Петровские» школы были принудительными. Это подтверждает такой исторический факт: тех, кто не хотел учиться, Пётр I заставлял плетью и угрозой разорения получать образование.